double arrow

Материализм XVIII в


ФранцузскОе Просвещения и французский

1. Социально - политические и идейно - нравственные истоки эпохи Просвещения.

2. Родоначальники просветительских учений.

3. Французский материализм 18 в.

4. Этические и социально - философские учения французских материалистов 18 в.

Литература:

1. Введение в философию. ч. 1., под ред. И.Т. Фролова, М., 1989.

2. Ю.М. Хрусталёв - Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов в 2-х томах, т.1., М.,ч.1.,гл.З.

3. История философии - Запад - Россия - Восток. Кн. Вторая: Философия 15-19 вв., разд.З.,гл.1.М., 1996.

4. Ф. Вольтер. Бог и люди. Т.1., стр.110.

5. П. Гольбах. Система природы. М., 1940., стр.111., стр.170 -131.

6. О.Ж. Ламетри. Сочинения. М., 1976.

7. Д. Дидро - Собрание сочинений: в 2-х томах, М., 1986.

8. К. Гельвеций - Сочинения: в 2-х томах. М., 1983.

9. Хрестоматия по философии: Учебное пособие, М.,1987.

Темы докладов и рефератов.

1. Социально - политические и идейно - нравственные истоки эпохи Просвещения.

2. Родоначальники просветительских учений.

3. Вольтер как один из основоположников французского Просвещения.

4. Французские просветители о человеке и обществе.

5. Теория «разумного эгоизма» во французском Просвещении.

б. Жан -Жак Руссо о концепции «общественного договора».

7. Философские взгляды французских материалистов (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри).

8. Теория познания французских просветителей.

9. Этические и социально - философские учения французских материалистов XVIII в.

10.Французское Просвещение и медицина.

18 век в Европе — это век Просвещения, славная страница в развитии не только европейской, но и всей мировой культуры и философии. Вполне понятно, что представители этой передовой философской школы опирались на достижения своих замечательных предшественников и, в первую очередь на английское Просвещение, на эмпирические и рациональные системы философов Нового времени в лице Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Декарта, на естественнонаучные изыскания И.Ньютона, Лейбница и других.

Они воплотили в своих трудах все положительные знания, накопленные ими в познании природы и общества. Вместе с тем, просветители пошли значительно дальше. Они подняли борьбу против средневековой схоластики, церковной догмы и религиозного мракобесия на невиданную ранее высоту, придали этой борьбе непримиримый и воинствующий характер.

При этом главным аргументом в этой борьбе у них выступали наука, пропаганда знаний, образование и здравый смысл.

Разум в новых условиях выступает главным критерием всех личностных и общественных интересов. Он, воплощенный в науке и практике, является мерилом поведения человека, предопределяет независимость и самостоятельность его мышления, практических поступков, способствует достижению поставленных человеком и обществом тех или иных задач.




Просвещение - это плод коллективного творчества многих выдающихся умов, среди которых блистали Ф.М.Вольтер (1694-1778 гг.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д.Дидро (1713-1784 гг.), П.А.Гольбах (1723 - 1780 гг.), К.А.Гельвеций (1715 - 1771 гг.), О.Ж.Ламетри (1709-1751 гг.) и другие.

Франсуа Вольтер - его полное и подлинное имя-Франсуа Мари Аруэ- блестящий философ - литератор, страстный публицист и полемист, сатирик, непримиримый борец и критик религиозного догматизма и клерикализма. Его многогранное творчество дало толчок развитию многим направлениям философской, культурной, научной и просветительской деятельности.

К голосу Вольтера прислушивалась вся образованная Европа. Его публичное мнение, суждения и оценки зачастую служили руководством в политической и государственной деятельности для многих европейских монархов.

Скажем прямо, его авторитет в Европе был безграничен и непререкаем. И это при том, что за свои смелые и радикальные взгляды, особенно в адрес существующих во Франции порядков, против религиозных сановников и самой церкви, он подвергался с их стороны суровым преследованиям и гонениям.

Не отвергая веру в Бога и тем самым признавая существование высшего начала, он крайне критически относился к самой религии и особенно к церкви и священнослужителям, большинство из которых в то время на его родине принадлежало к ордену иезуитов.

По мнению Вольтера, религия возникла там и тогда, где и когда первый плут - обманщик встретил первого дурака. Она - плод обмана неграмотных и тёмных людей. Она паразитирует на невежестве и необразованности простого народа.



Однако Вольтер всё же вынужден был, в конечном счете, признать нужность религии, поскольку, по его мнению, она выступает важным духовным фактором по поддержанию народа в состоянии повиновения и покорности.

Религия - это та «уздечка», с помощью которой можно успешно сдерживать необузданные страсти и гнев непокорных простолюдинов, предотвращать народные бунты. Тем более, что он допускает и оправдывает в обществе социальное и имущественное неравенство, привилегированное положение власть имущих.

Вольтер был ярким сторонником человеческой свободы и горячо ратовал за неё. Но правом на неё у него обладают далеко не все. Она не распространяется им на чернь, которая занимает в обществе бесправное положение.

Свои надежды на достижения свободы, счастья и полноценной духовной жизни он связывал с деятельностью просвещённых европейских монархов, а также с творчеством передовых мыслителей того времени. Они как и прогрессивные идеи в обществе, научные знания, их массовое распространение и внедрение в сознание людей представляются главным критерием исторического развития и прогресса.

Вольтер дал мощный толчок развитию французского Просвещения, идеи которого в последующем развил и продолжил Жан - Жак Руссо и другие.

Жан - Жак Руссо вошёл в историю прежде всего как яркий и непримиримый противник частной собственности. В ней он видел основную причину человеческого неравенства, возникновения всех бед и людских страданий.

Он гневно упрекает того первого человека, который посмел когда-то впервые огородить участок земли и сказать при этом, что он принадлежит ему, что это его собственность «От скольких преступлений, войн и убийств, - пишет он, - от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте этого обманщика, вы - погибли, если забыли, что плоды земли принадлежат всем, а земля — никому».

Руссо восторгался «естественным» состоянием общества, пребывавшем в дочастно-собственническом состоянии и находящимся в тесной связи с природой, которая не была ещё вовлечена в активное общественное и трудовое производство.

Но с годами ему пришлось всё-таки осознать, что частная собственность стала реалией и атрибутом гражданского общества, без которого оно уже не может существовать. Но и в этом случае, признав её как таковую, он отдавал предпочтение существованию только её мелкой формы.

Он один из первых в истории философской науки обращает внимание на ведущую роль общества и социальной среды на процесс формирования человеческой личности. И в качестве примера ссылается на то, что все дети от рождения одинаково чисты и хороши.

Однако, под влиянием жизненных условий и общественной среды они с годами становятся совершенно другими и разными.

И, конечно, нельзя не сказать о вкладе Ж.Ж.Руссо в разработку концепции «общественного договора».

Этот договор выступает у него своеобразным соглашением всех его участников выполнять ряд единых и общих для них правил в совместной общественной жизни.

У каждого человека, считает Руссо, имеются собственные интересы, стремления, цели. И он пытается их воплотить в жизнь. Однако в процессе реализации и достижения намеченных целей у людей могут возникать острые разногласия, переходящие в непримиримые конфликты, приводящие к печальным и непредсказуемым последствиям.

А чтобы этого избежать, каждый человек должен изначально, реализуя свои помыслы и задачи, учитывать интересы других и считаться с ними, поступаясь при этом в чём-то своими собственными интересами. Подобное поведение, считает Руссо, предполагает определённое сознательное ограничение собственной свободы каждым человеком, ради проявления и сохранения свободы других.

Следовательно, люди в своей совместной общественной жизни должны занимать позицию «разумного эгоизма», в чём-то ущемлять и ограничивать себя, подняться как бы над своим собственным «я» ради утверждения и сохранения всеобщего общественного мира и благополучия. Именно достижению этой миротворческой цели и служит заключение этого общественного договора.

Жан - Жак Руссо был одним из тех великих французских мыслителей, работы которого сыграли огромную роль в подготовке Великой французской буржуазной революции XVIII в. Целый ряд его гуманистических и просветительских идей были спустя годы уже в XX вв. воплощены во «Всемирной декларации прав человека» 1948г.

Этот знаменательный факт наглядно свидетельствует о непреходящем историческом значении и ценности взглядов Жан - Жака Руссо для последующих поколений. Они, как видим, актуальны и сегодня.

Французский материализм 18 в. - это особое слово в развитии научной и философской мысли.

Он впервые стал опираться на достижения естествознания, открытия которого способствовали пересмотру устоявшегося содержания многих философских понятий и категорий.

Гольбах, Дидро, Гельведий, Ламетри и другие с естественно - научных позиций обосновали концепцию материи как объективной реальности, основными атрибутами, которой они считали движение, вечность времени и бесконечность в пространстве.

Так, например, по Гольбаху - материя это есть всё то, что существует объективно, независимо от сознания человека и каким - то образом воздействует на человеческие органы чувств.

Само же содержание понятие материи у него, как и у других французских материалистов отождествляется с понятием физического вещества, состоящего структурно из разнообразных сочетаний неделимых и невидимых атомов и молекул.

Важнейшим достижением их материализма стало обоснование органической связи материи и движения. Последнее выступает у них естественным состоянием материи. Благодаря движению материя порождает природу - мир, в том числе и самое себя.

В этом утверждении прослеживалась попытка диалектически, особенно у Дидро, подойти к единству движения и материи. Однако в целом же, преодолеть и выйти за рамки господствовавшего тогда классического материализма и его механической формы им никому не удалось.

Механика по прежнему довлела над умами французских материалистов и все их оценки происходящего в мире, в том числе и по отношению к человеку, диктовались и объяснялись её законами.

Что же касается гносеологических проблем, то практически все они в своих теоретико - познавательных воззрениях стояли на точке зрения сенсуализма, то - есть первичности ощущений в познавательном процессе. Правда некоторые из них и прежде всего тот же Дидро отмечали не малую значимость разумно - теоретического начала и предпринимали попытки обозначить и рассмотреть вопрос о соотношении чувственного и логического знания.

В целом же гносеология французских материалистов страдала существенным недостатком, а именно познание носило у них пассивно -созерцательный характер. Они стремились правильно объяснить мир таким, каким он виделся им на самом деле, а вот изменить и преобразовать его, активно влиять на него, опираясь на практику, они не могли. Это объяснялось тем, что они недопонимали социального содержания самой практики и её ведущей роли в познании и преобразовании мира. Понятие практики не выходило у них за рамки опыта или же эксперимента.

Особый интерес вызывают взгляды французских материалистов на развитие общества, религии и самого человека.

Общество оценивалось ими с точки зрения его соответствия человеческой природе. Оправдан и разумен, по их убеждению, тот общественный строй, который отвечает человеческой сущности и удовлетворяет нормальное стремление членов общества к личному счастью.

И неразумен тот строй, который противоречит природе человека и который не может удовлетворить духовные и материальные потребности человека. Такого рода общественное устройство подлежит устранению и замене.

Учение о роли социальной среды в формировании личности - важнейшее завоевание французских мыслителей. Гельвеций отмечал, что «люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть». При этом под социальной средой он понимал ту или иную форму государственного устройства и государственного правления, действующие законы, политические установки и т.д. Чтобы изменить людей, следует в корне преобразовать социальные условия их жизни, саму общественную среду. А это можно осуществить лишь только, считали французские материалисты, при помощи общественного мнения, которому они придавали огромную преобразовательную роль. Отсюда, известный их тезис: «мнения правят миром!».

В то же время не меньшее значение в историческом процессе они отводили и роли личности. Считали, что великие личности предопределяют судьбу народов и стран и делают своих соотечественников, как и свои государства, либо благополучными и счастливыми, либо, наоборот, бедствующими и страдающими.

В соответствии с этими и законы, по которым положено жить народам, должны писаться образованными и грамотными правителями.

Среди славной плеяды французских материалистов этого времени особо хотелось бы отметить Жюльена Ламетри (1709-1751 гг.), поскольку он был известным врачом, членом Берлинской академии наук. По окончании медицинского факультета Парижского университета Ламетри становится убеждённым материалистом и сторонником клинического метода в медицине.

Всесторонне образованный человек и блестяще подготовленный специалист - врач он серьёзно занимается вопросами лечения многих заболеваний, и в частности оспы, венерических болезней, издаёт многочисленные работы по проблемам практической медицины.

Свои материалистические воззрения, он одним из первых, обосновывает естественнонаучными данными.

Ламетри не приемлет схоластическое изучение и преподавание медицинской науки, выступает беспощадно против религиозного фанатизма в естествознании. Он критикует случаи проявления шарлатанства со стороны врачей и ратует за серьёзное профессионально - научное отношение к врачебному делу.

Как философ и профессиональный врач он, в противовес различным идеалистическим медицинским учениям, отмечает тесную связь человеческой психики и тела. Причём рассматривает этот вопрос с позиции материалистического мировоззрения, отдавая приоритетное значение физической основе и телесному компоненту.

Под влиянием механицизма Декарта и его представлений о животном -машине Ламетри пишет книгу - «Человек - машина», в которой в соответствии с духом времени и логикой эмпирического естествознания, приходит к механическим представлениям о природе живых существ, в том числе и человека, уподобляя их машине.

Он выдвигает и обосновывает идею о единстве живой природы и постепенном совершенствовании и усложнении живых существ, что делает его одним из первых европейских эволюционистов.

Заслуги Ламетри в развитии естественнонаучной и философской мысли исключительно велики.

Они по достоинству были оценены К.Марксом, который считает врача -философа «центром школы французских материалистов 18 века».

Показателем духовного родства представителей французской философии 18 в. явилось участие многих из них (Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Буланже, Тюрго и других) в создании «Энциклопедии» или же «Толкового словаря науки, искусства и ремёсел», в котором с просвещенческих позиций излагалась оценка всех научных и культурных достижений человечества со времён его возникновения. Во главе этой титанической работы стояли Дени Дидро и Жан Д.Аламбер.

С 1751 по 1780 гг. во Франции вышло 35 томов «Энциклопедии». Она явилась первым в мировой практике всеобъемлющим собранием знаний, подобного которому до них не удавалось выполнить никому.

Таким образом, коллективное творчество французских просветителей и философов - материалистов 18 в. наложило глубокий отпечаток на философскую, научную и общественно - политическую жизнь в Европе и далеко за её пределами.

Они явились прямыми предвестниками радикальных преобразований в обществе, а их теории идеологически подготовили Великую французскую буржуазную революцию 1789-1794 гг.

Россия тоже не обошла стороной их влияния. Творческое лицо и гражданская позиция А.Н.Радищева, революционных — демократов: В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена, Н.Г.Добролюбова, Д.И.Писарева и многих других также формировались под непосредственным воздействием их прогрессивных идей, в чём наши великие соотечественники сами признавались публично неоднократно.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: