Социологический функционализм Р.Мертона

Роберт Мертон - представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ - тема социальной структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации).

Работы: «Социальная теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия», «Явные и латентные функции» 1957.

Он создатель более динамической эмпирически обоснованной теор. системы.

2 крупных проблемы: выяснене дилеммы, кем же является социолог(функционалист или стурктуралист) и какое место занимает структура и сруктурный анализ.

Функционализм – теор. и динам. представление о работающей социальной структуре, о ее работающих компонентах, взаимосвязях.

Мертон утверждает, что анализ Парсонса слишком абстрактн, недетализирован, и поэтому мало применим для исследования социальной реальности. Своей задачей ставит создание «теории среднего уровня», которая была бы мостом между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Занимается критикой обобщений предшествующего функционализма и пояснение понятий. Наряду с функционал. анализом интересуется и структурой.

Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения.

Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры.

Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы.

Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.

Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях.

Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.

Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.

Главные и общие характеристики Мертоновского функционализма: 2 взаимосвязанных аспекта:

1. Критический (критика Парсонса и Малиновского)

2. Творческо-новационный – представление своих собственны взглядов выразилось в концепции «о явных и латентных функциях»

Основные постулаты функционального анализа: подвергнуты критике Мертона.

Постулат функционального единства общества: любая частная соц. система функциональна для всей системы. Функцией отдельного соц. обычая является его вклад в совокупную соц. жизнь, которая представляет собой функционирование соц. системы в целом. Соц. система имеет определенный тип единства. Это состояние, в котором вс части соц. системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, то есть не порождая устойчивых конфликтов. Все человечекие общности должны иметь некоторую степень интеграции. Это недостижимо в реальности, предлагает ввести понятие дисфункции. Просто то что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой.

Постулат универсального функционализма. Все стандартизированные и соц –культ. формы имеют позитивные функции, то есть все институц. Образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Но Мертон отрицает и говорит, что все действительные нормы функциональны не потому, что они институционализированы, существуют, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.

Постулат необходимости. Некоторые институты и соц. образования являются трибутами общества, но нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия и др. являются атрибутами всех челов. Обществ. То есть абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отутствие их ставит под сомнение само существование челов общества. В противоположность понятию незаменимости культурных форм предлагает ввести для замены понятия обязательности понятие «функциональных альтернатив., заментителей.

Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структруно-функц. Анализ сосредотачивает сове внимение прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные – это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.

Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.

В этом и есть основной смысл теории среднего уровня соединяющая в себе макро и микросоциологию, теоретическую и эмпирическую науки. Теория среднего уровня базировалась на концепции функционального анализа, которая становилась частью эмпирической социологии. Теория позволяет интерпретировать эмпирические данные, применять их для создания обобщающих теорий. Азы своей теории среднего ранга он описывает в своей работе «О социологических теориях среднего уровня» («Теоретическая социология» 1967). Работа над теорией среднего уровня имела двойственный характер:

1. обоснование необходимости создания особого типа теорий, аналитический характер которых должен был отличаться от абстрактного теоретизирования. Работа несла в себе методологический заряд, поскольку она касалась общей теоретической направленности, анализа понятий и категорий, логики их построения, связи с интерпретацией полученных эмпирических данных.

2. создание конкретных теорий среднего уровня в разных отраслях социологии.

По Мертону существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга и малые гипотезы, рабочие. Теории среднего уровня выступают связующим звеном между первыми и третьими. Исходя из этой теории он делает вывод о необходимости посредника между эмпирической и теоретической социологиями, социологическая теория, по мнению Мертона и есть теория среднего уровня, поскольку рабочие гипотезы мелковаты, а системные теории высшего уровня слишком абстрактны. Все три уровня тесно связаны между собой, а переход от одного уровня к другому открывает перед социологом новые возможности. Теории среднего уровня Мертон создавал в самых разных отраслях социологического знания, но особенно яркой является теория в области исследования девиантного поведения (под влиянием взглядов Э. Дюркгейма).

Причиной аномии Мертон считал противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, к власти, богатству как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей. Социолог исследует социальные и культурные отклоняющегося поведения и особое внимание обращает на типы приспособления (адаптации) к культурным целям и нормам, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Существуют пять видов приспособления соответственно цели и средства, принимаемые или отвергаемые обществом, либо вообще отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.

Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства
Конформизм Принятие Принятие
Инновация Принятие Отвержение
Ритуализм Отвержение Принятие
Ретритизм Отвержение Отвержение
Мятеж ОЗ ОЗ

Конформизм – полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и одновременно поиск новых средств их достижения

Ритуализм характеризуется принятием общественно одобряемых целей, но отказ от некоторых целей (например, чрезмерное стремление к успеху).

Ретризм характеризуется отказом и от целей и от средств, это бегство от реальной жизни, этот тип характерен для маргиналов

Мятеж характеризуется полным отрицанием и целей и средств, господствующих в обществе, и заменой их на новые, в отличие от ретризма это активный способ адаптации и наиболее радикальный. Личность пытается противостоять аномии и вырабатывает свои способы адаптации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: