Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941). Основные положения генплана Москвы 1935г. Конкурс на проект административной площади Киева 1935г

Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941гг)

Изменение творческой направленности советской арх.

наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. В духе этого направления работали: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны.
Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции, большое влияние имели патетические офорты Дж.Б. Пиранези. Примерами явились работы 1918-1923 гг.И. Фомина, его учеников Л. Руднева и др., а также И. Голосова, предельно упрощавшего ордер. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию.
Одновременно с этим в стране развивались левые новаторские течения. В период 1912-1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922-1932 гг. - новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями первого периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).
В начале 20-х годов архитектура советского авангарда приняла эстафету от левого изобразительного искусства и взяла на себя основную роль в формировании и развитии нового стиля.
Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри, супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм.
Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.

Вплоть до 30-ч годов конструктивизм воспринимался ведущими западными архитекторами как официальный и единственный советский государственный стиль, однако весной 1932 г. Сталин запретил в СССР современную архитектуру и приказал ввести классицизм.

В середине 1930-х годов в советской архитектуре произошёл постепенный переход отконструктивизма к «сталинскому ампиру». Этот переходный период можно назватьпостконструктивизмом. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли в своей планировке и деталях конструктивистскую основу. «Советский монументальный классицизм» был в целом сформирован к концу 30-х годов.

В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание Дворцов Культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев ипионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов.

В целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников.

Генеральный план реконструкции Москвы — первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан архитекторамиВ. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Полностью не реализован.

Основные положения:

• Население города ограничивается численностью 5 млн человек,

• Территория Москвы расширяется с 285 до 600 квадратных километров.

• Основное направление расширения застройки — на юго-запад. Второстепенные — восток, запад, северо-запад

• «в Москве, как правило, не будут сооружаться новые предприятия, кроме непосредственно обслуживающих городские нужды (хлебозаводы, холодильники и т. д.)». Мелкие и пожароопасные предприятия — вывести за черту города

• Укрупнить кварталы застройки.

• Расширение старых улиц, Строительство трёх основных сквозных магистралей, пересекающих центр города, Строительство кольцевых магистралей, Пробивка новых улиц

• Электрификация Московской железной дороги

• Строительство новой южной дуги Малого кольца ЖД

Правительственный центр — проект создания в Киеве административного центра с размещением всех главных сооружений для правительственных органов УССР, после переезда столицы республики из Харькова в Киев в 1934 г. Проект отличался помпезностью и привел к уничтожению ценных достопримечательностей архитектуры, но так и не был реализован полностью.

Архитекторами было разработано шесть проектных предложений создания площади в разных районах города около бровки склонов, причем пять из них раскрывали ансамбль центра к Днепру в разных местах нагорной части

В проведенном в четыре тура конкурсе (1934-1936) на проект Правительственного центра на месте Михайловского собора приняли участие самые выдающиеся архитекторы страны: братья Веснины, И. Фомин, К. Алабян, Г. Гольц, В. Заболотный, А. Таций, П. Алёшин, Я. Штейнберг.

Дежурный конкурс завершился тем, что преимущество отдали ленинградскому архитектору Иосифу Лангбарду. Он предложил построить два симметричных здания ЦК КП(б)У (на месте Трёхсвятительской церкви) и Совнаркома (на территории Михайловского монастыря). Между ними по проекту должен был стоять стометровый памятник Ленину, от которого широкая лестница вела бы в Днепр (на месте фуникулера). Вместо Присутсвенних мест и памятника Хмельницкому (переносился на другое место) была запроектирована огромная площадь для парадов и демонстраций с выложенной из красного гранита огромной звездой, которая бы хорошо просматривалась из планеров и самолетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: