Реформы управления казенными крестьянами

В реформировании казенной деревни правительство Николая I достигло больших успехов. В 1837 г. для управления казенными крестьянами было учреждено специальное Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен П.Д.Киселев. В 1838-1841 гг. последовала серия законодательных актов о введении нового управления в государственной деревне, о землеустройстве, организации начальных школ. На местах создавалась четырехступенчатая система управления. Первой его инстанцией был сельский сход, состоявший из выборных (по два — от каждых 10 дворов). Сход выбирал уполномоченных на волостной сход, сельского старшину и членов «сельской расправы» — низшей инстанции сельского суда. Волостной сход, состоявший из выборных от каждых 20 дворов, выбирал волостного главу, двух заседателей волостного правле­ния и двух членов «волостной расправы» — второй ступени сельского су­да. Один или два уезда образовывали округ, во главе которого был постав­лен окружной начальник. В каждой губернии учреждалась Палата госу­дарственных имуществ — четвертая, высшая, ступень этой системы.

Таким образом, реформа Киселева фактически узаконивала общинное землепользование, в связи с чем была реорганизована и оброчная по­винность, которая стала определяться с учетом доходности крестьянского надела.

Благодаря проведенным преобразованиям, положение государственных крестьян значительно улучшилось. Министерство государственных иму­ществ заботилось об организации школ, больниц, ветеринарных пунктов. На случай неурожая были устроены запасы зерна («запасные хлебные мага­зины»). Реформы Киселева послужили образцом для устройства помещичь­их крестьян после освобождения их от крепостной зависимости в 1861 г.

Экономическая политика. Начало железнодорожного строительства.

В первой половине XIX в. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Господствующей системой земледелия было трехполье — яровые, озимые, пар. Среди сельскохозяйственных культур преобладали ячмень, рожь, овес. В центрально-черноземных губерниях и в Поволжье в основном высевалась пшеница. С 40-х гг. XIX в. расширялись посевы кар­тофеля, который стал не только «вторым» хлебом для крестьян, но важ­ным сырьем для пищевой и хлопчатобумажной промышленности.

В конце XVIII — начале XIX вв. в России начинают формироваться оча­ги торгового земледелия. Для России первой половины XIX в. характерно появление мелкой, крестьянской промышленности. В это время стали ак­тивно развиваться многие традиционные крестьянские промыслы — тка­чество, обработка кожи, изготовление домашней утвари, посуды, орудий крестьянского труда. Крестьянское хозяйство все теснее становилось свя­зано с рынком, углублялась его хозяйственная специализация. Наиболее широкое распространение крестьянская промышленность получила в центральных районах России — Московской, Калужской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской губерниях, где крестьяне ак­тивно сочетали земледелие с промыслами. Именно в это время начинает складываться промышленная география России.

Крупная промышленность России росла за счет развития мануфактур, возникавших на базе мелкой промышленности и постепенно перерастав­ших в фабрики.

В связи с ростом промышленного производства постепенно развивался и внутренний рынок. Неуклонно повышалась роль ярмарок, проводив­шихся в определенное время. Среди них особо выделялись Нижегород­ская ярмарка, Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Контаковская в Киеве. С начала XIX в. стала быстро расти постоянная (магазинная) торговля. В крупнейших центрах России, таких, как, напри­мер, Москва и Петербург, стали возводиться гостиные дворы.

Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в Рос­сии хлеб, сырье. Российская же промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке. Активно ввозились и «колониальные» товары и предметы роскоши для зажиточных слоев населения. В целом для внеш­ней торговли России характерен активный внешнеторговый баланс — превышение вывоза над ввозом.

Одна из главных особенностей социально-экономического развития России состояла в неравномерности развития отдельных регионов, что объясняется разнообразием природных, этнических и многих других тра­диций в том или ином регионе. Вторая особенность заключалась в том, что в России была велика роль государства в экономической жизни стра­ны, которое поощряло развитие промышленности и торговли, проводило таможенную политику, защищало отечественных производителей, предо­ставляя им различные привилегии. Еще одна особенность заключалась в сохранении системы крепостного права, которое долгое время могло при­спосабливаться к новым явлениям в экономике страны.

В области реформирования экономики правительство Николая I прово­дило более последовательную политику. В начале 40-х гг. в России начался промышленный переворот, обусловленный все большим проникновением в экономическую жизнь страны капиталистических элементов. Все эти процессы заставляли правительство покровительствовать развитию про­мышленности, частному предпринимательству, торговле. Были введены новые тарифы, поощрялась деятельность сельскохозяйственных и про­мышленных обществ, организовывались промышленные выставки. В 1834 г. на заводе Демидова в Нижнем Тагиле прошли испытания первой русской железной дороги и паровоза, созданных братьями Черепановыми. Уже в 1837 г. открылось железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом. В 1842 г. Николай I принял решение о строительстве железных дорог по всей России. В 1851 г. было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом. К 1856 г. общая протяжен­ность железных дорог в России составляла 980 верст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: