Рабочая учебная программа дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
Справочная литература
.
Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002.
Романова Г.И. Русские писатели 20 века: Словарь-справочник. - М., 2003
Большой энциклопедический словарь. - М.,2000.
Русские писатели. 20 век. Биографии. - М., 2000.
Русские поэты XX века. - М., 2002.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 2002.
Литература: Большой справочник. – М., 2004.
Критическая литература (дополнительная)
Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. - М., 2002.
Голубков М.М. Русская литература XX века.- М., 2003.
Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890 – 1902 гг. – М., 2002.
Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века: Диалоги на границах столетий. - М., 2001.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
Начало века: Из истории международных связей русской литературы. - М., 2000.
Юмор в начале 20 века: сборник. - М.,2003.
Русская эпиграмма 18 – начала 20 века. - М.,1988.
Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. - М., 2005.
Трубина Л.А. Русская литература 20 века. - М., 2003.
Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский. - М., 2005.
Смоленский В союзе звуков, чувств и дум. - М., 1976.
Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. - М.,2002.
1 Рабочая учебная программа дисциплины
1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»
1.3 Структура курса
1.4 Содержание дисциплины
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания для студента
1.5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы
1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов
2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
3 Методические рекомендации для преподавателя
Теоретико-практический курс методики преподавания литературы входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Овладение основами курса - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап - участие в педагогической практике. Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы.
Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания литературы как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»
Студенты должны
знать: теоретические основы курса
- закономерности процесса обучения литературе;
- основные направления и перспективы развития образования и методической науки;
- закономерности литературного развития учащихся;
- специфику профессиональной деятельности учителя-словесника;
- современные концепции литературного образования, содержание УМК по литературе;
- ключевые проблемы методики обучения литературе для решения типовых задач профессиональной деятельности: историю развития науки; взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения; изучение литературе в специфике рода и жанра; специфику речевой деятельности учащихся, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе, особенности уроков внеклассного чтения, современные подходы к уроку и другим организационным формам занятий; аудиовизуальные технологии обучения;
- средства обучения и их дидактические возможности;
уметь: соотносить литературоведческую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания литературы с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях
- в области учебно-воспитательной деятельности: осуществление процесса обучения по литературе в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий по литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
- в области социально-педагогической деятельности: проведение профориентационной работы; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
- в области культурно-просветительской: формирование общей культуры учащихся;
- в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической деятельности, участие в работе научно-методических объединений; самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.
Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, истории литературоведения, истории литературы, теории литературы), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей. В основу курса положены принципы диалогической методики, а также в курсе рассматриваются в большей мере диалогические основания преподавания литературы.