Общественные и революционные движения 60-80-х гг. XIX в.
Значение реформ 1864—1874 гг.
Реформы 1864-1874 гг. явились важной вехой в истории России. Они коренным образом изменили политическую систему государства, дали толчок быстрому экономическому и культурному развитию страны. Благодаря им Россия еще больше приблизилась к европейской модели общественного развития, сделала важный шаг в превращении в монархию буржуазного типа.
Однако эти преобразования носили непоследовательный, во многом противоречивый характер. Наряду с буржуазными принципами они отражали сословные привилегии дворянства и во многом сохраняли незыблемым неравноправное положение податных сословий. Логическим продолжением реформ 60-70 гг. могло стать принятие умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Однако убийство 1 марта 1881 г. «царя-освободителя» изменило общий курс правительственной политики.
План.
I. Общественные движения начала 60-х гг. XIX в.
II. Польское восстание 1863—1864 гг.
III. С.Г.Нечаев. «Катехизис революционера» и организация «Народная расправа».
IV. Народничество 70-х гг. XIX в.
1. Анархистское направление.
2. Пропагандистское направление.
3. Заговорщическое направление.
V. «Земля и Воля» и «Народная воля». Убийство Александра II.
Основные даты.
1861 — прокламация «барским крестьянам от их доброжелателей
поклон».
1861 — издание журнала «Великорусе».
1861-1864 — деятельность первой «Земли и воли».
1862 — арест Н.Г.Чернышевского.
1862 — прокламация «Молодая Россия».
1863—1864 — восстание в Польше.
1863-1866 — деятельность кружка Н.Ишутина.
4 апреля 1866 — покушение Д.Каракозова на Александра II.
1869 — образование организации «Народная расправа».
1873—1874 — хождение в народ.
1876 — образование «Земли и воли».
1878 — покушение на Ф.Ф.Трепова В.Засулич.
1879 — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».
1880 — упразднение III Отделения.
1880 — назначение министром внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова.
1 марта 1881 — убийство Александра II.
Основные понятия и термины.
Нигилизм, революционный социализм, «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «Молодая Россия», «Великорусе», кружок Ишутина, первая «Земля и воля», «казанский заговор», «катехизис революционера», вторая «Земля и воля», анархизм, «Государственность и анархия», пропагандистское направление, «исторические письма», хождение в народ, заговорщическое направление, террор, Народная воля, Черный передел, «конституция» Лорис-Меликова.
Исторические имена.
Н.Г.Чернышевский, Н.И.Утин, Д.И.Писарев, Д.В.Каракозов, Я.Домбровский, С.Г. Нечаев, М.А.Бакунин, ПЛ. Лавров, П.Н.Ткачев, Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Н.И.Кибальчич, С.В.Перовская, С.Н.Халтурин, А.И.Желябов, Т.М.Михайлов, Н.И.Рысаков, И.И.Гриневицкий, М.Т.Лорис-Меликов.
Преобразования 60-х гг. XIX в. внесли новые веяния в российскую политическую и общественную жизнь. Широкие круги русской радикальной разночинной интеллигенции не были удовлетворены проведенным освобождением крестьян. А.И.Герцен и Н.П.Огарев провозглашали в «Колоколе», что крепостное право не отменено, что «народ царем обманут». Сами крестьяне также ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». В некоторых областях России произошли волнения, а в селе Бездна Казанской губернии дело дошло до того, что солдаты вынуждены были открыть огонь по крестьянам, убив и ранив свыше 100 человек. Известие о бездненском усмирении вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Осенью 1861 г. серьезные студенческие волнения прошли в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Университетской молодежью овладел дух революционного социализма Н.Г.Чернышевского — редактора журнала «Современник», с одной стороны, а с другой — нигилизма Д.И.Писарева — редактора журнала «Русское слово». Эти круги требовали полного разрушения существующего строя во имя неясного «светлого будущего». Александр II, напуганный таким взрывом антиправительственных настроений, начал преследования не только революционеров, но и либералов, тем самым только увеличивая лагерь оппозиции.
Термин «нигилизм» появился еще в XII веке. Именно так назвали представителей религиозного еретического течения, которые отрицали церковный догмат о человеческой природе Христа. В последующие эпохи его часто использовали многие философы, историки, писатели, но в совершенно разных и достаточно размытых смыслах.
В 1829 г. Н.И.Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» ввел это понятие и в литературный русский язык. Позднее этот термин в совершенно разных значениях использовали и С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков, Н.А.Добролюбов.
Качественно новый смысл этот термин стал приобретать с начала 60-х гг. XIX в., что тесно связано с именем Д.И. Писарева. В 1861 г. он выдвинул новую концепцию, смысл которой состоял в необходимости разрушения традиционных устоев жизни: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть». Этот тезис дал основание консервативному лагерю (в частности М.Н.Каткову) вспомнить о «нигилизме», ради обличения новой концепции. Но самый большой эффект на русское общество произвел выход в 1862 г. романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», главный герой которого, Базаров, сразу превратился в обобщенный образ российского нигилиста, а автора романа многие, как в России, так и на Западе, записали в изобретателя самого термина «нигилизм».
В 70-80 гг. XIX в. к нигилистам стали относить всех русских революционеров, а в литературе появился даже своеобразный «антинигилистический» жанр, к которому обращались многие известные российские писатели, в частности Н.С.Лесков в романах «Некуда», «На ножах» и в рассказе «Путешествие с нигилистом». Не без влияния русской литературы термином «русский нигилизм» общество России и Запада стало обобщать теорию и практику революционной борьбы, включая сюда и деятельность Чернышевского и Добролюбова, и народническое «хождение в народ», и все остальные революционные организации, особенно террористического толка.
История нигилизма свидетельствует о том, что он занимал важное место в российской интеллектуальной жизни. Но будучи с самого начала объектом ожесточенного спора различных сил общества, он долгие десятилетия не мог получить сколько-нибудь адекватной интерпретации.
Первые революционные прокламации. В 1861 г. появились первые нелегальные революционные прокламации. Так, в середине августа 1861 г. В IIIотделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», разъяснявшая грабительскую сущность реформы и призывавшая крестьян к организованному выступлению. В ее авторстве власти обвинили Н.Г.Чернышевского, который летом 1862 г. был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. И хотя причастность Чернышевского к составлению этой прокламации так и не удалось доказать, он был приговорен к каторжным работам с последующим пожизненным поселением в Сибири. В 1862 г. появилась прокламация «Молодая Россия», уже прямо призывавшая к политической революции — «кровавой и неумолимой». В июне-октябре 1861 г. появились первые три номера нелегального журнала «Великорусе», призывавшего к введению в России конституции. В это же время появляются первые нелегальные организации и кружки.
«Земля и Воля».
В конце 1861 г. в Петербурге образовалась революционная организация «Земля и Воля», программным документом которой стала статья Н.П.Огарева, напечатанная в «Колоколе», — «Что нужно народу?» Отвечая на поставленный в заглавии статьи вопрос, Огарев писал: «Народу нужна земля и воля». Среди ее руководителей выделялись Н.И.Утин и П.Е.Благосветлов. Одной из организаций «Земли и воли», находившейся в Польше, руководил русский офицер А.Потебня. Деятельность этой организации свелась к подготовке всеобщего крестьянского восстания, которое планировалось на 1863 год. Когда же надежды членов «Земли и воли» не сбылись, она в 1864 г. самораспустилась, так и не будучи раскрытой правительством.