double arrow

Архитектура и скульптура


Кавказская война.

Россия и Кавказ в первой половине XIX в. Присоединение Казахстана.

Включение в состав России Грузии, Восточной Арме­нии и Северного Азербайджана поставило вопрос и о присоединении Северного Кавказа, имевшего важное стратегическое по­ложение. Российское правительство не могло осуществлять свои внешне­политические цели в Закавказье, не закрепившись на Северном Кавказе. Заняться вплотную этой проблемой российское правительство смогло лишь после окончания войн с Наполеоном.

В 1816 г.командиром Отдельного Грузинского (с 1820 г. — Кавказского) корпуса был назначен генерал, герой войны 1812 г., А.П.Ермолов.С 1817 г. он начал планомерное наступление на районы Чечни и Дагестана, сопро­вождавшееся строительством укрепленных пунктов и обустройством бе­зопасных дорог. Благодаря его деятельности, кольцо экономической и по­литической блокады вокруг этого региона сжималось все туже. Это еще больше накаляло обстановку, тем более что продвижение русской армии сопровождалось уничтожением непокорных аулов, посевов и садов.

В 20-х гг. XIX в. началось широкое антироссийское движение горцев Кавказа. В этих условиях на основе ислама начала формироваться идеоло­гия мюридизма, в основе которой лежали постулаты строгого соблюдения.

ВСТАВИТЬ СТР. 84-85

цей. Таким образом, они, воспринимая достижения западноевропейской культуры, одновременно несли в западный мир русскую самобытность, знакомили его с достижениями отечественной культуры и науки. Кроме того, большое влияние на развитие российской культуры оказали бурные события начала XIX в., особенно Отечественная война 1812 г., пробудив­шая русский патриотизм, что нашло отражение в творчестве русских пи­сателей, художников, архитекторов и скульпторов.

Это время для российской культуры характеризуется калейдоскопом стилей, направлений, погоней за модными идеями века. Многие художе­ственные течения, едва появившись и еще не исчерпав своих возможнос­тей, вынуждены были уступать место новым. То, что у западноевропей­ских народов формировалось столетиями, в России вылилось в желание освоить немедленно.

Именно в первой половине XIX в. была заложена прочная основа для дальнейшего развития российской культуры в последующие эпохи, поло­жено начало ее «золотого века» второй половины века.

Для первой трети XIX в., особенно для архитектуры, было характерно направление классицизма. Ему присуща строгость и стройность линий, парадная монументальность. Разновидностью классицизма был ампир, опиравшийся на художественное наследие древнего Рима. В стиле класси­цизма возводились роскошные особняки московской и петербургской знати, высшие правительственные учреждения, театры, храмы. Именно в первой половине XIX в. произошло окончательное оформление Дворцо­вой и Сенатской площадей Петербурга, Театральной площади в Москве. Наиболее известными представителями классицизма в русской архитек­туре были А.Н.Воронихин, К.И.Росси, А.Д.Захаров, О.И.Бове, Д.И.Жи­лярди. Более поздним представителем этого направления является А.А.Монферран (1786—1858) — француз по происхождению, с 1816 г. рабо­тавший в России. По его проектам в Петербурге были построены Исаакиевский собор (1818—1858) и Александровская колонна на Дворцовой площа­ди (1830-1834).

Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814) — представитель ампира, по проекту которого в Санкт-Петербурге был сооружен Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте. Интересно, что донские казаки, отбившие у армии Наполеона захваченное в Москве серебро, пожертвовали его на иконостас этого храма. Другое творение Воронихина — Горный институт (1806—1811), который выделяется монументальной и строгой торжествен­ностью. Он также участвовал в создании архитектурных ансамблей Пав­ловска и Петергофа.

Карл Иванович Росси (1775—1849) создал ряд монументальных ампир­ных ансамблей в Санкт-Петербурге, сформировавших архитектурный об­лик города: Русский музей с площадью Искусств, Дворцовую площадь со зданиями и аркой бывшего Главного штаба, Александрийский театр.

Андрей Дмитриевич Захаров (1761 — 1811) явился создателем одного из шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства в Санкт-Петер­бурге (1806-1823).

Осип Иванович Бове (1784-1834) был главным архитектором Комиссии по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. При участии Бове в 1815 г. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим и Малым театрами (1821-1824), Александровский сад (1820-1822) и Триумфальные ворота (1827-1834).

Дементий (Доменико) Иванович Жилярди (1785-1845) — итальянец по происхождению, с 1810 по 1832 гг. работавший в России. После пожара 1812 г. в Москве восстановил здание университета (1817-1819), перестро­ил Опекунский совет (ныне Российская Академия медицинских наук, 1823-1826).

30-50 гг. XIX в. знаменовали собой появление новых архитектурных сти­лей. В это время все больше стал проявляться интерес к русско-византий­скому стилю — тенденции к возрождению образцов древнерусской архи­тектуры. Его создателем явился Константин Андреевич Тон (1794-1881) — автор проекта храма Христа Спасителя (1837-1889) в Москве, построен­ного на месте Алексеевскою монастыря как храм-памятник героям Оте­чественной войны 1812 г. В 1934 г. по плану реконструкции Москвы этот замечательный храм был разрушен. Однако в 1995 г. начались работы по его восстановлению, на сегодняшний день в основном законченные. К.А.Тон также явился создателем Большого Кремлевского дворца (1839-1849), который стал московской резиденцией российских импера­торов и местом проведения торжественных приемов, и Оружейной пала­ты (1843-1851) Московского Кремля.

Выдающимся российским скульптором первой половины XIX в. был П.К.Клодт (1805-1867) — автор знаменитой скульптурной композиции «Укротители коней» на Аничковом мосту в С.-Петербурге. Он был созда­телем монумента Николаю I на Исаакиевской площади и памятника И.А.Крылову в Летнем саду.

Другим известным скульптором концаXVIII — первой половины XIX вв. был Иван Петрович Мартос (1754-1835) — также представитель класси­цизма. Самое известное его творение — памятник Кузьме Минину и Дми­трию Пожарскому, торжественно открытый на Красной площади в Моск­ве в 1818 г.


Сейчас читают про: