Особенности государственного регулирования цен на услуги предприятий туристической сферы

Цели и приоритеты национальной ценовой политики Украины в период становления рыночных отношений.

Характеристика акцизов

1. Объект налогообложения — реализация подакцизных товаров (предметы массового потребления - спички, спирт, сахар, соль).

Как подакцизные не рассматриваются следующие товары:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств.

2. Налоговая база — определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

3. Налоговый перио д — календарный месяц.

4. Налоговые ставки — устанавливаются отдельно по каждому виду подакцизного товара. Могут быть адвалорные (в процентах) или твердые. Например, на спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) в 2011 г. - 190 рублей за 1 литр безводного спирта.

  1. Ориентация на пропорции мировых цен.
  2. Усиление контроля над ценами на продукцию предприятий-монополистов.
  3. Обеспечение минимальных социальных гарантий и социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения.
  4. Повышение платежеспособного спроса населения.
  5. сдерживание инфляционного роста цен.

Предприятия индустрии гостеприимства и туризма Украины реализуют свою продукцию (товары и услуги), как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно, и лишь в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по регулируемым ценам. Кроме того, предприятия гостиничного хозяйства и туризма используют продукцию и услуги предприятий, которым принадлежит монопольное положение на рынке и которые определяют цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартплата, тарифы на коммунальные услуги и т.д.), на которые распространяется государственное регулирование цен.

Согласно государственной антимонопольной политике Украины на деятельность предприятий гостиничного хозяйства и туризма существенно влияет ценообразование в таких сферах деятельности субъектов природных монополий:

  • Передача и распределение электроэнергии;
  • Пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования;
  • Управление воздушным движением;
  • Связь общего пользования;
  • Централизованное водоснабжение;
  • Централизованное теплоснабжение;
  • Специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • Услуги спутниковой связи.

Значительное влияние на цены и тарифы в отрасли туризма в Украине оказывают общегосударственные ценовые налоги и местные сборы, в том числе НДС, акцизный сбор, гостиничный сбор, ввозная пошлина, на которые приходится около 2/3 от общей суммы налоговых платежей и сборов. Международный опыт использования ценовых налоговых платежей и сборов на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма имеет свою специфику и существенные отличия. В некоторых странах Средиземноморья, например, на Кипре и Мальте, продукт гостеприимства вообще не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). В Тунисе размер НДС составляет всего 6%, в Израиле предприятия, которые принимают иностранных туристов, вообще не облагаются НДС, в Египте эта налоговая льгота распространяется на предприятия, которые обслуживают иностранных туристов, на протяжении 10 лет.

Положительное решение вопроса относительно снижения размера НДС в индустрии гостеприимства и туризма в Украине в ближайшее время сыграет важную роль для обеспечения конкурентоспособности предприятий Украины на мировом рынке туристических услуг и, в первую очередь, среди стран ЕС, Средиземноморья и Ближнего Восхода – основных туристических регионов, из которых планируется прибытие туристов в Украину.

Вопрос предоставления льгот по НДС для туристических и гостиничных предприятий должен решаться одновременно и для предприятий туристической инфраструктуры, в том числе для транспорта, предприятий торговли и питания, бытового, культурно-массового и других видов обслуживания, которые обеспечивают формирование комплексного продукта гостеприимства для туристов.

В соответствии с действующим законодательством в Украине существуют отличия при налогообложении операций, которые относятся к заграничному, внутреннему и международному туризму. Что касается внутреннего и международного туризма, операции по продаже туристических услуг подлежат налогообложению НДС в общем порядке. Для того, чтоб определить, какая туристическая деятельность облагается НДС, а какая не облагается, необходимо разграничить понятия экспортированных и импортированных услуг.

Туристические услуги считаются экспортированными, если их продажа осуществляется за границами Украины непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) через представительства в иностранных государствах или через нерезидента, а их предоставление осуществляется на территории Украины.

Если субъект туристической деятельности (агент) – резидент Украины на основании договора в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет на таможенной территории Украины продажу туристических услуг, а их предоставление осуществляется за границами территории Украины, такие услуги определяются как импортированные.

Учитывая то, что транспортные услуги и туристическое обслуживание за границей, которые включены в состав туристического продукта, не являются собственностью субъекта туристической деятельности – резидента Украины, и потребление за границами таможенной территории Украины, их стоимость не входит налогооблагаемую базу.

Базой налогообложения операций по продаже вышеуказанных туристических услуг является комиссионное вознаграждение, полученное субъектом туристической деятельности.

На формирование стоимости услуг предприятий гостиничного хозяйства и туризма оказывают влияние центральные органы исполнительной власти, рада министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации посредством регулирования цен и тарифов на такие виды продукции и услуг:

  • Минэкономики Украины устанавливает оптовые цены на природный газ для производителей и поставщиков и тарифы на его транспортировку по территории Украины.
  • Минсвязи Украины по соглашению с Минэкономики Украины устанавливает тарифы: - на основные услуги связи в границах Украины; - на международные услуги связи.
  • Минпром Украины регулирует тарифы на услуги водоснабжения.
  • Минобразования, др. министерства и центральные органы исполнительной власти, в сферу управления которых входят учебно-воспитательные учреждения, по согласованию с Минфином Украины устанавливают предельный размер платы за проживание в студенческих общежитиях.
  • Совмин АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации регулируют (устанавливают): - тарифы на тепловую энергию для всех групп потребителей; - тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода; - предельные уровни рентабельности и торговой надбавки на детское питание; - тарифы на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими и санаторно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями охраны здоровья.

2. Ценовые налоги как инструменты государственного регулирования цен, их характеристика и законодательная основа.

Непрямые налоги являются надежным способом мобилизации средств в государственный бюджет, но они повышают цены товаров и услуг и являются налогом с населения.

Основными видами непрямых (ценовых) налогов являются: акцизы (специфические и универсальные), фискальные монополии, пошлины.

Специфические акцизы включаются в цены отдельных товаров. Как правило, это товары, уровень потребления которых является малоэластичным к цене. Самыми значительными являются акцизы на спиртное, бензин, табачные изделия.

В соответствии с действующим законодательством в Украине акцизный сбор (АЗ) – это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары. Ставки АЗ являются более низкими на товары отечественного производства и более высокими на импортные товары. Главной целью такой дифференциации налоговых ставок является поддержка отечественного производителя. К основным подакцизным товарам относятся также автомобили, ювелирные изделия, натуральная кожа и проч.

Самой распространенной формой универсального акциза во всем мире является НДС (кроме Австрии, США и Швеции, здесь «налог с обращения»), который колеблется от 5% до 38% стоимости товаров и услуг.

НДС в Украине оплачивается на всех этапах движения товаров, работ, услуг. При этом используется унифицированная ставка налога (20% или 0 %) и недостаточно широкий перечень налоговых льгот.

Фискальные монополии представляют собой налоги на товары и услуги широкого потребления, которые относятся к объектам государственного производства и торговли (государственные монополии).

Пошлина – налог на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги. Различают пошлины:

  • фискальную (для увеличения доходов бюджета);
  • протекционную (защита внутреннего рынка);
  • антидемпинговую (разновидность протекционной пошлины);
  • преференциальную (льготную).

Предприятия гостиничного хозяйства выплачивают специфический местный сбор в местный бюджет – гостиничный сбор. Плательщиками гостиничного сбора являются физические лица, которые проживают в отелях, кемпингах, мотелях и других помещениях гостиничного типа всех форм собственности, и юридические лица, которые арендуют указанные помещения. Ставки гостиничного сбора в Украине устанавливаются высоких размеров – 10 – 20 % от стоимости размещения или от стоимости аренды отельного фонда (без стоимости дополнительных услуг и НДС) в сутки, что следует считать внешним (независимым от качества работы предприятий гостиничного типа) фактором роста гостиничных тарифов.

По своей сути гостиничный сбор отличается от НДС тем, что он должен взиматься единоразово (за первые сутки проживания) и имеет целевую направленность относительно использования – на потребности развития гостиничного хозяйства города.

К сожалению, в Украине гостиничный сбор насчитывается за каждые сутки проживания, в том числе и за неполные.

  1. Направления совершенствования налогообложения предприятий гостиничного хозяйства.

Предприятия гостиничного хозяйства Украины платят 10 основных видов общегосударственных налогов, а именно:

    • НДС;
    • Акцизный сбор;
    • Налог на прибыль предприятия;
    • Налог на доходы физических лиц;
    • Пошлина;
    • Государственная пошлина;
    • Налог на землю;
    • Налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
    • Отчисления на социальные мероприятия из фонда оплаты труда;
    • Плата за торговый патент на некоторые виды деятельности.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления. По данным международного опыта, возможны различные варианты установления местных налогов:

  1. в виде надбавок к общегосударственным налогам;
  2. ввод местных налогов в соответствии с перечнем, установленным высшими органами власти, а выбор налогов осуществляется местными органами. При этом могут использоваться как единые ставки, предусмотренные общегосударственным законодательством, так и диверсифицированные, которые устанавливаются каждым органом власти или управления.
  3. возможно внедрение местных налогов по решению местных органов без каких-либо ограничений со стороны центральной власти.

Характер установления местных налогов зависит от уровня развития местного самоуправления и самофинансирования, от того, какой принцип положен в основу построения бюджетной системы – единства или автономии (полной или ограниченной). Чем выше уровень развития общества, тем шире автономность местных бюджетов и самофинансирования регионов.

К основным видам местных налогов и сборов в гостиничном хозяйстве Украины относят 4 из них, а именно:

1. К местным налогам:

  • налог с рекламы;
  • коммунальный налог.

2. К местным сборам:

  • гостиничный сбор;
  • сбор за парковку автотранспорта.

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: