Тема: налоги в экономической системе общества

ПОНЯТИЕ «НАЛОГА»

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресур­сов.

Основную часть доходов бюджета государств составляют именно налоги (80-85 %). Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребно­стями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обес­печивается рациональное использование природных богатств, в частно­сти, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Налоговое бремя (налоговая емкость, налоговый гнет, налоговый пресс) может исчисляться:

на макроуровне – обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов;

для конкретного налогоплательщика - показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет (среднее значение налогового бремени составляет 40-45 %. В России - примерно 48 %).

Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика (например, на предприятиях по производству вин и ликероводочных изделий он достигает 50 %, т. е. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же предприятия, поскольку на них распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10 %).

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой и не обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и по­литическое явление.

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз­мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований.

Основные отличительные признаки налога в трактовке НК:

1) обязательность – каждое лицо-налогоплательщик должно упла­чивать законно установленные налоги и сборы;

2) индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее на­лог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

3) уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взыс­каны) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых налоговых зачетов;

4) финансовое обеспечение деятельности государства – налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствую­щих бюджетов;

5) общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и все элементы налогообложения.

Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с органи­заций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функции налогов являются проявлением их сущности, способом выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют 4 функции налогов:

1. Фискальная функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государ­ственных программ, на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государствен­ному долгу.

2. Социальная функция (распределительная) – осуществляется через неравное налогообло­жение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспреде­ляются доходы между различными категориями населения (например, акцизы на дорогостоящие товары, ранее прогрессивные ставки подоходного налога).

3. Регулирующая функция – посредством налоговых механизмов вы­полняет те или иные задачи налоговой политики государства. Для этой функции выделяют 3 составляющие:

1) стимули­рующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобож­дений (например, стимулирование малых предприятий, занятость инвалидов и пенсионеров, благотворительная деятельность, финансирование затрат на развитие производства и жилищного строительства, сельскохозяйственные производители);

2) дестимулирующая подфункция, посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных процессов (например, повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, импортные таможен­ные пошлины);

3) вос­производственная подфункция, аккумулирующая средства на восста­новление используемых ресурсов (например, сборы за пользование природными ресурсами).

4. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевре­менность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопос­тавлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, при­меняемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно вы­делить принципы: экономические, юридические, организационные.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Сми­том:

1. принцип справедливости – каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмер­но своим доходам и возможностям. В основу заложены две централь­ные идеи:

1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;

2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше пла­тить в виде налогов.

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1).

 
 


Д

                               
   
 
   
   
 
 
O
           
   
 
 


Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Абсолютное распределение доходов (равномерное) представлено биссектрисой ОСА, которая показывает на то, что любой данный % семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода (например, на 20 % хозяйств приходится 20 % доходов). Область между линией, обозначающей абсолютное равенство и кривой Лоренца (ODA) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Кривая Лоренца применяется при объяснении прогрессивных налогов, т. е. при увеличении доходов увеличиваются ставки налогов, что в итоге приводит к более равномерному распределению посленалоговых доходов.

2. принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность инте­ресов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера (рис. 2), которая описывает связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

 
 


Рисунок 2 - Кривая Лаффера

По мере роста ставки (T) от 0 до 100 % налоговые поступления растут от 0 до определенного максимального уровня (Dmax), а затем вновь снижаются до 0. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налогооблагаемая база сокращается. Налоговые поступления при ставке 100 % сокращаются до 0, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. Если экономика находится в точке A, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки A к точке B, т. е. при снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств (Dab). Более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, на практике весьма сложно ответить на вопрос, при какой конкретно ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

3. принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается че­рез призму двух принципов А. Смита, а именно:

1) принципа определен­ности (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику);

2) принципа удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика).

Проявлением этого принципа является также про­стота исчисления и уплаты налога.

4. принцип экономичности (эффективности) - необходимо сокращать издержки взимания нало­га, суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание, причем в несколько раз.

Основные 6 юридических принципов налогообложения:

1. равное налоговое бремя (нейтральность) – предусматривает все­общность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных или повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискри­минационных оснований (исходя из политических, идеологических, этнических и иных различий между налогоплательщиками). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уп­лате налога исходя из принципа справедливости.

2. установление налогов законами – конституционный принцип. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги долж­ны представительные органы, принимая в обязательном порядке соот­ветствующие законы.

3. отрицание обратной силы налоговых законов – общеотрасле­вой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Во многих отраслях права обратная сила закона ограничивается.

4. приоритет налогового закона над неналоговыми законами – явля­ется специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нор­мам налогового законодательства.

5. наличие всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

6. сочетание интересов государства и обязанных субъектов – прису­ще любой системе налогового законодательства и предполагает неравен­ство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуп­равления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона (неравноправное положении плательщика налогов при взыска­нии недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов).

Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляет­ся взаимодействие ее структурных элементов:

1. единство налоговой системы – основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничива­ющих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или денежных средств.

2. равенство правовых статусов субъектов РФ – в основу построе­ния налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграни­чение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой систе­мы (федеральные, региональные и местные налоги).

3. подвижность (эластичность) – налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами (например, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть). В ряде случаев элас­тичность налогообложения используется в качестве контрмеры государ­ства против уклонения от уплаты налогов.

4. стабильность – налоговая система должна функционировать в те­чение многих лет до налоговой реформы.

5. множественность налогов – налоговая система эффективна толь­ко в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения на­логового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, со­блюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное допол­нение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

6. исчерпывающий перечень региональных и местных налогов – озна­чает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Феде­рации и органами местного самоуправления.

7. гармонизация налогообложения с другими странами – в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически раз­витым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.).

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. (рассматриваются на практике)

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Рассмотрим один из возможных вариантов классифи­кации налогов:

1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налог и взимаются непосредственно с имущества или дохо­дов налогоплательщика (на­лог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на иму­щество организаций). Окончательным плательщиком прямых на­логов выступает владелец имущества (дохода).

Эти налоги подразде­ляются на:

реальные прямые налоги – уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика,

личные прямые налоги – которые уплачиваются с реально полученно­го дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогопла­тельщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончатель­ным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (НДС, акцизы).

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги бывают:

косвенные индивидуальные – облагаются строго определенные группы товаров;

косвенные универсальные – облагаются в основ­ном все товары и услуги;

фискальные монополии – облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государ­ственных структурах;

таможенные пошлины – облагаются това­ры и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные – устанавливаются непосредственно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых);

региональные – устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, одинаково действуют на всей территории соответствующего региона (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

местные - устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на всей подведомственной этому органу территории (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

3. По целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субьекта – налогоnлательщика выделяют:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, уп­лата государственной пошлины);

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, НДФЛ).

8. В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

налоги, построенные по принципу резидентства;

налоги, построенные по принципу территориальности.

Различие между этими налоговыми группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.

В соответствие с принципом резиденства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в т. ч. и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства (например, если физическое лицо фактически находится на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не уплачивает НДФЛ, так как не является резидентом).

Юридическое лицо является резидентом, если фирма зарегистрирована на территории России (выгоден для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне своей территории).

П ринцип территориальности - налогообложению подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны, независимо от национального или юридического статуса их получателя (выгодно применять, если в экономике значительное место занимают иностранные инвестиции).

9. порядок отнесения налоговых платежей на резуль­таты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписани­ям расходы по уплате налогов:

включаются полностью или частично в себестоимость продукции;

включаются в цену продукции;

относятся на финансовый результат;

уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

удерживаются из доходов работника.

СТРУКТУРА НАЛОГА

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоя­тельное юридическое значение. Положение о выделении этих элемен­тов отражено в части первой НК РФ.

Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его ис­полнения не могут считаться определенными, называют существенны­ми или обязательными элементами закона о налоге. К ним относятся:

налогоплательщики;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налого­вые льготы и др.

Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуп­равления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, оп­ределяют элементы налогообложения:

налоговые льготы;

налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных НК;

порядок и сроки уплаты налога и сбора;

форма отчетности по этим налогам.

Дополнительные элементы налогов – те, которые не предусмотре­ны законодательно для установления налога, но полнее характеризу­ют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним отно­сятся:

предмет налога;

масштаб налога;

единица налога;

источник налога;

налоговый оклад;

получатель налога.

На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исчисле­ния и уплаты.

1. Субъект налога (налогоплательщик) – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога (косвенные налоги).

2. Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная симво­лика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

3. Объект налогообложения – юридические факты (действия, собы­тия, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта запла­тить налог.

Объекты налогообложения можно подразделить на виды:

1) права имущественные (право собственности на имущество, пра­во пользования имуществом) и неимущественные (право пользо­вания, право на вид деятельности);

2) действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, опера­ции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

3) результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

4. Масштаб налога – установленная законом характеристика (пара­метр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при ис­числении транспортного налога – мощность двигателя, массу автомо­биля или объем двигателя.

5. Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (например, при налогообложении добавленной стоимости – рубль; при исчислении транспортного налога – лошадиная сила).

6. Налоговая база представляет собой стоимост­ную, физическую или иную характеристику объекта налогообло­жения.

Налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта нало­га, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов.

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы: кассовый и метод начисления.

При использовании кассового метода (учет выручки для целей налогообложения ведется по мере оплаты) доходом являются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде.

При использовании метода начисления доходы и расходы признаются не тогда, когда они оплачены деньгами, а когда начислены.

В теории и практике налогообложения существуют различные спо­собы определения базы налога. К ним относятся:

прямой способ, основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях (например, данные бухгалтерского и нало­гового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль);

косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о дохо­дах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный), который основан на опреде­лении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный доход для отдельных ви­дов деятельности);

паушалъный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода) (на­пример, за рубежом иногда взимается налог с пенсионеров, рав­ный 12 % суммы их расходов на проживание).

7. Источник налогообложения – это ресурс, используемый для уплаты налога (например, чистый доход (прибыль), себестоимость, заработная плата).

8. Налого­вым периодом считается календарный год или иной период вре­мени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляет­ся подлежащая уплате сумма налога.

Отчетный период – промежуток времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учету, который включает в себя происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в бухгалтерских регистрах и отчетности.

9. Налоговая став­ка – величина налога на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют ставки:

равные – для каждого налогоплательщика устанав­ливается равная сумма налога;

твердые (специфические) – устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения независимо от размеров доходов или прибыли (транспортный налог, акцизы);

процентные (адвалорные) – устанавливаются к стоимости объекта об­ложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: