Государственный кредит

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Государственный кредит выполняет 2 функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолжности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Проводя финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов, привлекая средства физических лиц, государство сокращает их платежеспособный спрос.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и, тем самым способствуя росту цены кредита. Чем выше спрос со стороны государства, тем выше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это ведет к сокращению инвестиций и стимулирует накопление в виде приобретения ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются:

1. По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения на внутренние и внешние.

3. В зависимости от обращения на фондовом рынке государственные ценные бумаги делятся на рыночные, которые свободно продаются и покупаются и несрочные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока погашения государственные займы делятся на краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

5. По характеру выплачиваемого долга долговые обязательства делятся на выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Понятие государственного внутреннего долга определяется в Законе РФ «О государственном внутреннем долге РФ».

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

· Кредитов, полученных Правительством РФ;

· Государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

· Других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов РФ возложено на Центральный банк и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.

Назовем основные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством РФ:

- Государственные краткосрочные облигации (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

- Государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);

- Облигации внутреннего государственного валютного займа;

- Казначейские векселя и обязательства;

- Золотые сертификаты Министерства финансов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: