double arrow

Теория производственного искусства и художники производственники


Витебский художественно-практический институт и деятельность УНОВИСа

В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз

В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к производству. Чтобы учащиеся работали не над созданием какого-то автономного изделия, а над изделием, кот. можно было выпускать промышленным способом. Акцент сделан на функц-ть формы, поэтому школу Баухауз можно считать источником стиля функционализм. Школа просуществовала с 1919-1933 г., т.к. к власти пришли фашисты школа была закрыта. Тем не менее Баухауз стал первой современной дизайнерской школой и ее влияние было велико на все последующее дизайнерское образование.

Витебский художественно-практический институт возник на основе худож-й школы, кот. в Витебске в 1918 г. создал М. Шагал. Он пригласил для преподавания учителей из Москвы и Петрограда К. Малевича, Веру Ермолаеву и др. деятелей искусства начала 20 в.. Институт вместе с художниками станковых отделений стал готовить дизайнеров. К. Малевич, Вера Ермолаева в 1920 г. создали объединение левых художников, придерживающихся авангарда УНОВИС. В рамках УНОСИСа стали появляться первые тенденции дизайнерского образования. Также было открыто отделение УНОВИСа при Витебском практическом институте, на котором готовили дизайнеров современного плана

21. ВХУТЕМАС– ВХУТЕИН

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН — Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт.

В 1920-е годы в советской стране возникла и теория «производственного искусства». Ее создателями били Чужак, Н. Тарабукин, Б. Арватов, А. Ган. В соответствием с этой теорией искусство, понимаемое как производство вещей, рассматривалось как одно из важнейших средств «жизнестроения», формирования совершенного общества будущего.Сторонники теории «производственного искусства», которых стали называть «производственниками», хотели слияния искусства с жизнью через создание художественными средствами утилитарных вещей быта. Способ же решения своих целей художники-«производственники» видели в единении работы художника с производством, промышленностью. «Производственники» не на словах, а на делах хотели проводить свои идеи в жизнь.


Сейчас читают про: