Органы и комитеты по стандартизации

Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации

Свод правил и положений, содержащих порядок проведе­ния работ по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного хозяйства страны, независи­мо от уровня управления, именуется Государственной систе­мой стандартизации или ГСС. Основными правовыми до­кументами, регламентирующими данную систему, является ряд Межгосударственных и Государственных уставов, как раз и содержащих основные правила, регулирующие вопросы организации и проведения работ по стандартизации. Для этой цели был организован специализированный орган под назва­нием «Международный совет по стандартизации, метроло­гии и сертификации», основные задачи которого определяют­ся следующими положениями:

1) предоставление проектов межгосударственных стан­дартов на утверждение;

2) выборка перспективных направлений в сфере стандар­тизации;

3) рассмотрение и принятие основных направлений в сфе­ре стандартизации и метрологии, расходов на их проведе­ние.

Также к органам службы стандартизации относятся орга­низации, учреждения, объединения и подразделения, основная составляющая деятельности которых лежит в области проведения непосредственно работ по стандартизации или в области выполнения определенных функций по стандарти­зации.

Государственная стандартизация призвана решать ряд следующих вопросов и задач:

1) вести разработку Государственных стандартов, содержащих основополагающие и общетехнические требования, а также требования по регулированию вопросов безопасности трудовой деятельности, защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

2) способствовать выполнению воли заказчика;

3) рассматривать и утверждать Государственные стандарты и ряд других нормативны актов, в том числе: инструкции, методические указания и т. п.;

4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;

5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;

6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;

7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.

Для организации проведения необходимых работ по во­просам стандартизации создаются специальные службы стан­дартизации. Существует также Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии — Госстандарт России, на который возложена обязанность проведения межотраслевой координации по вопросам метрологии, стандартизации и сер­тификации. На федеральном уровне также был создан орган Федеральное агентство по техническому регулированию и ме­трологии. Его функции определяются руководящей ролью в Деятельности Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения па­раметров вращения Земли, Государственной службы стан­дартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие научно-исследовательские организации: Федеральное государственное унитарное пред­приятие (ФГУП) «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации стан­дартизации и качества» («ВНИИКИ»), ФГУП «Всероссий­ский научно-исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»), ОАО «Всероссийский научно-иссле­довательский институт сертификации» («ВНИИС»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стан­дартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИН-МАШ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» («ВНИИМС»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский центр стандарти­зации, информации и сертификации сырья, материалов и ве­ществ» («ВНИЦСМВ»), ФГУП «Всероссийский научно-ис­следовательский институт оптико-физических измерений» («ВНИИОФИ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследо­вательский институт метрологии им. Д. М. Менделеева» («ВНИИМ им. Д. М. Менделеева»), ОАО «Научно-исследова­тельский институт стандартизации и сертификации агропро­мышленной продукции» («НИИССагропродукт») и т. д.

Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в органи­зациях и по отраслям, службы стандартизации в министер­ствах, службы стандартизации на предприятиях, в организа­циях и учреждениях, службы стандартизации уровня народного хозяйства и предприятий.

Закон Российской Федерации «О техническом регулиро­вании» (статья 14) формулирует основные направления дея­тельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации:

1) утверждение национальных стандартов;

2) принятие программы разработки национальных стандартов;

3) организация экспертизы проектов национальных стандартов;

4) обеспечение согласованности национальной системы стандартизации потребностям национальной экономики, а также зависимость ее от уровня состояния материально-технической базы и научно-технического прогресса;

5) осуществление учета правил стандартизации, национальных стандартов, других рекомендаций и нормативной базы в этой сфере, а также организационная работа, направленная на доступность вышеперечисленных документов всем заинтересованным лицам;

6) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

7) организация опубликования и каналов распространения национальных стандартов;

8) активное участие в работе над созданием Международных стандартов в соответствии с положениями уставов различных Международных организаций для обеспечения максимальных выгод для Российской Федерации в случае их одобрения и использования;

9) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;

10) представление России и ее интересов в различных международных организациях, работающих в сфере стандартизации.

Согласно положениям вышеозначенного Закона в состав технических комитетов по решению вопросов стандартиза­ции могут входить как представители научных организаций и Государственных федеральных органов исполнительной власти, так и представители различных общественных объе­динений и других общественных организаций, созданных предпринимателями или конечными потребителями товаров и услуг. Порядок создания и работы данных технических ко­митетов должен утверждаться Национальным органом по стандартизации. Государственное управление по вопросам стандартизации в РФ реализовывается Федеральным агент­ством по техническому регулированию и метрологии. За про­дление мероприятий по вопросам стандартизации строительства отвечает Минстрой России. За выделенную ему часть Работ по стандартизации отвечает соответственно НИИ Госстандарта.

ВНИИС отвечает за разработку «научно-технических, пра­вовых и экономических основ стандартизации управления качеством продукции, госнадзора за внедрением и соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандар­тизации». В его же компетенции находятся вопросы методического руководства предприятиями. Разрабатывает ВНИИС и вопросы организационно-методических, научно-технических и правовых проблем, существующих в сферах стандартизации и сертификации, а также проводит научно-техническую и пра­вовую экспертизу стандартов, осуществляет работы в рамках 18О и некоторых других Международных организаций.

ВНИИМАШ, в свою очередь, ведает вопросами стандарти­зации в машиностроительной отрасли и в отрасли приборо­строения, ВНИИКИ — в области научно-технической терми­нологии, информации, метрологии и качества продукции, ГНИЦВОК — в сфере стратегического развития и разработки единообразной системы кодирования и классифицирования тех­нико-экономической информации, кроме того — в сфере разра­ботки и внедрения унифицированных систем документации в АСУ, ГНИЦВОК — в области принятия и использования обще­российских классификаций для информации технико-экономического направления, а также унифицированной документации.

При необходимости в министерствах РФ формируются специальные службы стандартизации, а также головные орга­низации по стандартизации, помогающие решать ряд органи­зационных и координационных задач. Подобные службы мо­гут возникать и непосредственно на предприятии. Функциями их в данном случае становятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и ряд других работ по вопросам стандартизации, а также помощь в выполнении подобных ра­бот другим подразделениям предприятия и создание организа­ционно-методической и научно-технической базы для опти­мальной деятельности предприятия в сфере стандартизации. В основу работ служб стандартизации заложены рекомендации по службам стандартизации. Кроме того, службы стандартиза­ции осуществляют тесное взаимодействие с всевозможными общественными организациями потребителей, основной зада­чей контакта с которыми считается наиболее оптимальное со­ответствие интересам потребителей.

В рамках этого сотрудничества представители вышеозна­ченных общественных организаций привлекаются к решении вопросов, связанных с формированием качества, номенклату­ры и методов оценки товаров, а также с формированием па­кетов предложений по разработке и обновлению стандартов.

6.Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов

Технический регламент представляет собой некий закон­ченный перечень основных требований, предъявляемых к од­ному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Кроме того, стоит отметить и то, что не любой документ, содержащий некоторые обязательные требования, может считаться техническим регламентом. Для принятия тех­нического регламента существует определенная специально созданная процедура. А также сам документ должен быть создан особым образом. Технический регламент должен в обя­зательном порядке включать: во-первых, перечень тех това­ров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличи­ем и обработкой которых и формируются, собственно гово­ря, его требования. Во-вторых, технический регламент дол­жен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основ­ной направленностью данных требований технического рег­ламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:

1) единства измерений;

2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;

3) безопасности излучений;

4) взрывобезопасности;

5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.

Также в технический регламент могут включаться некото­рые другие требования, правила и формы. Например, к пер­вым относятся требования:

1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;

2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;

3) особые требования к терминологии, упаковке, этикет­кам и маркировкам, а также к правилам их нанесения. Среди вторых следует, в первую очередь, назвать правила, идентифицирующие объект регулирования, а также формы и правила оценки соответствия. К этой же категории требо­ваний можно отнести формулирование «предельных сроков оценки соответствия каждого объекта регулирования».

Согласно Закону «О техническом регламентировании» требования к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, не включенные в технический регламент, не носят обяза­тельный характер. Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:

1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;

2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Каких-либо иных целей принятия технических регламен­тов существовать не должно.

А вот в части объяснения понятия и сущности техниче­ского регламента статья 8 Закона «О техническом регулиро­вании» дает определение двух видов технических регламентов: общие и специальные. Так, требования общего технического регламента применяются в обязательном порядке к любо­му виду товаров и услуг, в том числе в процессе из созда­ния, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации. А, соответственно, требованиями специального технического регламента принимают во внимание техноло­гические особенности ряда групп товаров, а также, соответ­ственно, процессы их создания, хранения, транспортиров­ки, реализации, утилизации или использования. Кроме того, специальные технические регламенты могут устанавливать свои требования лишь к отдельным видам товаров, а также процессам их создания, хранения, перевозки, потребления, реализации или утилизации, в отношении которых не обес­печиваются требования общеобязательных технических регламентов. Нельзя не отметить и то, что в числе специальных технических регламентов нередко выделяют особую разновидность - - макроотраслевые специальные технические регламенты, охватывающие, как правило, несколько групп однородных объектов. Так, к примеру, существует макроотраслевый регламент, формулирующий основные требова­ния к пищевым добавкам или же к красителям для пищевой продукции. Однако многие исследователи считают, что дан­ный вид технического регламента нельзя назвать специаль­ным регламентом. Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных ка­тегорий:

1) бизнес, основным моментом участников которого становятся четко определенные правила госконтроля и игр на рынке;

2) потребители, основным показателем для которых служит показатель защищенности их интересов и прав;

3) государственные органы, задачами которых являются формирование тактики и стратегии всего экономического развития страны в перспективе. При этом технические нормы ими используются как своеобразные рычаги влияния на экономические процессы, идущие как внутри страны, так и за ее пределами;

4) контролирующие органы, не обладающие какими-либо собственными выгодами и интересами.

Основным направлением деятельности для них должно стать обеспечения безопасности и защиты прав потребите­лей в вопросе их экологической безопасности и защиты от любых техногенных катастроф. Для обеспечения оптималь­ного решения поставленных перед государством задач при Экономическом управлении президента РФ были сформи­рованы Экспертные советы, занимающиеся разработкой об­щих и специальных технических регламентов. По форме в со­держание технического регламента должны входить такие сведения, как: перечень товаров, процессов их создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и ути­лизации, в отношении коих и вырабатываются вышеоз­наченные требования; кроме того, формулируются общие правила идентификации всех объектов, подлежащих техни­ческому регулированию для решения вопросов применения технического регламента.

Также в технический регламент могут включаться другие сведения, например:

1) правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

2) предельные сроки оценки соответствия для каждого объекта технического регулирования;

3) обязательные требования к упаковке, маркировке и этикеткам, терминологии, а также необходимые правила их нанесения.

Согласно Закону «О техническом регулировании» не вклю­ченные в технические регламенты требования не носят обя­зательный характер. Также технический регламент может включать требования к характеристикам товаров, процессам их производства, применения, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, но не может включать какие-либо требования в отношении конструктивных особенностей то­вара, кроме ситуаций, когда из-за отсутствия таких требова­ний к конструкции существует возможность возникновения рисков нанесения вреда. Исходя из этого положения, тех­нические 'регламенты могут включать в список требований специальные требования к маркировке, этикеткам, упаковке и терминологии, а также к правилам их нанесения, что в бу­дущем поможет увеличить степень защищенности отдельных групп граждан, как, например: дети, несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, пен­сионеры.

Кроме того, в технических регламентах могут устанавли­ваться минимальные необходимые меры из области ветери­нарии и фитосанитарии в отношении товаров, ввозимых из опасных зон или стран с ограничением импортного оборота с нашей страной. Данные меры ветеринарной и фитосанитарной безопасности вырабатываются при учете полученных научных данных, а также при рассмотрении других докумен­тов, предоставляемых Международными организациями.

Речь идет, в первую очередь, о международных стандар­тах, рекомендациях и т. д. В качестве оценочного критерия по вопросам риска могут использоваться оценочные кри­терии международных стандартов, а также рекомендации международных организаций, в число которых входят рос­сийские представители, распространенность болезней и вре­дителей, применяемые поставщиками меры по борьбе с вредителями и болезнями, условия экологии, макроэкономиче­ские последствия, связанные с возможностью нанесения вреда, масштабы расходов, необходимых для профилактики причинения вреда. Основой для создания проектов техниче­ских регламентов могут служить Международные и (или) на­циональные стандарты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: