Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации
Свод правил и положений, содержащих порядок проведения работ по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного хозяйства страны, независимо от уровня управления, именуется Государственной системой стандартизации или ГСС. Основными правовыми документами, регламентирующими данную систему, является ряд Межгосударственных и Государственных уставов, как раз и содержащих основные правила, регулирующие вопросы организации и проведения работ по стандартизации. Для этой цели был организован специализированный орган под названием «Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации», основные задачи которого определяются следующими положениями:
1) предоставление проектов межгосударственных стандартов на утверждение;
2) выборка перспективных направлений в сфере стандартизации;
3) рассмотрение и принятие основных направлений в сфере стандартизации и метрологии, расходов на их проведение.
Также к органам службы стандартизации относятся организации, учреждения, объединения и подразделения, основная составляющая деятельности которых лежит в области проведения непосредственно работ по стандартизации или в области выполнения определенных функций по стандартизации.
Государственная стандартизация призвана решать ряд следующих вопросов и задач:
1) вести разработку Государственных стандартов, содержащих основополагающие и общетехнические требования, а также требования по регулированию вопросов безопасности трудовой деятельности, защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;
2) способствовать выполнению воли заказчика;
3) рассматривать и утверждать Государственные стандарты и ряд других нормативны актов, в том числе: инструкции, методические указания и т. п.;
4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;
5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;
6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;
7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.
Для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации создаются специальные службы стандартизации. Существует также Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии — Госстандарт России, на который возложена обязанность проведения межотраслевой координации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации. На федеральном уровне также был создан орган Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Его функции определяются руководящей ролью в Деятельности Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие научно-исследовательские организации: Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»), ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИН-МАШ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» («ВНИИМС»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» («ВНИИОФИ»), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. М. Менделеева» («ВНИИМ им. Д. М. Менделеева»), ОАО «Научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции» («НИИССагропродукт») и т. д.
Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях, службы стандартизации уровня народного хозяйства и предприятий.
Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации:
1) утверждение национальных стандартов;
2) принятие программы разработки национальных стандартов;
3) организация экспертизы проектов национальных стандартов;
4) обеспечение согласованности национальной системы стандартизации потребностям национальной экономики, а также зависимость ее от уровня состояния материально-технической базы и научно-технического прогресса;
5) осуществление учета правил стандартизации, национальных стандартов, других рекомендаций и нормативной базы в этой сфере, а также организационная работа, направленная на доступность вышеперечисленных документов всем заинтересованным лицам;
6) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;
7) организация опубликования и каналов распространения национальных стандартов;
8) активное участие в работе над созданием Международных стандартов в соответствии с положениями уставов различных Международных организаций для обеспечения максимальных выгод для Российской Федерации в случае их одобрения и использования;
9) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;
10) представление России и ее интересов в различных международных организациях, работающих в сфере стандартизации.
Согласно положениям вышеозначенного Закона в состав технических комитетов по решению вопросов стандартизации могут входить как представители научных организаций и Государственных федеральных органов исполнительной власти, так и представители различных общественных объединений и других общественных организаций, созданных предпринимателями или конечными потребителями товаров и услуг. Порядок создания и работы данных технических комитетов должен утверждаться Национальным органом по стандартизации. Государственное управление по вопросам стандартизации в РФ реализовывается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. За продление мероприятий по вопросам стандартизации строительства отвечает Минстрой России. За выделенную ему часть Работ по стандартизации отвечает соответственно НИИ Госстандарта.
ВНИИС отвечает за разработку «научно-технических, правовых и экономических основ стандартизации управления качеством продукции, госнадзора за внедрением и соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандартизации». В его же компетенции находятся вопросы методического руководства предприятиями. Разрабатывает ВНИИС и вопросы организационно-методических, научно-технических и правовых проблем, существующих в сферах стандартизации и сертификации, а также проводит научно-техническую и правовую экспертизу стандартов, осуществляет работы в рамках 18О и некоторых других Международных организаций.
ВНИИМАШ, в свою очередь, ведает вопросами стандартизации в машиностроительной отрасли и в отрасли приборостроения, ВНИИКИ — в области научно-технической терминологии, информации, метрологии и качества продукции, ГНИЦВОК — в сфере стратегического развития и разработки единообразной системы кодирования и классифицирования технико-экономической информации, кроме того — в сфере разработки и внедрения унифицированных систем документации в АСУ, ГНИЦВОК — в области принятия и использования общероссийских классификаций для информации технико-экономического направления, а также унифицированной документации.
При необходимости в министерствах РФ формируются специальные службы стандартизации, а также головные организации по стандартизации, помогающие решать ряд организационных и координационных задач. Подобные службы могут возникать и непосредственно на предприятии. Функциями их в данном случае становятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и ряд других работ по вопросам стандартизации, а также помощь в выполнении подобных работ другим подразделениям предприятия и создание организационно-методической и научно-технической базы для оптимальной деятельности предприятия в сфере стандартизации. В основу работ служб стандартизации заложены рекомендации по службам стандартизации. Кроме того, службы стандартизации осуществляют тесное взаимодействие с всевозможными общественными организациями потребителей, основной задачей контакта с которыми считается наиболее оптимальное соответствие интересам потребителей.
В рамках этого сотрудничества представители вышеозначенных общественных организаций привлекаются к решении вопросов, связанных с формированием качества, номенклатуры и методов оценки товаров, а также с формированием пакетов предложений по разработке и обновлению стандартов.
6.Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов
Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Кроме того, стоит отметить и то, что не любой документ, содержащий некоторые обязательные требования, может считаться техническим регламентом. Для принятия технического регламента существует определенная специально созданная процедура. А также сам документ должен быть создан особым образом. Технический регламент должен в обязательном порядке включать: во-первых, перечень тех товаров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличием и обработкой которых и формируются, собственно говоря, его требования. Во-вторых, технический регламент должен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:
1) единства измерений;
2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;
3) безопасности излучений;
4) взрывобезопасности;
5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.
Также в технический регламент могут включаться некоторые другие требования, правила и формы. Например, к первым относятся требования:
1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;
2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;
3) особые требования к терминологии, упаковке, этикеткам и маркировкам, а также к правилам их нанесения. Среди вторых следует, в первую очередь, назвать правила, идентифицирующие объект регулирования, а также формы и правила оценки соответствия. К этой же категории требований можно отнести формулирование «предельных сроков оценки соответствия каждого объекта регулирования».
Согласно Закону «О техническом регламентировании» требования к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, не включенные в технический регламент, не носят обязательный характер. Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:
1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;
2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;
3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Каких-либо иных целей принятия технических регламентов существовать не должно.
А вот в части объяснения понятия и сущности технического регламента статья 8 Закона «О техническом регулировании» дает определение двух видов технических регламентов: общие и специальные. Так, требования общего технического регламента применяются в обязательном порядке к любому виду товаров и услуг, в том числе в процессе из создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации. А, соответственно, требованиями специального технического регламента принимают во внимание технологические особенности ряда групп товаров, а также, соответственно, процессы их создания, хранения, транспортировки, реализации, утилизации или использования. Кроме того, специальные технические регламенты могут устанавливать свои требования лишь к отдельным видам товаров, а также процессам их создания, хранения, перевозки, потребления, реализации или утилизации, в отношении которых не обеспечиваются требования общеобязательных технических регламентов. Нельзя не отметить и то, что в числе специальных технических регламентов нередко выделяют особую разновидность - - макроотраслевые специальные технические регламенты, охватывающие, как правило, несколько групп однородных объектов. Так, к примеру, существует макроотраслевый регламент, формулирующий основные требования к пищевым добавкам или же к красителям для пищевой продукции. Однако многие исследователи считают, что данный вид технического регламента нельзя назвать специальным регламентом. Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:
1) бизнес, основным моментом участников которого становятся четко определенные правила госконтроля и игр на рынке;
2) потребители, основным показателем для которых служит показатель защищенности их интересов и прав;
3) государственные органы, задачами которых являются формирование тактики и стратегии всего экономического развития страны в перспективе. При этом технические нормы ими используются как своеобразные рычаги влияния на экономические процессы, идущие как внутри страны, так и за ее пределами;
4) контролирующие органы, не обладающие какими-либо собственными выгодами и интересами.
Основным направлением деятельности для них должно стать обеспечения безопасности и защиты прав потребителей в вопросе их экологической безопасности и защиты от любых техногенных катастроф. Для обеспечения оптимального решения поставленных перед государством задач при Экономическом управлении президента РФ были сформированы Экспертные советы, занимающиеся разработкой общих и специальных технических регламентов. По форме в содержание технического регламента должны входить такие сведения, как: перечень товаров, процессов их создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в отношении коих и вырабатываются вышеозначенные требования; кроме того, формулируются общие правила идентификации всех объектов, подлежащих техническому регулированию для решения вопросов применения технического регламента.
Также в технический регламент могут включаться другие сведения, например:
1) правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;
2) предельные сроки оценки соответствия для каждого объекта технического регулирования;
3) обязательные требования к упаковке, маркировке и этикеткам, терминологии, а также необходимые правила их нанесения.
Согласно Закону «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования не носят обязательный характер. Также технический регламент может включать требования к характеристикам товаров, процессам их производства, применения, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, но не может включать какие-либо требования в отношении конструктивных особенностей товара, кроме ситуаций, когда из-за отсутствия таких требований к конструкции существует возможность возникновения рисков нанесения вреда. Исходя из этого положения, технические 'регламенты могут включать в список требований специальные требования к маркировке, этикеткам, упаковке и терминологии, а также к правилам их нанесения, что в будущем поможет увеличить степень защищенности отдельных групп граждан, как, например: дети, несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, пенсионеры.
Кроме того, в технических регламентах могут устанавливаться минимальные необходимые меры из области ветеринарии и фитосанитарии в отношении товаров, ввозимых из опасных зон или стран с ограничением импортного оборота с нашей страной. Данные меры ветеринарной и фитосанитарной безопасности вырабатываются при учете полученных научных данных, а также при рассмотрении других документов, предоставляемых Международными организациями.
Речь идет, в первую очередь, о международных стандартах, рекомендациях и т. д. В качестве оценочного критерия по вопросам риска могут использоваться оценочные критерии международных стандартов, а также рекомендации международных организаций, в число которых входят российские представители, распространенность болезней и вредителей, применяемые поставщиками меры по борьбе с вредителями и болезнями, условия экологии, макроэкономические последствия, связанные с возможностью нанесения вреда, масштабы расходов, необходимых для профилактики причинения вреда. Основой для создания проектов технических регламентов могут служить Международные и (или) национальные стандарты.