Протопоп Аввакум

Род. 162о(1) - 1682. Был сыном дьячка, раноосиротел. В 17лет женился на дочери священника. Был начитан. Кромечтения у него ничего не было (разум и религиозное чувство). Довольно длительное время был под запретом. С середины Х1Х в. им начали заниматься в историческом плане. До современного времени его рассматривали как реакционера. Он был религиозен, мистичен, поэтому особо его не культивировали.

Русская церковь и общество вступили в период острого духовного кризиса. Складывается такое положение, когда все были недовольны. Это недовольство коснулось церкви. Поводом послужили реформы. Русский народ принял православную веру в Х в. из рук греков. Сама греческая вера к тому времени имела православный характер. Затем происходит отдаление России от Греции. Русская церковь стремится к определенной автономии с учетом местных условий. На религиозные обряды накладывает отпечаток язычество. Христианство опиралось на документы, которые обширны и находились в постоянной переписке. К середине ХУ11 в. получилась собственная московская вера. Она была народной, господствующей. Когда в 1454 г. пал Константинополь, русские уверовали, что русская вера является всеобщей, абсолютной. Греки подписали унию, когда внесли массу изменений (крещение троеперстием). Греки учились в Италии, где были проведены исследования, были найдены тексты. Было доказано по Евангелию, оригиналы. Россия об этом не знала. Получилось расхождение в московской и константинопольской патриархиях.

Когда начался процесс воссоединения с Украиной, которая верила по-гречески, начались реформы в церкви. Первоначально их проводили ревнители церкви. Упор на нравственное поведение духовенства, падение веры в народе, который увлекался скоморошеством и колдовством. Кружок ревнителей православия состоял из протопопов, которые решили реформировать церковь. Ввели единогласие (до того многоголосное пение, различные части Евангелия читали одновременно). Было запрещено скоморошество. Когда умер патриарх, один из членов кружка, Никон, стал патриархом.

Ревнители благочестия были ревнителями старой веры.Никон ознакомился с делом детально. Было приглашено 30 монахов из Киева. Выяснилось, что верили не по Евангелию, а по апокрифам. Начались реформы. Когда народ глубоко верит, любая попытка реформ приводит к потрясениям. Возник раскол не только в церкви, но и в самом государстве. Огромная масса народа отказывается жить по законам, установленным государством. Начинается бунт. Новогреческая церковь возникла из людей неверующих, им было все равно в какую церковь ходить. Люди духовно целостные не могли пожертвовать принципом. Остальные продолжали не верить, как и не верили прежде.

Протопоп хотел, чтобы люди жили строго по Евангелию, соблюдали все благочестие.

Протопоп Аввакум начал службу с конфликта с местным начальником, который взял в наложницы дочь сироты. Тот возмутился и во время проповеди начальника начал разоблачать. Тот приказал стрельцам его избить. Убежал ночью в Москву и сблизился с ревнителями. Они выбили ему место в Юрьеве. Произошло новое его избиение. Опять бежал в Москву. Патрон Аввакума Неронов выступил против Никона. Аввакум занял его место, после ссылки патрона. Его выслали и приставили к казакам.

Аввакум подвергался издевательствам. Начальник был господином строгим, но справедливым. Аввакум и он были людьми одного склада. Через 10 лет Аввакум был возвращен в Москву. По дороге он занимался антиниконианской пропагандой, вызывал смятение. Царь в Москве его принял, пытался задобрить богатыми подарками. Подарки отметает и выступает в соборе против реформ церкви. Был арестован, лишен сана, посажен на цепь и били. Нашли его сообщников, им урезали языки и отправили в заточение в Пустозерский монастырь. Аввакума пощадили и отправили в ссылку в тот же монастырь. 15 лет он там находился. В 1682 г. по обвинению в оскорблении Алексея Михайловича и нападок на церковь был сожжен с соратниками в срубе, в котором он сидел.

Перу Аввакума принадлежит "Житие протопопа Аввакума". Он рассказывает о своих страданиях, борьбе за веру. Это является первым русским автобиографическим романом. Проведена идея святости, служения вере. Само "Житие" написано ярким литературным языком.

Когда он сидел в срубе, написал 8 бесед, составивших книгу Бесед или толкований на Евангелие, написал 5 челобитных и более 70 посланий. В охране были люди, способствующие выносить эти тексты и распространять их в народе. Все сочинения были известны в раскольничьей среде, охватывающей пол Руси. Это был период, когда духовный лидер противопоставлял себя власти, официальной церкви. Он имел вследствие своего интеллекта силу.

Основные идеи:

проблема Восток - Запад (Россия и Европа);

проблема Русской церкви и религии;

проблема нравственная или проблема человека.

1)Аввакум предупреждал от общения с Западом и преклонения перед ним - отрицание Запада, его культурного достоинства. В этой постановке проявляется наиболее русскость Аввакума. Он наиболее русский философ, потому что он вышел из народа. В нем проявляется настороженное отношение к инородным влияниям. Эта проблема станет практически центральной в русской философии. Его позиции есть переходящая в национализм, но оправданная исторически, ибо таким образом формировалось русское сознание. Т.о. он выразил форму самозащиты русского молодого сознания от западного влияния. Эта проблема связана с жизнью церкви. Был противником никонианских реформ. Эта защита русской церкви проявляется в его жизни, его деятельности. В теоретических сочинениях он говорит о церкви вообще. Он пошел по пути демократизации церкви и истолкования ее истинного смысла и положения в обществе того времени. Этим он выделил внешние стороны деятельности церкви. Он имеет в виду определенную демократизацию управления церковью, демократизацию ее структуры. Церковь должна жить соборной жизнью. Люди верующие должны определять ее жизнь. Соборы отвергаются. Патриархи оторвали церковь от народа, превратили ее в свою вотчину, поэтому верующие отделились от верхушки церкви. Аввакум призывал каждого верующего жить жизнью церкви - истинная соборность. Эта проблема для русской церкви существовала все время, особенно когда церковь превратилась в учреждение государства при Петре 1.

Вопрос о церкви во внешнем аспекте касался отношений церкви и государства. Существовал конфликт между Никоном и Алексеем Михайловичем. Никон замахнулся на главенство в государстве. Аввакум не отрицал теократической идеал государственной жизни. Государство и церковь едины, но не государство в церкви, а церковь в государстве. Это единство обеспечено тем, что царская власть освящается. Церковь освящает власть государя, тем самым признает административное правление государя над собой. Т.е. дуализм разрешался освящением царской власти. Главный грех - превратить церковь в форму светского управления. В России такого не должно быть. По церковным вопросам Аввакум пишет челобитные не патриарху, а царю. Постоянно отмечал в посланиях, что Алексий совершил большой грех и за это мучается в аду. Т.е. момент ответственности царя за власть. Аввакум постоянно подчеркивал: власть царя освященная, но не священна. То же относится и к власти патриарха. Отрицая святость царя и царской власти, Аввакум оставляет за собой право судить царскую власть. В этом анархический момент в творчестве самого Аввакума. Он судит, выносит нравственные оценки. Этим определяется и жизненная позиция Аввакума. Церковь полностью сливается с государством посредством освящения царской власти церковью. Аввакум полагал, что церковь в настоящее время искажает свою сущность и назначение тем, что отдает предпочтение форме, сосредоточившись на внешних сторонах жизни. Т.о. она теряет верующих. В никонианском варианте церковь отрывается от простого народа. Поэтому Аввакум считал необходиммым соответствующее приближение веры к каждому человеку. Аввакум проводит ряд идей. Он критикует существующую церковь за отрыв формы от содержания. Церковь превращается в языческую икону, если не опираться на истинную веру. Поэтому Аввакум обличал духовенство, которое под личиной святости творит не святые дела. Его литературные образы находят отзвук среди верующих. Надеже церковь превратить в союз людей истинноверующих. Церковь не вне и не над народом. Церковь и есть народ, народ верующий. Фактически Аввакум проводит евангельские принципы в отношении церкви. Поэтому разъясняет учение церкви народу. Он проводит в своих произведениях аллегорические формы, метафоры, что позволяло идейно пропагандировать учение. Евангелические принципы жизненности. Постоянная связь религиозных текстов, связь веры и жизни. Библия для него закон жизни, в таком же духе написано Евангелие. Его разъяснения постоянно ориентированы, что его религиозные принципы существенны. Это принципы имеют высшую ценность, так как соотносятся с Богом. Эти принципы имеют определенную святость, важно чтобы каждый человек это понимал и принимал. Основой служит вера.

Аввакум показывает, что все его понимание религиозных заветов покоится на жизненном опыте. Была осуществлена определенная программа преобразования церкви. Это определенный идеал, который формулирует Аввакум. Наша старая вера соответствует этому идеалу более чем новая, ибо она была изначально принята народом и была связана по статусу с практическими жизненными началами. В комплексе проблем нравственности и человека. Эта нравственность основывается на \Евангелии. Он поставил вопрос об истинной вере, которая служит основанием нравственности. Благочестие и достоинство человека оказываются неразрывно связанными этическими категориями. Это принципы устройства нравственного мира. В основе связи благочестия и достоинства лежит истинная вера. Понимание нравственного долга ведет к борьбе с неверием и служению человеку. Мораль раскола антииндивидуальна, он не для себя молится, он молится за веру, за других людей, он служит им беззаветно. Достоинство и благочестие связаны не только с личным стремлением человека, они предполагают общественную жизнь человека (Жизнь для другого, служение конкретными делами).

Характерное понимание нравственности предполагало борьбу добра и зла. Это две силы Христа и Антихриста. В 1666 г. ждали пришествия Антихриста. Сроки стали переносить, что вызвало волнения. Раскольники считали Никона предтечей Антихриста. Эта борьба идет в сердцах людей. Силы Антихриста никогда не могут победить силы Христа, которые есть стремление людей к единению, общению, братству. Нравственная структура мира предполагала торжество Христа. Истинная цель предполагала единство и в форме и в содержании.

Важное значение нравственности предполагает человека. Это не бессловесный раб Божий, он есть полноправный представитель Бога на земле, Все в мире наделано для человека. В этом смысле Аввакум предвестник Достоевского и Бердяева (не только человек нуждается в Боге, но и Бог в человеке). Единство Бога и человека проявляется в том, что человек связан с богом, что ему присуща вера. Человек реализует это единство только, когда он существует в церкви, когда его нравственность опирается на веру. Церковь это единство людей, то, что их объединяет в вере в Бога и в самих себя.

Церковь понимается в духе реального института, а не союза реальных людей. В церкви человек выполняет свой долг в полном объеме. Церковь не просто создается людьми, она возникает там, где есть верующие люди, она органически присуща обществу. Церковь - неразрывное единое, обладающее единством формы и содержания. Настоящая вера призвана соединять людей, помогать им. Церковь и истинная вера не преходящи, а вечны. Разрушение церкви - нравственное падение человека, мира.

Суждения Аввакума о человеке не были лишены религиозного пантеизма. Аввакум представлял себя выразителем святого Духа. В видениях предстают ангелы, Христос, он общался с ними, следовательно, единение человеческого духа с мировым, божественным духом. Живая связь человек и Бога в исполнении нравственного долга.

Аввакум не исключал в своей концепции нравственности ни подвигов, ни религиозных обрядов. Он последователен в вере. Не был лишен мистики (молитвы не исключены из его концепции). Сила религии не в чуде, но чудо не исключалось. Молитва, связь с Богом приводили к мистике. Сам Аввакум рассказывал, что с ним происходили чудеса, он и сам может делать чудеса, что сопровождалось скепсисом в отношении святости.

Аввакум ставил человека в середину мира, но далек от человекобожества. Человек полномочный представитель Бога на Земле, но он смиренный.

Нравственность он понимал как жизненный принцип в жизни нравственных людей, их поступками спасается мир и истинная церковь. Если в церкви остается хоть один святой человек, она не теряет своей святости.

Послания к трем дочерям: Морозовой, Урусовой и Даниловой. Эти женщины за веру положили жизнь, они отдали богатства для спасения человечества. Аввакум говорит, что они уравнялись в своем подвиге с Христом, который имел все, но принял смерть. Святость - страдание за людей, нравственный пример, поданный людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: