К. Маркс и его роль в социологии

В противоположность Конту, Спенсеру, представителям натурализма и других течений социологии, которые обнаружива­ли источники социальных изменений за пределами общества и человека и рассматривали их в виде многочисленных естествен­ных факторов воздействия на социальные процессы, Карл Маркс (1818-1883) в своих социологических воззрениях пришел к со­вершенно иным выводам. Их основой стало материалистическое понимание исторического процесса. Существо нового подхода состояло в доказательстве определяющей общественное разви­тие роли экономического фактора. Маркс выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономиче­ские, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры.

В рамках материалистического понимания истории цент­ральное место занимало учение об общественной формации. По существу это была одна из первых в истории социологии систем­ных концепций общества. Понятием "формация" Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рам­ках исторически определенного этапа социального развития. Смена формаций происходит, по Марксу, вследствие разрешения противоречий между производительными силами и произ­водственными отношениями на основе усиления классовой борь­бы и осуществления социальной революции.

Типология формаций:

1. Первобытная формация – основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях.

2. Рабовладельческая.

3. Феодальная.

4. Б уржуазная. Эти три формации основаны на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.

5. Коммунистическая, высшая, формация должна обладать следующими чертами:

Однако в этих казавшихся прозрачными логических посыл­ках кроется несколько противоречий, вскрытых практикой об­щественного развития. По Марксу, производственные отноше­ния, базирующиеся на частной собственности, сковывают разви­тие производительных сил, и, наоборот, общественная собствен­ность открывает простор для их развития. Исторический про­цесс этого не подтвердил. Далее, по Марксу, с развитием произ­водительных сил при капитализме классовая борьба должна уси­ливаться, ибо оно (это развитие) означает расслоение общества, усиление бедности подавляющего большинства населения и его борьбу за социальное равенство.

Однако и это не подтвердилось. На самом деле процессы оказались другими: производительные силы развивались в одних случаях при частной собственности, в других — при общественной, но там, где они были более разви­тыми, революций не происходило. Эти противоречия известный французский социолог Р. Арон, который, кстати, дает очень вы­сокую оценку творчества Маркса, назвал "двусмысленностями марксистской социологии"

В социологической теории Маркса присутствует не только экономический, но и социальный детерминизм, объясняющий механизм взаимодействия общества и личности. Марксов под­ход историчен и заключается в том, чтобы на каждом этапе со­циального развития рассматривать специфику взаимодействия общества и личности, которое имеет особый характер, обус­ловленный совокупностью жизненных обстоятельств кон­кретной общественной формации. При этом человек анализи­ровался Марксом не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный активно видоизменять свою среду.

Несмотря на то, что Маркс не был социологом в строгом и узком смысле слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии се­годня общепризнано, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем точку зрения американского социолога Кристофера Дуба: " Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь... Вторая ключевая идея Маркса со­стоит в том, что системы веры и мысли — это продукты той эпохи, в которой они локализованы... Третья главная идея — это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию

Если речь зашла об оценке Маркса в работах по социологии, изданных за рубежом, то отметим, что во многих из них едино­душно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие социологической мысли. При этом четко проводится идея: без Маркса не было бы таких гигантов социологии, как Вебер и Дюркгейм. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение. Именно с Марксом связывается прокладывание столбовой дороги социологии.

Для социологии имеет большое значение акцент на изуче­нии не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества, конкретного человека. Такой подход был сформули­рован Марксом и неоднократно применен в процессе социаль­но-теоретического анализа. Для последующего развития соци­ологии ценность и значение представляют марксовы идеи, ка­сающиеся изучения человека. Они позволили Марксу прийти к выводу о том, что, раз условия своей жизни человек меняет сам, нужно сделать их действительно человеческими.

Весь во­прос — в том, как это сделать. Маркс считал, что основной способ должен быть революционным. Однако эта позиция вы­зывает серьезные возражения. Опыт показал, что все без ис­ключения революции, несмотря на гуманные лозунги и задачи, которые они ставят, оказываются антигуманными. Можно, следовательно, говорить о противоречии между целями и сред­ствами их достижения при решении проблемы человека в уче­нии Маркса.

Маркс стремился к глубокому изучению реальных социаль­ных образований, прежде всего рабочего класса, интересовав­шего его как революционера, идеолога этого класса гораздо больше, чем иные элементы социальной структуры общества. В конце концов он подошел к необходимости конкретно-социологического исследования рабочего класса, о чем свидетельствует доставленная им "Анкета для рабочих" (к сожалению, опрос по пей не был проведен).

Анкета для рабочих» была составлена Карлом Марксом в первой половине апреля 1880 г. по просьбе издателя журнала «La Revue socialiste» Б. Малона, который в 1880 г. под влиянием растущего рабочего и социалистического движения во Франции был вынужден объявить себя приверженцем научного социализма. «Анкета» была напечатана 20 апреля 1880 г. без подписи в «Revue socialiste», а также ввиде отдельного оттиска, экземпляры которого распространялись по всей Франции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: