Программа курса
Содержание дисциплины
Тематический план
Структура курса
Всего учебных часов: 26+32+68=126
лекций: 26
семинарских занятий: 32
самостоятельной работы: 68 (в том числе КСР – 2)
форма контроля:
экзамен – 8 семестр
№ п\п | Темы занятий | Форма занятия | Кол-во часов |
1. | Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Становление методики преподавания литературы как научной дисциплины. Этапы развития методической мысли. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Дидактика и методика преподавания литературы. | ЛК СРС | |
2. | Методы преподавания литературы. Современные образовательные технологии. Урок литературы | ЛК СРС | |
3. | Анализ учебно-методических комплексов по литературе. Программы. | ПЗ СРС | |
4. | Анализ учебно-методических комплексов по литературе. Учебники. | ПЗ СРС | |
5. | Психология и методика преподавания литературы. Восприятие литературного произведения как методическая проблема. Проблема литературного развития. Формирование читательских и литературно-творческих способностей. | ЛК СРС | |
6. | Способы освоения литературного произведения в школе. Проблема организации чтения художественного произведения. Виды чтения. | ЛК СРС | |
7. | Этапы работы над художественным произведением. Пути анализа и интерпретации художественного произведения. | ЛК СРС | |
8. | Система работы в процессе изучения художественного произведения (составление конспектов уроков) | ПЗ СРС | |
9. | Изучение лирического произведения. Изучение эпического произведения. Изучение драматургического произведения. | ЛК СРС | |
10. | Изучение истории и теории литературы. Изучение литературной критики. | ЛК СРС | |
11. | Разработка конспекта (фрагментов) урока, посвященного (-ых) изучению теории и истории литературы | ПЗ СРС | |
12. | Изучение монографических и обзорных тем. Биография писателя. | ЛК СРС | |
13. | Методика подготовки и проведения уроков, посвященных изучению биографии писателя. | ПЗ СРС | |
14. | Развитие речи учителя и учащихся в процессе изучения литературы. Педагогическая риторика. | ЛК СРС | |
15. | Разработка конспектов уроков развития речи. Методика анализа уроков литературы | ПЗ | |
16. | Способы актуализации знаний учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся. Внеклассное чтение. Внеклассная работа. Факультативные курсы Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе. | ЛК СРС | |
17. | Планирование работы словесника Основные вопросы организации и методика проведения внеклассной работы по литературе | ПЗ | |
18. | Факторы, определяющие условия формирования концепции литературного курса, выбор педагогической техники, степень овладения педагогической компетентностью.Повторение, обобщение и систематизация курса. | ЛК СРС | |
19. | Посещение уроков в школе, анализ посещенных уроков | ПЗ СРС | |
Итого ЛК – 26 ПЗ – 32 СРС – 68 (в том числе КСР – 2) |
Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, объект и методы исследования методики преподавания литературы как научной дисциплины. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой. Основные направления развития методики преподавания литературы как науки на современном этапе. Методика преподавания литературы в школе и вузе. Монологические и диалогические основания преподавания литературы в школе и вузе. Диалог как способ сохранения методической культуры. Специфика курса методики преподавания литературы. Цель и задачи курса. Требования, предъявляемые к выпускнику вуза по специальности "Филолог. Преподаватель". Программа и методическая концепция курса. Аппарат курса. О реформе школы и высшего образования. О педагогической практике.