Примерные экзаменационные вопросы. Порядок аттестации студента

Порядок аттестации студента

Система оценивания участия в семинарских занятиях

Распределение баллов

1. Максимальное количество баллов по дисциплине - 100:

40 баллов – посещаемость и активное участие в семинарских занятиях;

20 баллов – выполнение контрольных заданий;

40 баллов – самостоятельная работа студента.

Отчет по самостоятельной работе необходимо сдавать строго в указанные сроки. В случае несвоевременной сдачи отчета количество баллов за работу сокращается в 2 раза (вместо 4 баллов – 2 балла).

В целях оказания помощи студентам в самостоятельной работе проводятся консультации. Время проведения консультаций: каждый вторник, с 15.00 до16.30 часов в 3 корпусе НФ БашГУ (каб. 207).

Завершающим этапом оценки уровня освоения студентами дисциплины является экзамен. Для допуска к экзамену необходимо набрать не менее 25 баллов.

Для определения рейтинга студента оценка за экзамен переводится в баллы: «отлично» - 90-100 баллов, «хорошо» - 80-89 баллов, удовлетворительно – 60-79 баллов, «неудовлетворительно» - менее 25 баллов.

Порядок пересдачи в случае неудовлетворительного результата, определяется «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов НФ БашГУ».

  1. Конец ХIХ – начало ХХ века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России. Периодизация литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ века.
  2. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого («Смерть Ивана Ильича», «Воскресенье») и А. Чехова («Скучная история», «Невеста», «Дуэль»).
  3. Писатели реалистических течений 1890-1990-х гг. как наследники традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.)
  4. Проза И.А. Бунина 1890-1900-х гг. «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Особенности стиля Бунина.
  5. Творчество И.А. Бунина 1910-х гг. Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Тема любви («Грамматика любви»), катастрофичности человеческой жизни («Человек из Сан-Франциско»). Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев. Восприятие национального характера («Деревня»). Особенности стиля Бунина.
  6. А.И. Куприн. Проза 1890-х гг. «Психология страстей» («Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие»). Социально-психологическая повесть «Молох», особенности художественного конфликта. Проблема «естественного человека» в творчестве 90-х гг. (повесть «Олеся», «Белый пудель»).
  7. Творчество А.И. Куприна 900-х гг. Новеллистка. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы («Болото», «Гамбринус»).
  8. А.И Куприн: повесть «Поединок». Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Особенности реализма в творчестве Куприна.
  9. Творчество А.И. Куприна 1910-х гг.: утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет», «Суламифь»). Повесть «Яма». Гуманистические идеалы писателя.
  10. И.С. Шмелев. Творчество 900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Сказ и его функция в повести.
  11. М. Горький. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало («Артист», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»). Особенности стиля Горького.
  12. «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н.Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина.
  13. С.А. Есенин. Поэзия периода «Радуница». Христианское и крестьянское начало в ранней лирике. Особенности стиля поэта.
  14. Формирование в 1910 гг новых черт русской сатирической журналистики. Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Творчество Саши Черного, Тэффи, А. Аверченко.
  15. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы. Стиль, жанры рабочей поэзии. Творчество Демьяна Бедного.
  16. Понятие о модернизме, декадансе и авангарде. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.). Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние философских идей Ф. Ницше.
  17. Лирика Д.Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Обоснование Мережковским нового символистического искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово.
  18. Творчество В.Брюсова. Манифест «Ключи тайн». Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это - я»). Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта.
  19. З.Н. Гиппиус. Лирика. Тема Божьего завета, идеи неохристианства. Проблема любящего Бога и человеческих страданий.
  20. К.Бальмонт – поэт импрессионисткой стилевой тенденции в поэзии старших символистов. «Стихийный» поэт. Творческая эволюция Бальмонта – поэта. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце».
  21. Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы («Червяк» и др.).
  22. Ф. Сологуб «Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция жизни. Идеи, система персонажей, идеал «естественной языческой красоты», понятие «передоновщины».
  23. Младосимволизм. (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Теургическая концепция искусства.
  24. Роль А.Блока в развитии русской поэзии ХХ века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.
  25. А. Блок. Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Влияние поэзии и философии С. Соловьева.
  26. Революция 1905. и творчество А.Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборники «Нечаянная радость», «Снежная маска». Разрыв с символистами–мистиками.
  27. Творчество А. Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать». Синтез романтизма и символизма. Композиция, стиль, стих. Полифонизм поэмы. Романтический образ «двенадцати», образ – символ Христа.
  28. Творчество А.Белого как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. А.Белый – поэт, прозаик, критик, мемуарист, стиховед. Ранний этап творчества. Проза Белого.
  29. Кризис символизма 1910-х гг. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др.). Акмеизм.
  30. Н.Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга».
  31. А.А. Ахматова. Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали, жеста.
  32. Связи ранней лирики Мандельштама с поэзией позднего символизма. Книга стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Мандельштам и русская поэзия ХХ века.
  33. Футуризм как одно из течений русской литературы авангарда предреволюционной эпохи. Эгофутуризм (И. Северянин и др.). Кубофутуризм (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский и др.). Литературные манифесты футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово.
  34. Группы «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак) и «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев). Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств.
  35. В. Маяковский. Общественный путь поэта. Революция 1905г. и ее воздействие в формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро», «Нате!», «Вам!», «Надоело», «Эй!».
  36. Поэма «Облако в штанах» как программное произведение В.Маяковского. Маяковский–сатирик («Гимн судье», «Гимн критику», «Гимн взятке» и др.).
  37. Жанры поэзии В.Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта.
  38. Экспрессионистическая тенденция в творчестве Л. Андреева. Рассказы 90-х гг. («Ангелочек», «Петька на даче», «Баргамот и Гараська», «Большой шлем»). «Чеховские темы». Сентиментально-утопический гуманизм рассказов.
  39. Повести «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Л.Андреева. Движение к экспрессионизму.
  40. Имажинизм. Понятие художественного образа. Манифест «Ключи Марии» (1918 г.) С.Есенина. Поэма «Кобыльи кораблики», цикл «Москва Кабацкая».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: