Контрактные цены во внешнеторговой практике

Основные виды цен на мировом рынке.

Тема 3.2. Контрактные цены, методы и этапы их формирования

Цены на мировом рынке по источникам информации, сфере применения и способу использования принято подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это цена, согласованная между продавцом и покупателем в процессе переговоров. Она, как правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной, но, как правило, эти цены на определенные товары в конкретном регионе и при наличии небольшого количества продавцов и покупателей известны.

Справочная цена - цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. Эти цены устанавливаются на небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты. Но необходимо учитывать, что между справочными и фактическими ценами всегда существует определенная разница. Как правило, справочные цены всегда завышают, так как они не реагируют на изменения конъюнктуры рынка. Эти цены быстро не реагируют на изменения конъюнктуры или политические события, но отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - цены на товар, продаваемый на товарных биржах. В основном это сырье и полуфабрикаты. Эти цены оперативно отражают все изменения, происшедшие на рынках. Но так как в биржевых ценах не учитываются условия поставки, платежа и ряд других факторов, то эти цены не полностью отражают действительные тенденции в изменении цен.

Аукционные цены - цены, установившиеся в результате торгов. Они реально отражают спрос и предложение товара в данный период времени.

Статистические внешнеторговые цены - это средние цены, публикуемые в различных статистических сборниках. По ним возможно только проследить динамику изменения цен и внешней торговли, для отдельных субъектов рынка они могут служить лишь ориентиром.

Контрактные цены товаров или услуг в международных торговых (импортных или экспортных) сделках формируются на базе мировых цен, но их окончательный уровень определяется в ходе переговоров и фиксируется в контракте с указанием базиса цены, валюты цены, валюты платежа, условий поставки и платежа.

В зависимости от характера товара и практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке, цена в контракте может быть установлена:

• за определенную количественную единицу товара, приведенную в применяемых в торговле данным товаром единицах -измерения (веса, длины, площади, объема и т.д.);

• весовую единицу исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

• весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставках товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности и указывается в спецификации, составляющей неотъемлемую часть контракта. Если в основу цены положена весовая единица, то в контракте указывается характер веса (брутто, нетто) и оговаривается, включает ли цена стоимость тары и упаковки. При поставках комплектного оборудования цены устанавливаются по позициям за каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.

Базис цены определяет, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны — экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары при международных сделках большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на цветные металлы и нефтепродукты, пушнину — в американских долларах. Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в установлении цены в валюте, подверженной

инфляции, чтобы получать от сделки дополнительные выгоды, связанные с валютными операциями.

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения, или определяться в течение срока его действия, или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цены: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2—5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть оговорен источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

Как правило, при заключении сделок на поставки цветных металлов из России экспортеры устанавливают цены на 5—7% ниже котировки на трехмесячные фьючерсные контракты на соответствующий металл. Полученной при этом выгоды достаточно, чтобы покрыть все транспортные, страховые и прочие издержки и получить достаточную для экспортера прибыль.

Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей определить возможно. Решение этой задачи требует налаженного сбора рыночной информации и создания банка данных.

В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о конъюнктуре на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок.

Скидка продавца. Предоставляется экспортером покупателю в процессе торга за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок. Скидка в зависимости от ситуации на конкретном рынке может достигать 20—30% от первоначальной цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: