Предмет и методы философии

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

- имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

- однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

- носит предельно общий, теоретический характер;

- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

- во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

- имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

- в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

- опирается на категории — предельно общие понятия;

- неисчерпаемо по своей сути;

- ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

- онтология (учение о бытии);

- гносеология (учение о познании);

- человек;

- общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

- сущность бытия;

- происхождение бытия;

- материя (субстанция), ее формы;

- сознание, его происхождение и природа;

- взаимоотношение материи и сознания;

- бессознательное;

- человек, его сущность и существование;

- душа, духовный мир человека;

- общество;

- общество и человек;

- природа;

- природа и общество;

- духовная сфера жизни общества;

- материально-экономическая сфера жизни общества;

- социальная сфера общества;

- общественно-экономические формации, цивилизации;

- перспективы человека, общества;

- экология, проблемы выживания;

- особенности познания;

- влияние познающего субъекта на процесс познания иего ре­зультаты;

- ограниченность и безграничность познания;

- движение;

- философские категории;

- диалектика и ее законы;

- иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых осуществляется философское исследование) являются:

- диалектика;

- метафизика;

- догматизм;

- эклектика;

- софистика;

- герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизик — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

- обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности);

- статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);

- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный ме­тод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто­верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова­ния каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гно­сеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и  философскими методами являются:

- материализм;

- идеализм;

- эмпиризм;

- рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринима­ется как реально существующая, материя — как первичная субстан­ция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материали­стическо-диалектический метод господствовал в советской филосо­фии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное зна­ние может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: