Музыка

Литература второй половины XIX в.

Особенности развития русской культуры второй половины XIX в.

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные даты.

Культура России второй половины XIX в.

План.

I. Особенности развития русской культуры второй половины XIX в.

II. Литература второй половины XIX в.

III. Музыка.

IV. Живопись, скульптура, архитектура.

V. Наука.

1845 — основание русского географического общества. 1859 — основание русского музыкального общества.

1862 — открытие в Новгороде памятника «Тысячелетие России».

1863 — основание «Артели художников». Начало передвижничества.
1866 — основание Московской консерватории.

1869 — открытие Д.И.Менделеевым периодического закона химических эле­ментов.

1880 — открытие в Москве памятника А.С.Пушкину. 1895 — изобретение А.С.Поповым первого радиоприемника. 1898 — основание Московского художественного театра.

«Золотой век», реализм, «Могучая кучка», русское музыкальное общество, «рус­ский» стиль, товарищество передвижных выставок, Третьяковская галерея, «Исто­рия России с древнейших времен».

Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корса-ков, В.В.Стасов, П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, К.С. Станиславский, В.И.Не­мирович-Данченко, В.В.Верещагин, И.К.Айвазовский, П.М.Третьяков, В.О.Шер­вуд, А.Н.Померанцев, Д.Н.Чичагов, М.О.Микешин, А.М.Опекушин, М.М.Анто­кольский, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржеваль­ский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, С.М.Соловьев, В.С.Соловьев.

Вторую половину XIX в. не случайно называют «золотым веком» россий­ской культуры. Изменения общественной, экономической и политичес­кой жизни России после отмены крепостного права создали новые усло­вия для развития российской культуры, стимулировали ее новый подъем. Ко второй половине XIX в. сложился новый социальный слой — россий­ская интеллигенция, игравшая значительную роль в духовной жизни об­щества. Именно в это время достижения российской культуры получили мировое признание. Русский философ начала XX в. Н.А.Бердяев отмечал:

«Мы вступаем в эпоху, во многом аналогичную эпохе эллинистической: никогда не было такого соприкосновения мира Запада и мира Востока, которые долго жили изолированно. Культура перестает быть европейской, она становится всемирной.

Европа принуждена будет отказаться от того, чтобы быть монополистом культуры. Россия, стоящая в центре Востока и Запада, хотя страшным и катастрофическим пу­тем, получает все более ощутительное мировое значение, становится в центре миро­вого внимания».

Реализм как стиль окончательно утвердился в художественной литера­туре того времени. Вторая половина XIX в. — время расцвета русского классического романа. Именно в это время созданы величайшие произве­дения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова. Развитие русской поэзии того периода связано с именами Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

Драматургия и театр. Во второй половине XIX в. стало активно развивать­ся драматическое театральное искусство. Основны­ми сценами России продолжали оставаться Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге, воспитавшие целую плеяду замечатель­ных актеров: А.И.Сумбатова-Южина, М.Н.Ермолову, Г.Н.Федотову, П.М.Садовского, М.Г.Савину и др. Театральный репертуар того времени формировался на драматических произведениях А.Н.Островского, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.В.Сухово-Кобылина.

Творчество Александра Николаевича Островского (1823—1886) заложило основы национального репертуара русского театра. Все его пьесы были поставлены на сцене Малого театра. В своих комедиях и драмах он вывел целую галерею типов — от купцов, чиновников, помещиков до многочис­ленных слуг и приживалок. Самые известные его пьесы — «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонни­ки», «Без вины виноватые». В них Островский ярко показал бытовой и психологический колорит русской жизни, многообразие человеческих су­деб и их ломку в связи с новыми экономическими и общественными реа­лиями российской действительности второй половины XIX в.

Во второй половине XIX в. начинается расцвет и исторической драма­тургии, тесно связанной с именем А.К.Толстого — автора трех пьес, рису­ющих политические события русской истории рубежа XVI—XVII вв.: «Смерть Иоанна Грозного» (1866 год), «Царь Федор Иоаннович» (1868 г.), «Царь Борис» (1870 г.). Именно с постановки его пьесы «Царь Федор Ио­аннович» начал в 1898 г. свою деятельность МХАТ, открытый по инициа­тиве К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась русская националь­ная музыкальная школа. Огромную роль в ее становлении сыграла творче­ская группа композиторов — «Могучая кучка», куда входили М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. На­звание тому объединению придумал выдающийся музыкальный критик В.В.Стасов (1824-1906). Центральным в творчестве композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке правду жизни. Именно по­этому они широко использовали в своих произведениях русский музыкаль­ный фольклор, тяготели к историческим сюжетам. Таковы, например, опе­ры А.П.Бородина «Князь Игорь», М.П.Мусоргского — «Борис Годунов» и «Хованщина», Римского-Корсакова — «Садко» и «Снегурочка».

Одним из величайших композиторов мира по праву считается П.И.Чай­ковский (1840—1893), оставивший после себя богатое музыкальное насле­дие. Это оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты — «Щелкун­чик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», музыкальный цикл «Вре­мена года», множество симфонических произведений, романсов.

Началась и популяризация музыкального искусства, чему немало спо­собствовала деятельность Русского музыкального общества, образованного в 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна. В то же время в России стали широко организовываться музыкальные школы и консерватории. Первая консерватория в России была открыта в 1862 г. в Петербурге, а в 1866 г. бы­ла основана Московская консерватория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: