Дизайн социалистических стран в 1960-е гг.
Деят-ть в послевоенные годы Архитектурного бюро при Наркомате транспортного машиностроения
В янв. 1946 г. организ-ся первая в нашей стране специализир-я дизайнерская организация – Архитектурно-худож-е бюро при Главном управлении вагоностроения. Назначением этой организации была разработка худож-но-конструкторских проектов и макетов внутр-й и наружной отделки пассаж-х вагонов. Руковод-м АХБ стал молодой художник-конструктор Ю.Б. Соловьев. Первой работой дизайнеров бюро было созд-е нового цельнометалл-го пассажирского железнодор-го вагона. Первонач-но работа дизайнеров была воспринята с критикой, ссылаясь на большие финанс-е затраты, однако впоследствии, когда был изгот-н макет купе в натур. величину, стали ясны все преимущ-ва нового предлож-я дизайнеров. В 1949 г. работники АХБ взялись за проектир-е нов. городского троллейбуса. Проведя анализ аналога, дизайнеры пришли к выводу, что старая модель обладает рядом недостатков. Устранив эти недостатки, диз-ры получили более удобное и красивое ср-во транспорта. Впоследствии работниками АХБ были выполнены такие работы, как разраб. вагонов электричек и трамваев, прогулочных катеров и лодок и многое др.
34. «Скульптурный дизайн» второй половины 1960-х гг.
К серед. 1960-х гг. проявляется стремление выйти на новый подход к предметному формообраз-ю, более теплый и артистичный, в отличие от господствовавшего в начале 1960-х гг. «браунстиля» - функцион-го и аскетичного. Появляется желание приблизить форму к органичной, природной форме. В результате склад-ся новое направление, получившее название «органический», или «скульптурный» дизайн. Здесь не было острых углов, сухих прямых линий, углы скруглялись, формы как бы перетекали от одного объема в другой. В этом направлении особенно преуспели в Италии и в Японии. В Италии наиболее яркой личность в это области был Марио Беллини. В 1960-е гг. «скульпт-й дизайн» стал развиваться и в Японии. Японский дизайн был под влияние зарубежного, особенно амер-го. В конце 1950-х и в 1960-е гг. начинает проявляться самост-ть в творчестве японских дизайнеров. В 1960-е гг. на всех крупных пром-х фирмах организуются службы дизайна. Самыми крупнейшими фирмами были: «Сони», «Кенон», «Тошиба», «Хитачи».
В 1960-е гг. дизайн-деят-ть становиться заметной и в образовавшихся после Втор. мировой войны социалистич-х странах. В ГДР и Чехословакии уже были кое-какие традиции в области диз., а других же приходилось начинать все с нуля.
Например в кач-ве примера можно привести Народную Республику Болгарию, где проблемам технич-й эстетики начин. Уделять вним-е только в 1960-х гг. В это время в стране создается сист. дизайнерских организаций. Руковод-м органом в этой сист. стан. Совет по пром-ой эстетике при Гос-ом комитете по науке и технич-му прогрессу. Создается инспекция по кач-ву. Дважды в год проводятся смотры образцов товаров широкого потребления. Значит-х успехов болгарские диз-ры добиваются в проектир-ии мебели, котор. пользовалась спросом за пределами страны. В 1964 г. в НРБ учреждается премия «Золотые руки», вручаемая за выдающиеся достиж-я в области диз-на. В этом же году в Высшем худ-ом училище им. Николая Павловича в Софии открыв-ся кафедра худож-го конструир-я.
Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й реформы советское правит-во решило, так сказать «сверху» внедрить дизайн в отеч-е произв-во. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кач-ва продукции машиностр-я и тов-вкультурно-бытового назнач-я путем внедрения методов худож-го конструир-я».Советское руководство возлагало на дизайн большие надежды. В это время в нашу страну стали поступать товары из-за границы, которое по кач-ву и внеш-му виду были намного лучше отечеств-го. Поэтому ставка была сделана на дизайн. Наши руководители поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деят-ти, котор. творит чудеса. Например помогли капиталистич-й экономике выйти из глубинного эконом-го кризиса 1930-х гг. и повысить эффект-ть произв-ва за счет повыш-я кач-ватовара. Поэтому советские руковод-ли решили попробовать и у нас внедрить эту деят-ть. Наши дизайнеры активно взялись за роботу.