double arrow

КЛУБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО


О размахе клубного строительства можно судить по тому, что в 1929-1932 гг. в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Среди них такие крупные здания, как Дворец рабочего в Харькове (архитектор А. Дмитриев, 1927-1930 гг.), Дворец культуры имени Горбунова в Москве (архитектор Я. Корнфельд, 1930 г.), клуб строителей в Ереване (архитекторы К. Алабян, Г. Кочар, М. Мазманян, 1929-1931 гг.) и др.
Своеобразным завершением творческого поиска советских зодчих в области архитектуры рабочих клубов стал Дворец культуры автозавода имени Лихачева, созданный по проекту виднейших советских мастеров братьев Весниных в 1931-1937 гг.

Обширный комплекс Дворца включал по проекту клубный и два театральных корпуса (малый на 1000 и большой на 4000 мест), но большой театральный зал не был построен. В клубном корпусе расположились аудитория, библиотека, зимний сад, обсерватория, ресторан, помещения для клубной работы и др., а в театральном, связанном с клубным по второму этажу, находится группа помещений зрелищного назначения, которая по вместимости зала и оборудованию сцены представляет один из крупных театральных комплексов Москвы. Строгая геометрическая простота наружных форм и интерьеров, умелое контрастное сочетание массива стены с плоскостями остекления, обилие света и простора - все это делает здание одним из лучших произведений советской архитектуры 30-х годов. Торжественные многотысячные митинги, праздники, народные гулянья и другие формы массовых действ, особенно свойственных первым годам Советской власти, оказали большое влияние на особенности проектирования зданий и сооружений зрелищного характера. Для массовых действ на площадях и улицах строятся трибуны, проектируются гигантские залы для митингов и собраний, театральные сооружения, рассчитанные на прохождение через них колонн демонстрантов, и т. п. По замыслу режиссера В. Мейерхольда разрабатывается проект нового театра (архитекторы М. Бархин, С. Вахтангов, 1931-1932 п.) на 2 тыс. мест, в котором нет сценической коробки, портала, занавеса, оркестровой ямы. Игровая площадка выносится на сцену-стадион, а с помощью средств механизации в любом уголке зала создаются местные игровые площадки в подвешенном состоянии, которые можно свободно перемещать.




Более монументальными стали все формы. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних традиций, оказались органично соединены с выразительным лаконизмом, присущим новаторским направлениям архитектуры 20-х годов.
«Важным средством образной выразительности стал глубокий, насыщенный цвет полированных блоков камня - гранита, лабрадорита, порфира красного и черного, из которого сложено здание

Культурно-массовое строительство разворачивалось и в сельской местности, где, кроме упоминавшихся выше школьных зданий, проектировались и возводились больницы, лавки, магазины и другие необходимые общественные здания. Большая общественно-пропагандистская работа в 20-е и 30-е годы велась в получивших большое распространение домах крестьянина или сельских народных домах, где читались лекции, проводились беседы, ставились научно-агрономические спектакли. Предназначавшиеся для больших сел дома крестьянина были своеобразными универсальными зданиями-клубами, одновременно служившими избами-читальнями, выставками, сельскими театрами.
Проектировались также здания сельсоветов, волисполкомов. И здесь велись поиски образа нового государственного учреждения, что, правда, сдерживалось малым числом высококвалифицированных зодчих, работавших в области сельской архитектуры, а также отсталостью строительной базы на селе. Поэтому проекты и сооружения 1920-1925 гг., отличаясь своим социальным содержанием от дореволюционных построек на селе, имели с ними определенную общность в приемах архитектурной композиции. .
В числе удачных проектов сельских клубов были такие, как проекты клубов на 170 мест (архитектор Н. Ким), на 200-400 мест для южной полосы (архитектор И. Гайнутдинов), на 300 мест (архитектор П. Ашастин) и др., отличавшиеся простой и удобной планировкой, необходимым составом помещений (зал, фойе, клубные комнаты), строившиеся в основном из местных материалов (кирпич, дерево, черепица и т. п.).
Строительство клубов велось повсеместно. Например, только в украинских селах в первой половине 30-х годов было сооружено около 100 клубов и кинотеатров. Архитектура сельских общественных зданий этого времени отражала разнообразие стилевых направлений, которые были свойственны творческой деятельности тех лет. Можно было видеть постройки и в духе конструктивизма, и классицистического характера, и с использованием приемов народного зодчества.
Итак, в этот период советские архитекторы при проектировании общественных зданий добились решения широкого круга выдвинутых перед ними сложных задач, прежде всего по созданию массовых типов общественных зданий, призванных создать необходимые условия для удовлетворения социально-культурных потребностей трудящихся города и села. Одновременно с массовыми типами зданий был создан ряд выдающихся произведений, сфокусировавших в себе прогрессивные черты и новаторскую сущность архитектуры первого в мире государства рабочих и крестьян.



12)Значение конкурса на проектирование дворца Советов в Москве.

Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектированиеДворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений.

На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 проекта из других стран (США — 11, Германия — 5, Франция — 3 и др.). Совет строительства Дворца Советов не принял ни одного из представленных проектов, считая не без оснований, что все они не ответили на поставленную задачу — создание памятника социалистической эпохи, однако наградил авторов 16 проектов, из которых три проекта были отмечены высшими премиями (проекты И. Жолтовского, Б. Иофана — СССР и Г. Гамильтона — США). Присуждение высших премий проектам различной творческой направленности подчеркивало необходимость дальнейших поисков и использования различных архитектурных средств для создания монументального архитектурного образа.

Совет строительства Дворца Советов ориентировал дальнейшие поиски на высотную композицию. В постановлении было также сказано: «Монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки, не нашли своего законченного решения ни в одном из представленных проектов. Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Следует отметить, что это указание относилось в основном лишь к художественным проблемам проектирования, в то время как создание полноценного архитектурного сооружения неразрывно связано с решением функциональных, технических, экономических и многих других задач. Однако многие архитекторы односторонне считали, что единственно важной стороной проектирования Дворца Советов является его художественный образ.

К третьему этапу конкурса, проходившему с марта по июль 1932 г., были привлечены 15 творческих коллективов-бригад, отмеченных премиями на предыдущем этапе. Большинство представленных проектов носило явно историзирующий характер, интерпретируя в грандиозных масштабах известные исторические образы Дворца Дожей, мавзолея Адриана, мавзолея Цецилии Метеллы и др. Конкурс опять не дал положительных результатов, и было решено провести четвертый этап, проходивший с августа 1932 г. по март 1933 г. К участию в конкурсе были привлечены наиболее видные архитекторы. В итоге Совет строительства 10 мая 1933 г. постановил принять за основу для дальнейшей разработки проект Б. Иофана, который развивал высотную ярусную композицию. В одном объеме размещались большой круглый зал на 20 тыс. чел. и на этой же оси за ним — полукруглый малый зал на 6 тыс. чел. Все сооружение завершалось 18-метровой статуей «Освобожденный пролетарий». Общая высота здания со скульптурой составляла 260 м.

Совет строительства Дворца Советов поручил вести дальнейшую работу над проектом коллективу архитекторов: Б. Иофану (руководитель), В. Щуко и В. Гельфрейху. Одновременно Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника.

В 1934 г. авторским коллективом был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя. В1939 г. проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект и началось строительство, прерванное начавшейся Великой Отечественной войной. Проект Дворца Советов так и не был осуществлен.

Завершение проектирования Дворца Советов во второй половине 30-х годов проходило уже в условиях полного пересмотра творческих позиций и поворота направленности архитектуры в сторону взаимодействия с исторической традицией (Строго говоря, тема Дворца Советов, особенно завершение его проектирования, должна была бы рассматриваться в гл. 2-й хронологически, и по своей творческой направленности. Мы рассматриваем эту тему до конца здесь лишь в интересах ее монографической цельности.). Технический проект Дворца Советов отличался от эскизного укрупнением уступчатых объемов и сведением их к трем высотным вертикально расчлененным цилиндрам, увеличивающимся по высоте здания. Композиция дворца состояла из трех основных элементов - скульптуры, ярусного пьедестала и стилобатных прямоугольных частей (высота 210 м и 100 м высота скульптуры В. И. Ленина). В центре прямоугольного плана размещался большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и др., рассчитанный на 20000 чел., высотой 100 м и диаметром 160 м. К нему примыкал полукруглой формы малый зал на 6000 чел. Над большим залом в высотной части Дворца размещались залы Палат и Президиум Верховного Совета СССР.

Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю. Такая трактовка была во многом противоречива. Кроме того, установка скульптуры на огромной высоте, по-видимому, затруднила бы ее правдивое восприятие.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: