Производство и экономика

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресур­сов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информа­цией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формули­руют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помощью ка­ких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких техноло­гий будут произведены блага.

Для кого производить — это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет рас­полагать ими экономический субъект.

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне при­нято считать, что производственная деятельность человека - это и есть эко­номика, экономическая жизнь людей. Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяй­стве. «История экономической мысли, - отмечает известный английский экономист Марк Блауг, - не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях». Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют ос­новные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринима­тельство. В современной экономической науке мы будем чаще встречать­ся с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представ­ляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах эко­номического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людь­ми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развле­чений и т. д.). Результатом производства является создание материальных и нематери­альных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетво­ренности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состо­яние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определен­ные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Класси­фикация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие эко­номисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многооб­разие потребностей людей. Так, А. Маршалл от­мечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относитель­ные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической лите­ратуре часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности челове­ка в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потреб­ности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в извест­ной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с предста­вительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо ин­дивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение –первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлет­ворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично). Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. '

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности пред­метов... делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое по­зволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных кри­териев классификации.

Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограни­ченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об эко­номических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с наши­ми потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воз­дух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими.

Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего по­рядка, или предметы потребления и средства производства. Потребитель­ские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредствен­ного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, обору­дование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).

Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров общественных благ нацио­нальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, по­сещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.).

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание мате­риальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предприни­мательство) будут подробно охарактеризованы. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначе­ния, необходимые для создания конечных товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: