Кружок Ишутина.
В 1863— 1866 гг. в Москве действовал кружок под руководством вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина. Ишутинцы считали себя учениками Н.Г.Чернышевского, действуя по примеру героев его романа «Что делать?». Однако к 1865 г. члены этого кружка пришли к мысли о переходе к более решительным действиям и создали в начале 1866 г. тайное общество «Организация». 4 апреля 1866 г. в Петербурге член «Организации» двоюродный брат Ишутина Д.В.Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Покушение, по-видимому, было совершено им по собственной инициативе. Каракозов был повешен по приговору Верховного уголовного суда, а остальные члены кружка были приговорены к различным срокам каторги. Это покушение повлекло за собой некоторое свертывание властями политики реформ. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», усилился контроль над школами и высшими учебными заведениями.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. произошло оживление польского национально-освободительного движения.
Александр II смягчил полицейский режим в этой стране. В 1861 г. был учрежден состоявший из поляков государственный совет для Царства Польского. Во главе всей администрации был поставлен популярный среди поляков маркиз А.Велепольский, а наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич — сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков не желало искать сотрудничества с российским правительством. В те годы опять ярко проявилось стремление поляков освободиться от русской зависимости и создать независимое польское государство в прежних границах.
В национальном движении Польши к тому времени определились две основные политические силы: польская аристократия, выразителем интересов которой явилась партия «белых», и демократические элементы — представители части буржуазии и шляхетских кругов, настроения которых выражала партия «красных».
«Белые», часть из которых даже была склонна к компромиссу с российским правительством, рассчитывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г. Наиболее значительная их часть группировалась вокруг парижской резиденции Чарторыйских — отеля «Ламбер».
«Красные» выступали за восстановление независимой Польши путем восстания. В конце 1861 — первой половине 1862 гг. оформилась повстанческая организация «красных» во главе с Центральным национальным комитетом (ЦНК). Руководителем повстанческой организации был демократ Ярослав Домбровский — офицер царской армии, обладавший незаурядным военным талантом. Кроме него в руководящем ядре «красных» выделялись С.Сираковский и З.Падлевский.
Руководящее крыло ЦНК было тесно связано с русским революционным движением. В сентябре 1862 г. польские представители приехали в Лондон, где установили контакты с Герценом и Огаревым, а в декабре 1862 г. в Петербурге состоялись переговоры между представителями ЦНК и общества «Земля и Воля» о совместном выступлении. Уже в ходе восстания члены «Земли воли» попытались подготовить выступление в России. Начать его предполагалось в Казани, распространить на все Поволжье, Урал и Дон. Это был так называемый «казанский заговор», подготавливающийся казанским отделением «Земли воли». Однако он был раскрыт правительством, а его участники арестованы. В ходе восстания открыто на сторону поляков перешел член «Земли и Воли» А.Потебня, погибший в боях.
Поводом к восстанию послужило проведение рекрутского набора заподозренных в революционной деятельности по заранее подготовленным спискам. Восстание началось 11 января 1863 г. под руководством «красных», объявивших себя Временным национальным правительством, одновременным нападением на 17 русских гарнизонов. Вскоре был опубликован манифест, провозглашавший независимость Польши, национальное и политическое равноправие.
В феврале 1863 г. к восстанию примкнула и партия «белых», которые добились передачи руководства внешней политикой повстанческого движения отелю Ламбер.
Весной — осенью 1863 г. шла ожесточенная борьба за руководство восстанием. В октябре 1863 г. было свергнуто последнее правительство «красных» и установлена диктатура Р.Траугурта — представителя умеренных шляхетских кругов. Он попытался создать всеобщее ополчение и расширить таким образом число повстанцев. Однако достигнуть ему этого не удалось. Разрозненные повстанческие отряды терпели поражение за поражением. Весной 1864 г. Траугурт был арестован и казнен, а осенью 1864 г. войска под командованием генералов Берга и Муравьева, получившего за жестокости по отношению к повстанцам прозвище «вешатель», разгромили последние очаги сопротивления.
На территорию Польши было распространено общероссийское управление. Она была разделена на 10 губерний и получила название Привислинского края. В это же время в польских губерниях была проведена крестьянская реформа на основе положений 19 февраля 1861 г.
Польское восстание 1863—1864 гг. вызвало раскол в русском обществе. Радикальные круги и А.И. Герцен встали на сторону восставших поляков, а «Колокол» призывал русских офицеров соединиться с поляками и бороться вместе с ними «за нашу и вашу свободу». Выразителем российских патриотических чувств в то время явился публицист консервативного толка М.Н.Катков, писавший в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях». Он говорил о необходимости скорейшего подавления восстания, утверждая, что Польша — это составная часть Российской империи. Его позицию разделяли и славянофильские круги, а особенно И.С.Аксаков, выступивший с резким осуждением восстания.
3. С.Г.Нечаев, «Катехизис революционера» и организация «народная расправа».
Сергей Геннадиевич Нечаев (1847-1882) родился в семье мещанина, служившего в трактире. С 14 лет начал работать; где учился, не установлено. Тем не менее, о себе рассказывал, что он сын крестьянина и выучился грамоте 16 лет от роду. В 1865 г. переселился в Москву, где пытался сдать экзамен на звание народного учителя, но провалился. Через год выдержал этот экзамен в Петербурге и получил место учителя в Сергиевском приходском училище. В 1868 г. он поступил вольнослушателем в Петербургский университет. Зимой 1868-1869 гг. Нечаев принял активное участие в студенческих волнениях. Распустив слух о своем аресте и бегстве из Петропавловской крепости, скрылся за границей, опасаясь преследований властей.
В марте 1869 г. он оказался в Женеве у М.А.Бакунина, объявив себя представителем новой волны революционного движения. Бакунин был очарован Нечаевым, оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил у себя в доме. Нечаев встречался также и с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, которому посвятил стихотворение «Студент», они передали на «революционные затеи» Нечаева значительные денежные средства.
Нечаев совместно с Бакуниным издал от имени несуществующего «Всемирного революционного союза» ряд ультрареволюционных манифестов: «Постановка революционного вопроса» и «Начало революции». Тогда же им, по-видимому, был написан и «Катехизис революционера».
«Катехизис» состоял из четырех разделов, в первом из которых «Отношение революционера к самому себе» провозглашалось, что «революционер — человек обреченный... он... разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира». В разделе «Отношение революционера к товарищам по революции» эти товарищи классифицировались по степени их полезности для революции, причем революционер более высокого разряда должен смотреть на «революционеров второго и третьего разрядов», как «на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение». Формулируя «Отношение революционера к обществу» (третий раздел), Нечаев подчеркивал, что революционер не должен останавливаться «перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором все и все должны быть ему равно ненавистны». Общество Нечаев предполагал разделить на несколько категорий, причем первая из них составляла «неотлагаемо осужденных на смерть». При вынесении смертного приговора следовало руководствоваться не личной виной того или иного человека, а пользой его убийства для революционного дела.
Далее следовали еще пять категорий людей, которых следовало уничтожить позднее или использовать в интересах революции, не останавливаясь перед шантажом, и лишь немногие могли «выработаться» в настоящих революционеров.
Наконец «Отношение товарищества к народу» (четвертый раздел) заключалось в том, чтобы освободить его, подтолкнув к «поголовному восстанию». Для этого требовалось сблизиться с теми элементами в народе, которые были наиболее подготовленными к бунту. «Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России», — призывал Нечаев.
В августе 1869 г. Нечаев с бакунинским мандатом представителя «Всемирного революционного союза» вернулся в Россию. Здесь он организовал тайное общество «Народная расправа», главным образом, из студентов Петровской сельскохозяйственной академии. Тайная организация состояла из «пятерок», подчиняющихся «комитету», в который на самом деле входил один Нечаев. Организация строилась на принципах жесткого централизма и безоговорочного подчинения. Столкнувшись с сопротивлением своим авторитарным методам со стороны студента И.И.Иванова, Нечаев организовал 21 ноября 1869 г. его убийство, причем привлек к его осуществлению еще четверых членов организации — И.Г.Прыжова, А.К.Кузнецова, П.Г.Успенского и Н.Н.Николаева.
Иванова заманили в парк при академии под предлогом поисков типографского шрифта, якобы спрятанного в гроте еще «каракозовцами». После недолгой ожесточенной борьбы Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову, труп которого был сброшен в пруд, но вскоре обнаружен окрестными крестьянами. Нечаев бежал за границу, другие участники убийства были арестованы. По завершении следствия в 1871 г. перед судом предстали 85 «нечаевцев». Этот процесс подробно освещался в прессе — правительство рассчитывало дискредитировать революционеров, заклеймить их цели и методы борьбы. Материалы этого дела легли в сюжетную основу романа Ф.М.Достоевского «Бесы». Тогда же в «Правительственном вестнике» был опубликован обнаруженный при обыске у П.Г.Успенского текст «Катехизиса».
За границей Нечаев издал второй номер журнала «Народная расправа» с программной статьей «Главные основы будущего общественного строя». Ссылаясь на Коммунистический Манифест, Нечаев изобразил коммунизм как строй, при котором господствует принцип «производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше». Труд обязателен под угрозой смерти, а всеми делами распоряжается никому не подотчетный и никому не известный комитет, принудительно регламентирующий все человеческие отношения в обществе. В 1870 г. он пробовал возобновить вместе с Огаревым издание «Колокола», но не слишком удачно — вышло только шесть номеров.
Постепенно Нечаев оказался в изоляции, от него отвернулся даже Бакунин, назвавший «Катехизис» «катехизисом абреков». Отвергнутый всеми, Нечаев вынужден был скитаться по Европе, скрываясь от преследований царского правительства, но в 1872 г. был выдан швейцарскими властями как уголовный преступник. В 1873 г. над ним состоялся суд, приговоривший Нечаева к 20 годам каторжных работ. По личному распоряжению Александра II, вместо отправки в Сибирь Нечаева «навсегда» (это слово было подчеркнуто царем) заключили в одиночную камеру Петропавловской крепости.
Но «одиночка» не сломила Нечаева. Он занимался самообразованием, работая над статьями, и написал даже роман «Жоржетта». Нечаеву удалось привлечь на свою сторону охрану, которой было запрещено с ним разговаривать, и установить контакт с народовольцами. 21 ноября 1882 г., ровно 13 лет спустя после убийства Иванова 35-летний Нечаев умер от «общей водянки, осложненной цинготною болезнью».
«Нечаевщина» оказалась отнюдь не случайным явлением. Нечаевские традиции физического уничтожения «особенно вредных» лиц, беспрекословного подчинения низов вышестоящим революционерам, оправдания любого аморального поступка, если он служит интересам революции, прослеживаются в течение всей последующей истории русского революционного движения. Террор и заговоры стали неотъемлемой его частью, а нравственные основы движения, заложенные декабристами, постепенно уходили в прошлое.