Налогово-бюджетная (фискальная) политика. Встроенные стабилизаторы и дискреционная политика

Вопрос 41.

Фискальная политика представляет собой меры, которые применяют правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, -поддерживание:

-стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

-полной занятости ресурсов;

-стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

-государственные закупки;

-налоги;

-трансферты.

Вспомним формулу совокупного спроса: АД = C+I+G+Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяют величину совокупного выпуска и дохода.

Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора (Кейнс).

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмами (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

-сокращение государственных закупок;

-увеличение налогов;

-снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя финансовую активность при спаде и сдерживая её при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относится:

-подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

-косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

-пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.

Налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов, и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при «перегреве» максимальны.

Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС является косвенным налогом, частью цены товара. Поэтому в период регрессии, когда общий объем продаж падает, налоговое поступление от косвенных налогов – изъятия из экономики – сокращаются. При «перегреве», наоборот.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде – по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной политики и только на 1/3 – за счет воздействия встроенных стабилизаторов.

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций (растет ставка процента по кредитам).

Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: