Тредьяковский Василий Кириллович

(1703 - 1769)

Был академиком, профессором. Был очень скандальным (спор с Ломоносовым), за что был изгнан. Получил образование в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. учился во Франции в Сорбонне. Вернувшись, он был принят на службу в академию наук, где был переводчиком и некоторое время секретарем. Как переводчик переводил разные переводы. Из философских сочинений Бэкона "Новый Органон", Христиан Вольф "Об истинном познании". Остановился на переводе римской истории Шарля Роллена. В предисловии пишет о естественном праве и его различном понимании. Есть предположение, что естественное право есть божественное право, что оно соответствует природе человека, по Гоббсу, свободе гражданина. Он имеет в виду интересы общественные (Пуффендорф - превосходство государственных интересов над частными). Приведя все эти концепции, Тредиаковский подчеркивает, что естественное право есть результат божественного творения. Человек уже создаст соответствие с принципами божественного творения, но эти правила выражены и в Слове (Св. Писании). Два принципа: 1. Люби Бога. 2. Люби ближнего как самого себя. Эти два принципа - основа естественного права. Их реализация приводит к проявлению в обществе добра и справедливости, а формирует это закон.

Воспроизведены таблицы римского права. Наличие этих 12 таблиц и то, что законы служили защитой каждого гражданина, послужило основой процветания Римского государства. Из особо выделяемых таблиц римского права: от каждого гражданина требуется служить государству и народу. Предписывались правила отношений - нарушение слова карается общественно. Все отношения между гражданами должны регулироваться договором. Следовательно, эти принципы должны быть востребованы русским государством.

Эстетические работы. Он много занимался реформой языка. Высказывал ряд суждений о том, каким образом язык существует, какое значение имеет. Язык надо сохранить в чистоте без иностранных влияний. Большие проблемы языка связывал с проблемой стихосложения. Описал размеры стиха, правила стихосложения. Его реформа свелась к наличию рифмы и ритма. По этой проблеме конфликт с Ломоносовым и основной акцент на ритм, на определенное звучание стиха. Освобождение русского язык от его славянской формы, следовательно, понимание стиха и поэзии. Стал писать в лирическом духе, то есть, изображая свои чувства, не всегда возвышенные. Четко различал стих и поэзию. Стих - материал поэзии. Писать стихом и создавать художественное поэтическое произведение - не одно и то же. Поэтическое произведение предполагает вымысел, творчество и подражание. Чтобы реализовать эти начала, необходимо иметь способности, позволяющие с помощью воображения создавать образ. Поэтому произведение должно сочетать и конкретность и вымысел.

Древние говорили, что божественное - поэзия человека. Поэт важнее философа, так как он оказывает влияние на людей. Поэзия - вещь чисто человеческая. Общественные причины способствуют развитию поэзии, но необходим талант. Впервые поэзия возникла из музыки, музыка - первее поэзии, где в нерасчлененной форме присутствует все богатство мира. Первыми поэтами были пастухи, потом жрецы, в дальнейшем она становится формой духовной деятельности.

Ориентация на гуманитарный склад мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: