Международные и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Прежде чем рассмотреть классификацию стандартов, отме­тим, что процессы стандартизации, разработки и применения стан­дартов носят универсальный характер.

Стандарт (от англ, standard — норма, образец, мерило) в широ­ком смысле слова — образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-техничес­кий документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержден­ный компетентным органом.

Стандарты распространяются на различные сферы деятельно­сти; науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, про­изводство, строительство, здравоохранение, транспорт и др. Кос­нулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансо­вого контроля, включая и аудит.

Термин «стандарт» в России традиционно име­ет техническую окраску, а произошедшее за последнее время рас­ширение его смысла не настолько велико, чтобы охватить еще бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести их под сферу компетенции Государственного комитета по стандартиза­ции. Иначе говоря, с позиции, распространенной в России, это все-таки правила (положения, предписания, нормы). Вместе с тем это аналог того, что в странах с развитой рыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) — примени­тельно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита — примени­тельно к аудиторской деятельности.

В этой связи в качестве определения национального (россий­ского) бухгалтерского стандарта был выбран термин «положение по бухгалтерскому учету» (ПБУ), а для аудиторской деятельно­сти — двойной термин «правило (стандарт)». Это разъяснение важ­но, поскольку в адрес России могут выдвигаться обвинения не только в отсутствии стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту, но и в том, что бухгалтерский учет не ориентирован на современ­ную технологию, вследствие чего заключениям российских ауди­торов доверять нельзя.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ).

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возмож­ности использования национальных нормативных актов, регули­рующих аудит финансовой или иной информации в каждой от­дельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать наци­ональные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодатель­ства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпри­ятий.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопут­ствующих услуг отмечено, что страны — члены МФБ могут при­менять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и воз­можности их использования в конкретной стране.

Возможны несколько вариантов использования МСА и нацио­нальных стандартов. Первый предусматривает применение толь­ко МСА, второй — создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комби­нированный, вариант предусматривает как разработку националь­ных (по основным направлениям), так и использование междуна­родных стандартов (по общим проблемам).

Россия в области как бухгалтерского учета, так и аудита выбра­ла второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.


В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» национальные правила (стандарты) определены следу­ющим образом (ст. 9).

L Правила (стандарты) аудиторской деятельности представля­ют единые требования к порядку осуществления аудиторской дея­тельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделя­ются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятель­ности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских орга­низаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных ауди­торов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, кото­рые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних пра­вил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы впра­ве устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным пра­вилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутрен­них правил (стандартов) аудиторской деятельности профессиональ­ного аудиторского объединения, членами которого они являются.

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в со­ответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил


(стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно вы­бирать приемы и методы своей работы, за исключением планиро­вания и документирования аудита, составления рабочей докумен­тации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществля­ются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

• федеральные;

• внутренние правила (стандарты) аккредитованных профес­сиональных объединений;

• внутренние стандарты аудиторских организаций и индиви­дуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универ­сальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру по­строения и содержат обычно следующие разделы:

• Общие принципы правила (стандарта);

• Основные понятия и определения (если необходимо), ис­пользуемые в стандарте;

• Сущность стандарта;

• Практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

• цель и необходимость разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, исполвауемые в стандарте» охватывает современные термины и их краткую харак­теристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы ре­шения.

Раздел «Практические приложения» включает различные при­ложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, прило­жения к документу (по необходимости).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: