Литература второй половины XIX в.
Особенности развития русской культуры второй половины XIX в.
Исторические имена.
Основные понятия и термины.
Основные даты.
Культура России второй половины XIX в.
План.
I. Особенности развития русской культуры второй половины XIX в.
II. Литература второй половины XIX в.
III. Музыка.
IV. Живопись, скульптура, архитектура.
V. Наука.
1845 — основание русского географического общества. 1859 — основание русского музыкального общества.
1862 — открытие в Новгороде памятника «Тысячелетие России».
1863 — основание «Артели художников». Начало передвижничества.
1866 — основание Московской консерватории.
1869 — открытие Д.И.Менделеевым периодического закона химических элементов.
1880 — открытие в Москве памятника А.С.Пушкину. 1895 — изобретение А.С.Поповым первого радиоприемника. 1898 — основание Московского художественного театра.
«Золотой век», реализм, «Могучая кучка», русское музыкальное общество, «русский» стиль, товарищество передвижных выставок, Третьяковская галерея, «История России с древнейших времен».
Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корса-ков, В.В.Стасов, П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, К.С. Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.В.Верещагин, И.К.Айвазовский, П.М.Третьяков, В.О.Шервуд, А.Н.Померанцев, Д.Н.Чичагов, М.О.Микешин, А.М.Опекушин, М.М.Антокольский, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, С.М.Соловьев, В.С.Соловьев.
Вторую половину XIX в. не случайно называют «золотым веком» российской культуры. Изменения общественной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права создали новые условия для развития российской культуры, стимулировали ее новый подъем. Ко второй половине XIX в. сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, игравшая значительную роль в духовной жизни общества. Именно в это время достижения российской культуры получили мировое признание. Русский философ начала XX в. Н.А.Бердяев отмечал:
«Мы вступаем в эпоху, во многом аналогичную эпохе эллинистической: никогда не было такого соприкосновения мира Запада и мира Востока, которые долго жили изолированно. Культура перестает быть европейской, она становится всемирной.
Европа принуждена будет отказаться от того, чтобы быть монополистом культуры. Россия, стоящая в центре Востока и Запада, хотя страшным и катастрофическим путем, получает все более ощутительное мировое значение, становится в центре мирового внимания».
Реализм как стиль окончательно утвердился в художественной литературе того времени. Вторая половина XIX в. — время расцвета русского классического романа. Именно в это время созданы величайшие произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова. Развитие русской поэзии того периода связано с именами Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.
Драматургия и театр. Во второй половине XIX в. стало активно развиваться драматическое театральное искусство. Основными сценами России продолжали оставаться Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге, воспитавшие целую плеяду замечательных актеров: А.И.Сумбатова-Южина, М.Н.Ермолову, Г.Н.Федотову, П.М.Садовского, М.Г.Савину и др. Театральный репертуар того времени формировался на драматических произведениях А.Н.Островского, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.В.Сухово-Кобылина.
Творчество Александра Николаевича Островского (1823—1886) заложило основы национального репертуара русского театра. Все его пьесы были поставлены на сцене Малого театра. В своих комедиях и драмах он вывел целую галерею типов — от купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг и приживалок. Самые известные его пьесы — «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». В них Островский ярко показал бытовой и психологический колорит русской жизни, многообразие человеческих судеб и их ломку в связи с новыми экономическими и общественными реалиями российской действительности второй половины XIX в.
Во второй половине XIX в. начинается расцвет и исторической драматургии, тесно связанной с именем А.К.Толстого — автора трех пьес, рисующих политические события русской истории рубежа XVI—XVII вв.: «Смерть Иоанна Грозного» (1866 год), «Царь Федор Иоаннович» (1868 г.), «Царь Борис» (1870 г.). Именно с постановки его пьесы «Царь Федор Иоаннович» начал в 1898 г. свою деятельность МХАТ, открытый по инициативе К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Во второй половине XIX в. окончательно оформилась русская национальная музыкальная школа. Огромную роль в ее становлении сыграла творческая группа композиторов — «Могучая кучка», куда входили М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Название тому объединению придумал выдающийся музыкальный критик В.В.Стасов (1824-1906). Центральным в творчестве композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке правду жизни. Именно поэтому они широко использовали в своих произведениях русский музыкальный фольклор, тяготели к историческим сюжетам. Таковы, например, оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», М.П.Мусоргского — «Борис Годунов» и «Хованщина», Римского-Корсакова — «Садко» и «Снегурочка».
Одним из величайших композиторов мира по праву считается П.И.Чайковский (1840—1893), оставивший после себя богатое музыкальное наследие. Это оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», музыкальный цикл «Времена года», множество симфонических произведений, романсов.
Началась и популяризация музыкального искусства, чему немало способствовала деятельность Русского музыкального общества, образованного в 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна. В то же время в России стали широко организовываться музыкальные школы и консерватории. Первая консерватория в России была открыта в 1862 г. в Петербурге, а в 1866 г. была основана Московская консерватория.