Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны

Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти XIX в.

Мировая история формирование индустриальной цивилизации.

Вслед за французской буржуазной революцией до конца 70-х гг. XIX века в странах Европы и Северной Америки одна за другой поднимались волны буржуазных революций и национально-освободительных движений, целью кот была борьба против феодальных и полуфеодальных отношений и государственно-политических учреждений, что означало продолжение процесса модернизации. В результате капитализм одержал окончательную победу, в странах Западной Европы и Северной Америки утвердилось индустриальное общество.Установление индустриального общества проходило в ходе промышленной революции – перехода от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, от ручного труда к машинному. По мере утверждения фабричного производства проявлялся социальный характер промышленной революции. Сформировались основные классы буржуазного общества – буржуазия и пролетариат. Изменилось положение старых классов: разорившиеся ремесленники, крестьяне, мелкие лавочники пополнили ряды пролетариата; значительная часть дворянства обуржуазилась (в Англии – лендлордизм; во Франции – сдача земель в срочную аренду капиталистического типа, в Германии и Австрии – развитие аграрного капитализма по «прусскому пути»); выросла численность среднего класса, имевшего небольшие, но стабильные доходы от различных видов предпринимательской и интеллектуальной деятельности. Раньше всех промышленная революция началась и закончилась в Великобритании (60-е гг. XVIII века – 10-20 гг. XIX века), в других развитых странах она прошла в 50 – 60-х гг. XIX века.

Крупные изменения в структуре производительных сил сопровождались становлением правового государства и утверждением элементов гражданского общества.

В 1816 году возникла тайная офицерская организация «Союз спасения». В организацию вошли Муравьев, князь Сергей Трубецкой, князь Евгений Оболенский, Павел Пестель. Целью общества было введение в стране конституции, ограничение монархии, отмена крепостного права. Узнав о деятельности Александра I, союз отказался от мысли о цареубийстве и поставил своей целью содействовать реформам. В 1818 году Союз спасения был преобразован в более открытый Союз благоденствия. После того, как Александр I отложил проект Новосильцева, Союз благоденствия был распущен. Вместо него возникло два новых общества: Северное – в Петербурге и Южное – в армейских частях Украины. Северное общество выступало за ограничение монархии, а Южное общество за полное свержение монархии и установление республики. С.С. Уваров выдвинул теорию официальной народности: «Православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, в России вся жизнь строилась на началах единения народа со своим царем на почве православия, а все революционно-демократические идеи принесены с запада и России несвойственны. В 1845 году возникает кружок Буташевича-Петрашевского, который проявлял интерес к европейскому социалистическому движению. Кружок разгромлен в 1849 году. В 1852 году в Лондоне А.И. Герцен основывает Вольную русскую типографию и начинает издавать газету «Колокол», нелегально распространявшуюся в России. Герцен видел в крестьянской общине зародыш будущего социализма. Благодаря крестьянской общине, считал Герцен, Россия будет способна вступить в социализм минуя капитализм.

После разгрома декабристов в общественном движении России появляются кружки братьев Критских, Сунгуровское общество, в которых рассматривались вопросы о положении страны и её будущем. Правительство в лице министра просвещения графа Уварова разработало «теорию официальной народности». Уваров считал, что развитие России всегда упиралось на 3 взаимосвязанных начала – «самодержавие», «православие», «народность». Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духи терпения и смирения. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление Чаадаева. В 1836 г. вышел его цикл «философских писем», в которых Чаадаев подверг критики крепостничество, царизм и теорию официальной народности. Чаадаев считал, что все беды России происходят от Европы. В конце 20-х – в начале 30-х гг. возникло два оппозиционных течения. Славянофилы и западники. Западники во главе с Гранковским считал, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Славянофилы, под руководством Хамикова, выдвигали идею самобытного пути России и обвиняли Петра I в том, что он свернул страну с её пути и вызвал все беды. Оба течения выступали за отмену крепостного права, за ограничение царизма и за проведение реформ. А. И. Герцен создал теорию социализма, как готовую форму социалистического общества. В 1844 г. Петрашевский создал кружок социалистов-утопистов, члены которого хотели подготовить крестьянскую революцию. К середине 19 в. в общественном движении России было три основных направления: консервативное, либеральное и революционное, которые отражали интересы различных слоёв общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: