ПОНЯТИЕ «НАЛОГА»
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов.
Основную часть доходов бюджета государств составляют именно налоги (80-85 %). Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.
Налоговое бремя (налоговая емкость, налоговый гнет, налоговый пресс) может исчисляться:
на макроуровне – обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов;
|
|
для конкретного налогоплательщика - показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет (среднее значение налогового бремени составляет 40-45 %. В России - примерно 48 %).
Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика (например, на предприятиях по производству вин и ликероводочных изделий он достигает 50 %, т. е. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же предприятия, поскольку на них распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10 %).
От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой и не обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основные отличительные признаки налога в трактовке НК:
1) обязательность – каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
|
|
2) индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
3) уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых налоговых зачетов;
4) финансовое обеспечение деятельности государства – налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;
5) общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и все элементы налогообложения.
Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Функции налогов являются проявлением их сущности, способом выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют 4 функции налогов:
1. Фискальная функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ, на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
2. Социальная функция (распределительная) – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения (например, акцизы на дорогостоящие товары, ранее прогрессивные ставки подоходного налога).
3. Регулирующая функция – посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Для этой функции выделяют 3 составляющие:
1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений (например, стимулирование малых предприятий, занятость инвалидов и пенсионеров, благотворительная деятельность, финансирование затрат на развитие производства и жилищного строительства, сельскохозяйственные производители);
2) дестимулирующая подфункция, посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных процессов (например, повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, импортные таможенные пошлины);
3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов (например, сборы за пользование природными ресурсами).
4. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить принципы: экономические, юридические, организационные.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом:
1. принцип справедливости – каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:
1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.
|
|
В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1).
Д
| |||||||||||||||
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
Абсолютное распределение доходов (равномерное) представлено биссектрисой ОСА, которая показывает на то, что любой данный % семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода (например, на 20 % хозяйств приходится 20 % доходов). Область между линией, обозначающей абсолютное равенство и кривой Лоренца (ODA) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Кривая Лоренца применяется при объяснении прогрессивных налогов, т. е. при увеличении доходов увеличиваются ставки налогов, что в итоге приводит к более равномерному распределению посленалоговых доходов.
2. принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера (рис. 2), которая описывает связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.
Рисунок 2 - Кривая Лаффера
По мере роста ставки (T) от 0 до 100 % налоговые поступления растут от 0 до определенного максимального уровня (Dmax), а затем вновь снижаются до 0. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налогооблагаемая база сокращается. Налоговые поступления при ставке 100 % сокращаются до 0, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. Если экономика находится в точке A, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки A к точке B, т. е. при снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств (Dab). Более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, на практике весьма сложно ответить на вопрос, при какой конкретно ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
|
|
3. принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно:
1) принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику);
2) принципа удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика).
Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.
4. принцип экономичности (эффективности) - необходимо сокращать издержки взимания налога, суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание, причем в несколько раз.
Основные 6 юридических принципов налогообложения:
1. равное налоговое бремя (нейтральность) – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных или повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (исходя из политических, идеологических, этнических и иных различий между налогоплательщиками). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога исходя из принципа справедливости.
2. установление налогов законами – конституционный принцип. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы.
3. отрицание обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Во многих отраслях права обратная сила закона ограничивается.
4. приоритет налогового закона над неналоговыми законами – является специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.
5. наличие всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.
6. сочетание интересов государства и обязанных субъектов – присуще любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона (неравноправное положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов).
Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов:
1. единство налоговой системы – основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или денежных средств.
2. равенство правовых статусов субъектов РФ – в основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).
3. подвижность (эластичность) – налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами (например, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть). В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
4. стабильность – налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы.
5. множественность налогов – налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.
6. исчерпывающий перечень региональных и местных налогов – означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
7. гармонизация налогообложения с другими странами – в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.).
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. (рассматриваются на практике)
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Рассмотрим один из возможных вариантов классификации налогов:
1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налог и взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организаций). Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги – уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика,
личные прямые налоги – которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (НДС, акцизы).
В зависимости от объектов взимания косвенные налоги бывают:
косвенные индивидуальные – облагаются строго определенные группы товаров;
косвенные универсальные – облагаются в основном все товары и услуги;
фискальные монополии – облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
таможенные пошлины – облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные – устанавливаются непосредственно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых);
региональные – устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, одинаково действуют на всей территории соответствующего региона (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
местные - устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на всей подведомственной этому органу территории (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
3. По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов.
4. В зависимости от субьекта – налогоnлательщика выделяют:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, уплата государственной пошлины);
периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, НДФЛ).
8. В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:
налоги, построенные по принципу резидентства;
налоги, построенные по принципу территориальности.
Различие между этими налоговыми группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.
В соответствие с принципом резиденства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в т. ч. и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства (например, если физическое лицо фактически находится на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не уплачивает НДФЛ, так как не является резидентом).
Юридическое лицо является резидентом, если фирма зарегистрирована на территории России (выгоден для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне своей территории).
П ринцип территориальности - налогообложению подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны, независимо от национального или юридического статуса их получателя (выгодно применять, если в экономике значительное место занимают иностранные инвестиции).
9. порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
включаются полностью или частично в себестоимость продукции;
включаются в цену продукции;
относятся на финансовый результат;
уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
удерживаются из доходов работника.
СТРУКТУРА НАЛОГА
Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в части первой НК РФ.
Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним относятся:
налогоплательщики;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют элементы налогообложения:
налоговые льготы;
налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных НК;
порядок и сроки уплаты налога и сбора;
форма отчетности по этим налогам.
Дополнительные элементы налогов – те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
предмет налога;
масштаб налога;
единица налога;
источник налога;
налоговый оклад;
получатель налога.
На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исчисления и уплаты.
1. Субъект налога (налогоплательщик) – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога (косвенные налоги).
2. Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
3. Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.
Объекты налогообложения можно подразделить на виды:
1) права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);
2) действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);
3) результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).
Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
4. Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.
Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога – мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.
5. Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (например, при налогообложении добавленной стоимости – рубль; при исчислении транспортного налога – лошадиная сила).
6. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов.
Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы: кассовый и метод начисления.
При использовании кассового метода (учет выручки для целей налогообложения ведется по мере оплаты) доходом являются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде.
При использовании метода начисления доходы и расходы признаются не тогда, когда они оплачены деньгами, а когда начислены.
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:
прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях (например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль);
косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;
условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
паушалъный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода) (например, за рубежом иногда взимается налог с пенсионеров, равный 12 % суммы их расходов на проживание).
7. Источник налогообложения – это ресурс, используемый для уплаты налога (например, чистый доход (прибыль), себестоимость, заработная плата).
8. Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Отчетный период – промежуток времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учету, который включает в себя происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в бухгалтерских регистрах и отчетности.
9. Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы.
В зависимости от способа определения суммы налога выделяют ставки:
равные – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
твердые (специфические) – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли (транспортный налог, акцизы);
процентные (адвалорные) – устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.