Феофан Прокопович

(1681 - 1736)

Один из деятелей петровской эпохи. Родился на Украине в семье священнослужителей. Сам очень рано начал учиться. Затем учился в Европе: Польша, Германия, Рим. Принял униатство и учился в папских учреждениях. Потом бежал из Рима, возвратился на Украину. Был прощен и был определен в Киевскую духовную коллегию учителем. Сначала преподавал пиитику, потом богословие и философию. Стал префектом, затем ректором академии. В 1706 г. произошло первое знакомство Петра с Феофаном. Во время полтавской баталии Феофан произнес речь в Киеве в присутствии царя. Тот его замечает и в 1711 г. берет с собой в прутский поход, который закончился неудачно. В 1716 г. Петр решил сделать его епископом, приглашает в Петербург. При этом в среде духовенства возникла оппозиция Феофану. Доложили об этом Петру, который добился прекращения дела. Феофан стал епископом. Через год митрополит Псковский, потом новгородский и великолуцкий. Петербург входил в эту митрополию. При образовании синода был его вице-президентом. После смерти Петра Феофан должен был пасть, но его политическая опытность позволила ему удержаться наверху. Через год отношения с Меншиковым испортились. Возникло дело о хищениях, которые он якобы допустил. Феофан припомнил высказывания против Екатерины, высказанные Феодосием Псковским, зачинщиком заговора. Написал бумагу и т.о. избежал гибели. Кроме Феодосия, Феофилакт Лопатинский, митрополит Тверской, итриговал против по идейным соображениям. Было множество и других врагов. Самое трудное для него было время правления Петра 11, вокруг которого существовал кружок против петровских реформ. Долгорукие и Голицыны были врагами Феофана. Феофана поддерживавал Остерман, который тоже играл значительную роль. Когда умер Петр 11, внимание верховников было обращено на Анну Иоанновну, которая должна была стать номинальным правителем. Эта затея вызвала сопротивление в дворянстве. В Москве и Петербурге началось волнение. Одним из его инициаторов был Феофан Прокопович. Когда воцарилась Анна Иоанновна, Феофан усилился. Тогда смог расправиться со всеми своими врагами. Немцы Анны были покровителями Феофана. Но в 1736г. он неожиданно умер.

Богословские позиции. Отступает от традиционных богословских методов в толковании тех или иных вопросов. Богословие было книжным, догматическим. Феофан выступил против этой начетнической системы. У него была европейская ученость с европейской окраской. Написал из 14 7 томов богословия. Решился, минуя соборы и церковь, утверждать новую догматику. Католическая церковь предполагает, что папа римский вправе дополнять священное Писание. Он наместник бога на земле. Феофан занимал позицию, что никакие соборы не в состоянии подняться до уровня откровения. Таким образом|, положения церкви являются истинными. С другой стороны это положение поддерживается и протестантами, для которых важно слово Божье, писание, Евангелие. Церковь - дело личное. Т.о., святость у них в личной вере и в слове божьем. Феофан таким образом ближе к протестантам по теологическим взглядам, но не разделял их взгляды на церковь.

Второе - оправдание и спасение. В католической церкви есть представление, что человек оправдывается и спасается делами. В православии человек оправдывается и спасается и делами и верой, которые между собой неразрывно связаны. То есть, дела должны быть христианскими, а вера живой.

Бог - начало духовного мира; бесконечная, всесовершенная, единая сущность. Он есть реальное воплощение Отца, Сына и Св. Духа. Разрабатывал целую систему доказательств бытия Бога. Это было то, что составляло логико -теологические вещи, которые Феофан Прокопович взял и у католиков и у протестантов: причинность, врожденные нравственные чувства человека, врожденное чувствование Бога и т.д. Из этих качеств мы заключаем о Боге. Постоянно подчеркивал несоизмеримость человеческого познания и сущности Бога. Знаем только то, что Бог открыл по своей благодати. Бог есть абсолютное начало.

Это все вызывало зависть в академии и постоянный поиск неправославия в его концепциях. Затем возникли определенные столкновения со Стефаном Яворским. Учение Феофана не согласовывалось с положениями нашей церкви. Первые столкновения произошли в деле Тверитииова в 1713г., когда группа людей была обвинена в протестантизме. Петр не хотел жертв, его поддерживал Феофан. Петр обязал Стефана Яворского прекратить дело. Но приближенный Тверитинова публично ранил православную икону. Он был сожжен.

Был автором "Духовного регламента", который поручил ему оставить Петр. Регламент о духовной коллегии был собственноручно утвержден Петром в качестве закона. Этот регламент вызвал целую волну нападок на Феофана. Регламент упразднял патриаршество, ибо наличие единого человека, который является представителем Бога, вызывало то, что с ним связано определенное представление о мире. Таким образом, получалось два руководителя, когда церковный правитель, оказывался влиятельнее царя. Поэтому правильнее, если государь будет главой церкви. Свои обязанности поручал духовной коллегии. Эта коллегия предполагала полное и безоговорочное подчинения церкви государству. Старая церковь с теократией уходила безвозвратно. Раньше духовенство было неподсудно светскому суду. Теперь монашество и священничество такой же чин в государстве, как и другие чины, поэтому они должны выполнять государственные функции. Целый раздел касался просвещения. Утверждалось право общества воздействовать на назначение священников. Священники и священнослужители должны быть грамотными. Предпочтение отдается человеку образованному. Он предполагал создание в России системы школ с религиозной окраской. Готовит кадры для церкви. Они ориентированы на западноевропейскую религиозную иезуитскую образованность. Предполагалось изучение светских дисциплин (математика), так как религиозные школы должны давать часть кадров для общественной жизни. То есть готовятся и гражданские лица. Епископам и митрополитам предписывалось содержать учителей, снабжать школы и т. д.

В 1722 г. появляется дополнение к Регламенту, где дописаны правила монашеству. Критика монахов. Предписано монашество как бродячее сословие запретить, книги без надзора игумена запретить. Монастырям вменить функцию просвещения и благости. Открыть госпитали при монастырях для инвалидов. Монахи должны учить и помогать обездоленным реально.

Постоянно обращался к разъяснению догматического материала. Писал против раскольников. Ему принадлежат полемические сочинения (например, о греховности человека).

В 1722 г. умер Стефан Яворский. Перед смертью в 1718 было написано его главное произведение "Камень веры", где он развивал концепцию, что камнем веры являет патриаршество и церковь должна была занять главенствующее положение. "Камень веры" был запрещен Петром в России. Таким образом, получалось, что отвергнутое православие поддерживал католическая вера в Европе, а Петр и Феофан протестантизмом. На "Камень веры" был издан в Германии "Молоток", которой якобы написал Буддей, который умер за три года до издания. Предположение, что автором был сам Феофан Прокопович. В ответ появилось возражение католического проповедника Рибейры "Возражение на Молоток". Оно было переведено на русский язык, как и "Цветок веры". Феофан узнал (говорилось, что России иностранные людишки насаждают свою веру - Миних, Остерман, Бирон). И запретил.

Политические сочинения. Наиболее известны "Правда воли монаршей" и "Слово о делах и чести царской". "Правда воли монаршей" появилась в связи с делом Алексея Петровича. Он доказывал, что воля монарха являться абсолютной во всех политических и государственных делах. Он абсолютной властью обладает т Бога и получает по общественному соглашению и из соображений государственной пользы. Гражданские основания власти царской берет у Г. Гроция, С.Пуффендорфа, Гоббса. Т.О. Петр имеет право завещать свой престол по своему выбору. То есть передач императорской власти по завещанию.

Философско-религиозные взгляды. Ограничение абсолютной власти интересом государственным. Феофан создал правовую основу для существования самодержавного абсолютизма. В этом выразилось и изменение ситуации при дворе. Возник слой дворянства. Павел 1 установил другой порядок престолонаследования.

Феофан проявил себя как проповедник. Произносил проповеди по различным темам. События библии интерпретировал соответственно современной общественной жизни. Его проповеди были законченными произведениями. Они были общественными политическими произведениями. Верхом проповеднического искусства была проповедь по случаю смерти Петра 1 Он был выдающимся проповедником и положил начало проповедникам ХУ111 века. Во времена Екатерины 11 его проповеди были изданы в 3-х томах.

Кроме проповедей и слов написал огромное количество богословских сочинений. Интересно, что его оппоненты обвиняли его в неправославии. "Слово о распре Павла и Варнавы и слово о Павле и об иге неудобносимом". Ветхий завет накладывал на человека определенные обязанности. Исполняя этот долг, человек пришел к Новому завету, который накладывал свои правила. В Ветхом завете процесс обрезания самое тяжелое иго. В Новом завете надо нести мучение. Христа воспринимали как освобождение. Оказывается, что обряд по Ветхому завету выходил к фарисейству, так как он сводил к внешнему, личную свободу отводил на второй план. Феофан впервые выступает как теоретик-богослов на русской почве. Он выступает как основатель систематического богословия в России (хотел создать 14 книг как богословскую систему). В дальнейшем на основе богословия Феофана изучали богословие в богословских учреждениях.

"Рассуждение о безбожии". Безбожие, по его определению, атеизм. Он полагал, что атеист является человеком безнравственным и вредным. Наносит вред обществу, человеку и себе лично. Атеизм возникает от различных причин: от ложных учений, от ложного понимания, чрезмерной гордыни. Часто он оказывается связанным с философией. Философы прошлых времен давали основания для различных атеистических систем. 1. Скептический атеизм - человек ничего познать не может и ничего не знает. Выражал сомнение во всем, соответственно и в Боге. 2. Догматический атеизм. Он признает объективное существование первой материи. Эта первоматерия является началом всего. 3. Аристотелевский атеизм. Соприкасается с догматическим. Аристотель: ничто в этом мире не возникает из ничего. Никакого творения Богом мира не было. Основанием атеизма этого является и учение о форме. Форма вечна, ничем и никем не сотворимая. 4.Стоический атеизм. Он предполагает сопричастность Бога и мира. 5. Эпикуров атеизм из представления, что все в мире творится из атомов. Движение атомов становится случайно в своем соприкосновении создает действительный мир. 6.Атеизм Спинозы. Бог и природа одно и то же.

Феофан опровергал эти концепции. Принцип скептицизма приводит к противоречию. Сам принцип скептицизма подверг сомнению и уничтожению. Догматический атеизм опровергает тем, что, признавая первую материю, нельзя ее никаким образом привести в движение. То же относится и к аристотелевскому атеизму. Он не может объяснить, откуда и как все возникло. Что является причиной возникновения форм, как форма соединяется с материей. Если предполагать Бога как живое начало, эти вопросы тотчас же разрешаются. В стоическом атеизме, будучи сопряженным с формами бытия, Бог разделяет все несовершенства конечных вещей. Бог не может быть несовершенным началом. Так же эпикурейцы не могут объяснить как из мертвых атомов могла возникнуть жизнь, разнообразие и гармония мира. Атеизм Спинозы несовершенен, Бог как природа рождается, умирает и проходит все стадии становления. Это противоречит определению Бога. Раз все эти системы несовершенны, значит есть Бог. Для этого существуют доказательства. Доказывая, что Бог есть совершенно необходимый принцип существования бытия. Из совершенства природы свидетельство о наличии творца и умысла его, плюс многообразие мира, устройство человека (единство души и тела). Эти свойства есть результат божественного вмешательства.

Определения положительно определяют сущность Бога. Он определяется как стоящий над всем миром, содержащий в себе все архетипы природных начал. Бог то, что творит бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: