Быт, нравы

Наука.

Театр, музыка.

Литература.

В XIX веке продолжался процесс становления литературного русского языка. В первой половине XIX в. проблемы изучения языка становились важным элементом культурной жизни. Появлялись и новые литературные стили и направления. Огромная заслуга в реформировании русского лите­ратурного языка принадлежит российскому историку, писателю, почетно­му члену Петербургской Академии наук Н.М.Карамзину (1766—1826), ставшему основоположником нового литературного стиля — сентимента­лизма. («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Карамзин был также редактором «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802-1803). Последователи Карамзина основали ли­тературное общество «Арзамас» (1815—1818), в которое входили В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, юный в то время А.С.Пушкин.

В первой четверти XIX в. под влиянием западноевропейской культуры в русской литературе зарождается новое направление — романтизм, ярким представителем которого был В.А.Жуковский. Среди других представите­лей этого направления можно выделить поэтов-декабристов К.Ф.Рылее­ва, В.К.Кюхельбекера.

XIX век дал великое множество замечательных, талантливых писателей. Однако начало «золотого века» русской литературы мы по праву связыва­ем с именами А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова и Н.В.Гого­ля — основоположников нового литературного направления — реализма.

В первой половине XIX в. театр стал играть все более заметную роль в жизни российского общества. Центрами театральной жизни продолжали оставаться столичные города — Петербург и Москва. В эти годы произо­шло разделение театральных жанров. В реконструированном в 1825 г. Большом театре стали ставиться только оперные и балетные постановки, а драматические спектакли были перенесены в новое здание, получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрий­ский театр.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных актеров, которыми по праву гордится русское театральное искусство. Среди них особо выделялись П.С.Мочалов и М.С.Щепкин.

П.С.Мочалов (1800—1848) был крупнейшим представителем романтиз­ма русской сцены. Его талант наиболее ярко раскрылся в постановках тра­гедий У.Шекспира и пьес Ф.Шиллера. Вершиной его актерского мастер­ства стала роль Гамлета.

М.С.Щепкин (1788-1863) явился одним из первых реформаторов рус­ского театра. До 1822 он был крепостным, играл в крепостном театре. В Малом театре он стал служить с 1824 г. Своей игрой он не только утверж­дал просветительное значение театра, но и требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал общие принципы искус­ства перевоплощения, во многом определяя художественные позиции Малого театра. Щепкин был другом А.И.Герцена, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Т.Г.Шевченко. Свои лучшие роли Щепкин сыграл в произведениях сатирической направленности: Фамусов — в «Горе от ума» А.С.Грибоедо­ва; Городничий — в «Ревизоре» Н.В.Гоголя.

Первая половина XIX в. стала временем становления российского клас­сического музыкального искусства, что тесно связано с именем М.И.Глинки (1804—1857). Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положили начало двум направлениям рус­ской оперы — музыкальной драме и опере-сказке. Другие его сочинения, такие, как «Камаринская», «Испанские увертюры», заложили основы рус­ской симфонической музыки. Глинка был классиком русского романса, а его «Патриотическая песня» стала музыкальной основой государственно­го гимна Российской Федерации.

В первой половине XIX в. происходило становление российской фунда­ментальной науки. Активно стали развиваться естественные и точные на­уки: астрономия, физика, химия, медицина, биология, география. Боль­шую роль в развитии отечественной науки продолжала играть Российская Академия наук. Однако наука развивалась не только в стенах академии. Большую роль в научной жизни России стали играть университеты, став­шие в начале XIX в. не только важными учебными, но и научными и про­светительскими центрами.

Величайшее открытие в области математики совершил Н.И.Лобачев­ский (1792—1856), в 1827—1846 гг. бывший ректором Казанского универ­ситета. Созданная им геометрия совершила переворот в изучении приро­ды пространства, в основе которого в течение более 2 тыс. лет лежало уче­ние древнегреческого математика и философа Евклида, и оказала громад­ное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Большое значение стала приобретать историческая наука. Возросший интерес к истории — характерное явление культурной жизни России пер­вой половины XIX в. Именно в прошлом стали искать ответы на пробле­мы настоящего, чему немало способствовали крупные социально-эконо­мические и политические изменения в Европе. С первой половины XIX в. история заняла прочное место в университетском преподавании, начали развиваться и вспомогательные исторические дисциплины: археология, палеография, геральдика, нумизматика и др.

Крупным событием культурной жизни России стал выход в 1816-1829 гг. 12-ти томной «Истории государства Российского» Н.М.Ка­рамзина, адресованной широкому кругу читателей. Ее появление наделало в России много шума. «История» стала одной из самых читаемых книг, ее можно было встретить во многих домашних библиотеках. Достаточно упомянуть о том, что в течение месяца после ее выхода было продано 3 тыс. экземпляров. Тираж, неслыханный для того времени! В своем про­изведении Карамзин обосновывал тезис о том, что сильная царская власть является основой процветания России, движущей силой исторического процесса.

Первая половина XIX в. ознаменовалась и становлением новой эпохи в развитии российского мореплавания и кораблестроения. В июле 1803 г. жители Кронштадта стали свидетелями важного исторического события: по городу разнесся слух, что готовится первое в истории российского мо­реходства кругосветное путешествие. Честь совершить беспримерное пла­вание была возложена на молодых офицеров И.Ф.Крузенштерна и Ю.ФЛисянского. 7 августа 1803 г. руководимые ими шлюпы «Надежда» и «Нева» отошли от Кронштадта. Экспедиция проходила в крайне тяжелых условиях, но тем не менее была успешно завершена в 1806 г. Ее результа­ты превзошли все ожидания. На карту были нанесены новые проливы, ри­фы, бухты и мысы. Кроме того, уточнены координаты многих островов, что позволило внести существенные изменения в навигационные мор­ские карты. Это путешествие положило также начало развитию новой на­уки в России — этнографии. В 1819—1821 гг. М.П.Лазарев и Ф.Ф.Бел­линсгаузен на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили кругосветное пла­вание, в ходе которого был открыт новый материк Антарктида.

Основной чертой народной, бытовой культуры продолжала оставаться ее традиционность. Многие ее стороны уходили своими корнями в глубо­кое прошлое. Однако новые явления в экономике и культуре России пер­вой половины XIX в. оказывали свое влияние и на повседневную жизнь, что наиболее ярко проявлялось в крупных городах. «Верхи» русского об­щества — московское и петербургское дворянство, чутко следили за мо­дой, разными новшествами. Их быт, интерьер домов, стиль одежды, рази­тельно отличались от образа жизни провинциального дворянства, так яр­ко и выразительно показанного Н.В.Гоголем в поэме «Мертвые души». Именно в Москве и Петербурге была сосредоточена вся литературная, те­атральная и научная жизнь, устраивались пышные приемы и балы. Особое место в жизни столичной аристократии занимали литературные салоны, среди которых наибольшую известность имели салоны З.А.Волконской, А.П.Елагиной, А.П.Хворостовой.

Провинциальные города по своему внешнему виду в большинстве своем мало отличались от больших сел. Грязные немощеные улицы, застроенные одно-двухэтажными, в основном деревянными, домами, несколько церк­вей, административные здания и торговые ряды — вот типичный облик российского города первой половины XIX в. Однако с ростом промышлен­ной и торговой деятельности вид русского города стал постепенно менять­ся. На его окраинах возникали фабрики и заводы, стали строиться торго­вые здания и доходные дома. Центр города, где проживало чиновничество, богатое купечество и местное дворянство постепенно стал более отличать­ся от окраин, где проживали рабочие, мастеровые, мелкие лавочники. Хозяйственно-бытовой уклад жизни российского крестьянства не пре­терпевал существенных изменений. Патриархальные устои крестьянской семьи были сильны, а большую роль в жизни крестьян продолжала играть община, следившая за образом жизни каждого своего члена. Однако по­степенно новшества проникали и в деревню. Развитие отхожего промыс­ла способствовало повышению культурного уровня крестьянства, внесе­нию в их быт городского уклада. Крупные села, жившие в основном за счет промыслов и торговли, а не земледелия, по своему внешнему облику и по образу жизни их обитателей скорее представляли собой поселения городского типа, нежели деревни. И по сей день своими промышленны­ми и промысловыми изделиями известны Гжель, Павлов, Кимры, Ивано­во и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: