Источники информации о мировых ценах. Информация, получаемая по данным таможенной статистики

Признаки мировой цены (регулярное использование на важнейших рынках, ведение платежей в свободно конвертируемой валюте).

Мировые цены на основе формирования и динамики внешнеторговых контрактных цен

Цена международного контракта — цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара.

Контрактные цены в международной торговле могут существенно отличаться от внутренних цен.

Мировая цена конкретного продукта, взятая в качестве ориентира для заключения международного контракта, обязательно корректируется. Обусловлено это тем, что параметры продукта, по которому заключается данная сделка, условия самой сделки обычно отличаются от тех, в которых сформирована мировая цена-ориентир.

Цена международного контракта (контрактная цена) с учетом возможных надбавок и скидок является базой для установления внешнеторговых цен, формируемых в рамках внешнеторговой и таможенной политики государства.

Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран -экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся {изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:

1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

2) сделок, носящих регулярный характер;

3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.

Публикация цен мирового рынка осуществляется как национальными организациями различного профиля, так и международными организациями. При этом цены на основные виды топлива и сырья, сельскохозяйственных и лесных товаров публикуются более или менее регулярно во многих источниках информации, а на машины, оборудование и другие готовые изделия - гораздо реже, что обусловлено трудностями сбора и анализа информации вследствие существенной качественной разнородности этих изделий.

Для практического использования информации большое значение имеют оперативные данные о ценах на товары, играющих ключевую роль в международной торговле. Такие сведения публикуются во многих национальных периодических изданиях. К ним относятся прежде всего наиболее солидные деловые газеты промышленно развитых стран: США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. Публикуемые в них цены в наибольшей степени актуализированы; данные собираются в основном через информационные каналы бирж, аукционов и других организованных форм торговли. При этом ценовая информация в ведущих газетах в какой-то части совпадает, например, по 20-30 важнейшим товарам международной торговли (таким, как нефть, нефтепродукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, цветные, драгоценные металлы), котируемым на 15-20 крупнейших биржах мира, главным образом американских и английских (перечень бирж, цены которых регулярно публикуются в ведущих бизнес-газетах, приведен в Приложении N 1). В то же время информация по ценам в разных национальных изданиях имеет те или иные отличия, касающиеся числа наблюдаемых товаров, охвата основных центров международной торговли и т.д.

Среди наиболее известных и пользующихся высокой репутацией в деловом мире газетных изданий, ежедневно публикующих информацию о состоянии основных товарных рынков и цен на них, можно указать следующие. В США - это "Wall Street Journal", "New York Times","Los Angeles Times", "Journal of Commerce and Commercial", "Investor's Daily", в Англии - "Financial Times", в ФРГ - "Handelsblatt", "Frankfurter Allgemeine Zeitung", Гонконге - "Asian Wall Street Journal" и т.д.

Помимо газетных публикаций в ведущих промышленно развитых странах информация о ценах по более или менее значительному числу товаров издается также различными специализированными организациями, профессионально занимающимися изучением товарных рынков, спроса и предложения, оптовой, розничной и международной торговли. В частности, Бюро по исследованию товарных рынков (г. Нью-Йорк) занимается сбором и обработкой информации об основных показателях торговли важнейшими товарами в США и на ведущих зарубежных рынках. На базе этих данных подготавливаются различные справочно-информационные материалы и публикации, наибольшую известность среди которых имеют справочники "Commodity Chart Service" и "Commodity-Year Book". В первом издании каждую неделю обновляются сведения о биржевых и оптовых ценах по более 200 наблюдаемым товарам - энергоносителям, сельскохозяйственному сырью, продовольствию, цветным, драгоценным металлам, пиломатериалам и проч. По каждому товару приводятся отдельные таблицы с минимальными, максимальными и официальными (на момент закрытия бирж) котировками и/или средними оптовыми ценами. В специальных разделах справочника содержится различная коммерческая и спраавочная информация, включая индексы цен, расчетные соотношения между ценами отдельных товаров, долговременные ряды среднемесячных цен за десятки лет и т.д. В ежегоднике "Commodity Year Book" представлена информация по более 100 основным товарам, включая данные о производстве, потреблении, внутренней и внешней торговле. Цены приводятся среднемесячные и среднегодовые.

Международный валютный фонд (МВФ) ежемесячно издает статистический сборник "International Financial Statistics", в котором регулярно по широкому набору товаров публикуются цены на основных мировых рынках.

Таможенная статистика – это информация, необходимая для анализа российского рынка, в первую очередь для анализа внешнеэкономической деятельности участников рынка (анализа ВЭД). Таможенная статистика – это основа для любого маркетингового исследования товарного рынка, так как Федеральная Таможенная служба регулярно формирует статистику об импорте и экспорте всех товаров, провозимых через границу страны.

На основе результатов анализа таможенной статистики внешней торговли представители различных компаний получают возможность оперативно оценить товародвижение и объемы операций конкурентов, найти стратегических партнеров и новые рынки сбыта. Маркетинговые компании используют базы ВЭД для формирования заказных маркетинговых отчетов, так как данные таможенной статистики РФ являются одним из самых показательных индикаторов состояния экономики - объемы импорта / экспорта напрямую зависят от изменений на мировых рынках.

Транспортные компании с помощью таможенной статистики России находят новых клиентов, так как эти данные содержат контактную информацию организаций, занимающихся оформлением своих грузов. Производственные предприятия, проводя анализ таможенной статистики внешней торговли, оценивают свои экспортные возможности, а так же зависимость внутреннего рынка от импорта аналогичных товаров.

Факторы, влияющие на изменение мировых цен: действие закона стоимости, концентрация производства, рост производительности труда, научно-технический прогресс, экономия сырья и материалов, снижение трудоемкости продукции, инфляция, монополизация рынка, государственные мероприятия, торгово-политические и торговые факторы.

На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп.

К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят:

- экономический цикл,

- состояние совокупного спроса и предложения,

- инфляцию.

К конкретно экономическим факторам можно отнести:

- издержки,

- прибыль,

- налоги и сборы,

- предложение и спрос с учетом взаимозаменяемости товаров, потребительские свойства: качество, надежность, дизайн, престижность. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых товаров и услуг:

- сезонность,

- комплектность,

- эксплуатационные расходы,

- условия сервиса.

Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов:

- государственное регулирование,

- валютный курс.

НТП

В современных условиях одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. Одновременно улучшение потребительских свойств промышленных изделий ведет к дополнительным затратам и увеличению их стоимости. Таким образом, НТП приводит к относительному удешевлению промышленной продукции в расчете на единицу полезного эффекта при увеличении ее абсолютной стоимости.

Степень монополизации предложения товара

Монополизация предложения проявляется в контроле продавцом уровня цены товара, то есть продавец имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой, и чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияния фирм-производителей на уровень цены и, следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль.

Выделяют четыре вида структуры рынка, характеризующейся существенной монополизацией предложения. Это:

-рынок совершенной (чистой) конкуренции;

-рынок чистой монополии;

-рынок монополистической конкуренции;

-рынок конкуренции не многих поставщиков (олигополия).

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли, что в значительной степени влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях названной рыночной модели, это приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисканту), который не столь значителен 3-5%.Однако объемы поставок возрастают.

Особенностью данного рынка является то обстоятельство, что поставщики продукции как сами экспортеры, так и их торговые агенты стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. При этом конкурирующие фирмы ориентируются на товары, производственные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства. К данному типу рынка можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии или рынок поставщика характеризуется наличием одного поставщика единственного товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом и он же контролирует все предложения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, что затрудняет проникновение на рынок конкурента. Монополист, в силу самой природы данного рынка, стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную для производителя прибыль. Под диктовку монополиста происходит оптимальный подбор объемов производства и цен с тем, чтобы совокупный доход был как можно выше.

Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка. На данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм (аутсайдеры), но которые занимают видное место на рынке и способные дать более выгодные предложения. Значительное влияние на цены оказывают представители разных отраслей, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. Например, поставка металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. Здесь при формировании цен учитывается конкуренция товаров заменяющим по своим качествам традиционные. Или, компании Австралии и Англии, традиционно поставляющие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей - поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами экспортерами, как правило, существуют соглашение о сотрудничестве и сферах их влияния. Кроме того, зачастую фирмы обладают также эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья. Практика ценообразования на поставляемую продукцию такова, что любое крупное решение, принимаемое экспортером - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т. д. требует неофициальной договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигается соглашение о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства. Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке приводит компанию к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого достигается соглашение относительно объемов производства, ценовой политики, раздела рынка сбыта с целью подержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулирующим мировой рынок нефти, является например, ОПЕК, (организация стран экспортеров нефти), в которой в течение длительного периода времени удается довольно успешно регулировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе при помощи подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т. е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий.

Таким образом, величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, т.е. от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Одновременно при этом отмечается, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Государственное регулирование

Важное значение имеет также таможенная политика в области импорта и экспорта. В сфере импорта государственная таможенная политика направлена на удешевление импорти­руемого сырья и затруднение доступа на внутренний рынок готовых изделий из-за рубежа. Как правило, импортное сырье не облагается таможенными пошлинами или их размер крайне незначителен. Это снижает издержки местных производителей готовых изделий. И, наоборот, таможенные пошлины на импор­тируемые готовые изделия устанавливаются на высоком уровне, что позволяет местным производителям успешно конкуриро­вать на внутреннем рынке и при повышенном уровне издержек производства и цен. В последние десятилетия в развитых странах идет процесс либерализации торговли, снижения таможенных барьеров, однако протекционизм тем не менее остается.

Во многих государствах практикуются количественные ограничения импорта, лицензирование. В 70-х годах получили распространение так называемые «добровольные» ограничения ввоза товаров из одной страны в другую на основе правительственных договоренностей. Практикуется также установление минимальных цен, по которым иностранные экспортеры обяза­ны продавать свои товары. Однако снижение цен ниже определенного уровня рассматривается как демпинг и преследуется.

Демпинг представляет собой сбыт на внешних рынках товаров по ценам значительно ниже внутренних с целью завоева­ния внешних рынков, расширения производства и сбыта. В условиях общего снижения таможенных барьеров обвинения в нарушении „справедливой торговли" и связанные с этим санкции стали одним из средств борьбы с поступлением деше­вых товаров на внутренние рынки.

Препятствуя демпингу со стороны иностранных конкурен­тов, государства в то же время способствуют осуществлению национальными компаниями демпинговой по­литики. Непременным условием демпинга является ограждение внутреннего рынка, поддержание на нем высоких цен. Достиже­ние этой цели обеспечивает политика госу­дарств в области экспорта. Однако, широко используются экспортные субсидии, а также освобождение экспортируемых товаров от налогов. К мерам по стимулированию экспорта, относится государственное кредитование экспортных поставок. Стремление монополий к экспансии на внешних рынках, актив­но поддерживаемое государством, приводит к существенному разрыву между внутренними и экспортными ценами.

Таким образом, государственное регулирование в области ценообразования направлено на поддержание внутренних цен на высоком уровне, в то время как экспортные цены должны обеспечивать конкурентоспособность товаров на внешних рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: