Пример. Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по

Метод прямого счета

Вопрос 1. Планирование прибыли.

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогам на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли «привязано» к расчета авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли – определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

В его основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана.

Таблица 1. – Данные к расчету валовой прибыли, тыс. руб.

Показатель Сумма
Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия; б) по полной себестоимости  
Доходы от внереализационных операций, в том числе: а) доходы по ценным бумагам; б) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий  
Операционные доходы: а) от прочей реализации; б) арендные платежи  
Операционные расходы: а) от прочей реализации; б) амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду  
Внереализационные доходы: а) поступления в возмещение причиненных предприятию убытков; б) курсовые разницы  
Внереализационные расходы: а) курсовые разницы; б) налог на имущество; в) налог на рекламу  

1. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:

Прибыль = Выручка – Себестоимость =313075-199858=113217 тыс. руб.

2. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток)= Прибыль от продажи + Операционные доходы – Внереализационные расходы = 113217+ (500+800)-(89+200)+(2000-2500)-(1700+500+100)=116428 тыс. руб.

Составим расчет валовой прибыли.

Таблица 2. – Расчет валовой прибыли, тыс. руб.

Показатель Сумма
Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия; б) по полной себестоимости  
Прибыль (убыток) от продажи  
Доходы от внереализационных операций, в том числе: а) доходы по ценным бумагам; б) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий  
Операционные доходы: а) от прочей реализации; б) арендные платежи  
Операционные расходы: а) от прочей реализации; б) амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду  
Внереализационные доходы: а) поступления в возмещение причиненных предприятию убытков; б) курсовые разницы  
Внереализационные расходы: а) курсовые разницы; б) налог на имущество; в) налог на рекламу  
Прибыль (убыток) планируемого года  

Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

Расчет аналитическим методом ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

Ро=(По:ПСтп)*100%,

где По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

ПСтп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: