Г. Мутезиус и Германский Веркбунд

Зарождение и становление стиля модерн

Движение за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века

Ненормальное положение формообраз-я предметного мира, кот. проявилось в сер. 19 в., было замечено многими деятелями искусства того времени и перед ними стоял вопрос «как преодолеть эти негативные влияния в формообраз-и предметного мира». В результ. образовалось движение, за обновление искусств и ремесел второй пол. 19 в. Основоположником этого движ-я был философ, художник теоретик искусства Джон Рескин, кот. в своих трудах писал о ненормальном положении формообраз-я предметного мира. Причину всего этого он увидел в машинном производстве и считал его источником всех бед. Он хотел, чтобы все вернулись к ручному производству, потому что оно поможет создать красивый предметный мир. Правда, он понимал, что нельзя повернуть техн-й прогресс вспять и предлагал, что чисто функц-е вещи, орудия труда – могут выполняться с помощью машинного производства, а вещи, кот. должны радовать глаз человека, должны создаваться только ручным трудом. В своих трудах он также один из первых говорил, что красоту надо искать в конструктивной форме. Внешние украшения, которые маскируют форму только портят изделие, лучше изделие не покрывать какой-то лживой декоративной формой, лучше пусть они говорят правдивым языком. Последователем Рескина был У. Моррис. Если Рескин был чисто теоретиком, то Моррис попытался реализовать идеи Рескина на практике. Он создал мастерские в Лондоне, в которых создавались изделия только с помощью ручного производства, тем самым они могли повернуть вспять негативные тенденции формообразования предметного мира

В конце 19 в. в Англии появился новый стиль модерн, кот. быстро распростр-ся по всей Европе и перешел в Америку. Модерн возник в результ. деят-ти Дж. Рескина и У. Морриса, повернув взгляды художников и деятелей искусства того времени к предметному миру. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать худож-ые и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности чел-ка. С помощью стиля модерн художники пытались переосмыслить саму конструкцию вещи в декоративном плане.

Англия была родоначальницей, но затем ее обогнала Франция и Бельгия, а Германия становится сосредоточением этого стиля. В др. странах называется также: «тиффани» в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии.

Г. Мутезиуса считают одним из основоположников дизайна 20 в. По специальности он был арх-р, но обратил свое внимание на предметный мир. Когда он вернулся в Германию из Англии, то был назначен на должность тайного советника министерства промышленности и торговли. Он пришел к выводу, что надо перестраивать герм. промышл-ть на «промышленные рельсы» и отходить от ремесленничества, которое было характерно для германского производства начала 20 в. Для этого Мутезиус организует союз, в который вошли представители разных профессий: художники, архитекторы, экономисты, социологи, промышленники, все кто был связан с производством. Этот союз стал наз. Германский Веркбунд. Его идея была в том, чтобы начать создавать в Германии изделия, конкурентные на мировом рынке, а для этого надо обладать не только хорош. технич-ми, но и эстет-ми кач-ми внешней формы. Также Мутезиус стал заниматься реконструкцией средних худож-х учебных заведений.. Для того, чтобы перестроить их с ремесленничества на техническое производство. В результ. деят-ти Германского Веркбунда Герм. стала конкурентоспособной на мировом рынке и также поднялся тех-й уровень худож-х учебных заведений.

18. П. Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля

П. Беренс был учеников Мутезиуса и главное его достиж-е в развитии дизайна 19 в. считается то, что сейчас называют фирменным стилем. Он в 1907 г. пришел работать во всеобщую электрическую компанию, где был худож-м директором и поставил перед собой задачу создать фирменный стиль, чтобы компания была узнаваема на мировом рынке и повысить конкурентоспособность с другими компаниями. Фирменный стиль, кот. он разработал, касался очень многих сторон компании: единый стиль изделий, кот. проектировались, единый стиль архит-ры производств-х зданий этой фирмы, единый фирменный стиль в одежде персонала и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: