В реформировании казенной деревни правительство Николая I достигло больших успехов. В 1837 г. для управления казенными крестьянами было учреждено специальное Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен П.Д.Киселев. В 1838-1841 гг. последовала серия законодательных актов о введении нового управления в государственной деревне, о землеустройстве, организации начальных школ. На местах создавалась четырехступенчатая система управления. Первой его инстанцией был сельский сход, состоявший из выборных (по два — от каждых 10 дворов). Сход выбирал уполномоченных на волостной сход, сельского старшину и членов «сельской расправы» — низшей инстанции сельского суда. Волостной сход, состоявший из выборных от каждых 20 дворов, выбирал волостного главу, двух заседателей волостного правления и двух членов «волостной расправы» — второй ступени сельского суда. Один или два уезда образовывали округ, во главе которого был поставлен окружной начальник. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ — четвертая, высшая, ступень этой системы.
Таким образом, реформа Киселева фактически узаконивала общинное землепользование, в связи с чем была реорганизована и оброчная повинность, которая стала определяться с учетом доходности крестьянского надела.
Благодаря проведенным преобразованиям, положение государственных крестьян значительно улучшилось. Министерство государственных имуществ заботилось об организации школ, больниц, ветеринарных пунктов. На случай неурожая были устроены запасы зерна («запасные хлебные магазины»). Реформы Киселева послужили образцом для устройства помещичьих крестьян после освобождения их от крепостной зависимости в 1861 г.
Экономическая политика. Начало железнодорожного строительства.
В первой половине XIX в. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Господствующей системой земледелия было трехполье — яровые, озимые, пар. Среди сельскохозяйственных культур преобладали ячмень, рожь, овес. В центрально-черноземных губерниях и в Поволжье в основном высевалась пшеница. С 40-х гг. XIX в. расширялись посевы картофеля, который стал не только «вторым» хлебом для крестьян, но важным сырьем для пищевой и хлопчатобумажной промышленности.
В конце XVIII — начале XIX вв. в России начинают формироваться очаги торгового земледелия. Для России первой половины XIX в. характерно появление мелкой, крестьянской промышленности. В это время стали активно развиваться многие традиционные крестьянские промыслы — ткачество, обработка кожи, изготовление домашней утвари, посуды, орудий крестьянского труда. Крестьянское хозяйство все теснее становилось связано с рынком, углублялась его хозяйственная специализация. Наиболее широкое распространение крестьянская промышленность получила в центральных районах России — Московской, Калужской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской губерниях, где крестьяне активно сочетали земледелие с промыслами. Именно в это время начинает складываться промышленная география России.
Крупная промышленность России росла за счет развития мануфактур, возникавших на базе мелкой промышленности и постепенно перераставших в фабрики.
В связи с ростом промышленного производства постепенно развивался и внутренний рынок. Неуклонно повышалась роль ярмарок, проводившихся в определенное время. Среди них особо выделялись Нижегородская ярмарка, Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Контаковская в Киеве. С начала XIX в. стала быстро расти постоянная (магазинная) торговля. В крупнейших центрах России, таких, как, например, Москва и Петербург, стали возводиться гостиные дворы.
Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб, сырье. Российская же промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке. Активно ввозились и «колониальные» товары и предметы роскоши для зажиточных слоев населения. В целом для внешней торговли России характерен активный внешнеторговый баланс — превышение вывоза над ввозом.
Одна из главных особенностей социально-экономического развития России состояла в неравномерности развития отдельных регионов, что объясняется разнообразием природных, этнических и многих других традиций в том или ином регионе. Вторая особенность заключалась в том, что в России была велика роль государства в экономической жизни страны, которое поощряло развитие промышленности и торговли, проводило таможенную политику, защищало отечественных производителей, предоставляя им различные привилегии. Еще одна особенность заключалась в сохранении системы крепостного права, которое долгое время могло приспосабливаться к новым явлениям в экономике страны.
В области реформирования экономики правительство Николая I проводило более последовательную политику. В начале 40-х гг. в России начался промышленный переворот, обусловленный все большим проникновением в экономическую жизнь страны капиталистических элементов. Все эти процессы заставляли правительство покровительствовать развитию промышленности, частному предпринимательству, торговле. Были введены новые тарифы, поощрялась деятельность сельскохозяйственных и промышленных обществ, организовывались промышленные выставки. В 1834 г. на заводе Демидова в Нижнем Тагиле прошли испытания первой русской железной дороги и паровоза, созданных братьями Черепановыми. Уже в 1837 г. открылось железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом. В 1842 г. Николай I принял решение о строительстве железных дорог по всей России. В 1851 г. было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом. К 1856 г. общая протяженность железных дорог в России составляла 980 верст.