Методические рекомендации для преподавателей. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя наличие:

- учебно-методического кабинета по русскому языку и литературе;

- мультимедийного класса для проведения лекционных и практических занятий;

- компьютерного класса с доступом в Интернет, информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (https://window.edu.ru), электронной оболочке SunRav, университетской библиотеке онлайн (https://wwwbiblioclub.ru), электронному каталогу библиотеки БашГУ (https://wwwbashlib.ru/catalogi/), Электронному читальному залу на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (https://wwwbashlib.ru /echitzal), Научной электронной библиотеке Elibraru (https://wwwelibrary.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (https://wwwebiblioteka.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Вестники Московского государственного университета» (https://wwwebiblioteka.ru), Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) (https://wwwuisrussia.msu.ru), Электронной библиотеке диссертаций РГБ (https://www.diss.rsl.ru), а также локальной сети филиала, где размещены учебно-методические материалы для изучения дисциплины.


Курс предполагает разделы, связанные с разнообразием направлений и течений Серебряного века. Разделы курса посвящены неореализму, модернизму (символизму, акмеизму), авангарду (футуризму, имажинизму). При изучении курса нужно опираться на научные статьи в периодической печати для отражения современного взгляда на изучаемые явления. Основная литература указана в разделе «Методическое обеспечение курса».


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.

Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.

Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.

Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.

Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.

Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.

Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.

Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:

- вводная информация (на лекциях);

- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);

- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).

Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:

- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;

- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;

- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.

- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).

- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;

- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.

Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: