Жилищное строительство 2 и 3 пятилеток
(1933-1941 гг.)
В разработке и реализации жилищной политики СССР уже в 1930-е годы достиг заметных успехов, опередив в некоторых аспектах социальной защиты многие индустриально развитые страны Запада. Общие социальные требования к жилищу выражали необходимость соответствия жилища достигнутому уровню социально-экономического развития страны, образу жизни и быта советских людей. В те годы 70% квартир заселялись покомнатно и лишь около 30% - посемейно. Огромное жилищное строительство развернулось в годы предвоенных пятилеток (1929—41) В эти годы были заложены основы типового проектирования и индустриализации строительства, велись поиски экономичных и удобных планировочных решений квартир.
Большое жилищное строительство развернулось в Москве, Ленинграде, др. промышленных городах РСФСР и в братских союзных республиках; в строительстве учитывались климатические и бытовые особенности. Новые благоустроенные жилые массивы в Москве строились как ансамбль однотипных по конструкции, средней этажности, разнообразных по объёмному построению зданий и системы озеленённых дворов. В новых жилых районах одновременно с жильём сооружались детские дошкольные учреждения и школы, предприятия коммунально-бытового обслуживания и учреждения культуры, что стало характерным для всего сов. жилищного строительства. Стремление создать Ж., способствующее преобразованию быта на социалистической научной основе и коллективистских началах, вызвало разработку различных проектов и строительство экспериментальных домов с комплексом общественного обслуживания. В таких домах наряду с квартирами (или комнатами) минимальных размеров, предназначенными для отдельной семьи, создавались помещения для столовых, детских садов, прачечных, для культурно-массовой работы и др. строительство домов-коммун не получило широкого распространения.
Над восстановлением разрушенных войной городов работали практически все ведущие архитекторы того времени. В процессе возрождения городов преодолевались многие стихийно сложившиеся в прошлом дефекты планировки и застройки. Размах реальных восстановительных мероприятий нарастал одновременно с мощными наступательными операциями советских войск.
Растущие объемы строительства требовали заводского производства элементов, типизации проектов. В послевоенный период была разработана новая методология типового проектирования — серийный метод, идея которого родилась еще в 1938 г. Широко внедрялись серии типовых проектов малоэтажных домов в строительстве РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик. Разворачивалось экспериментальное строительство первенцев крупносборного домостроения. Однако не эти тенденции определяли развитие архитектуры послевоенного десятилетия. Естественная после победы тяга к триумфальности вырождалась в ряде работ в поверхностную стилизацию. Даже в наиболее значительных объектах типа высотных зданий Москвы проявились противоречия направленности архитектуры того периода. Тем не менее, высотные здания, бесспорно, величественный жест большой архитектуры. Они «говорили» и продолжают «говорить» патетическим, энергичным языком, который, не в пример некоторым новым высотным зданиям, находит отклик в широких массах, созвучен мировосприятию и понятен этим массам. По-видимому, не случайно всеобщее оживление интереса к ним в последние годы.
В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. Дом на Смоленской площади наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали.
В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структура ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища.
Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945-1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования - серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей.
На Софийской стороне Крещатика на протяжении километра не сохранилось ни одного дома, на противоположной, на участке от площади Калинина до улицы Ленина — всего два здания. Стоял вопрос о создании нового Крещатика. Значительным архитектурным событием последнего года войны стал конкурс на проект настройки Крещатика. В нем приняли участие много архитекторов. При всем разнообразии решений в представленных проектах ясно выявилось стремление сохранить исторически сложившиеся композиционные узлы, использовать специфические особенности рельефа местности. На общем фоне предложений сплошной застройки обеих сторон улицы резко выделялся проект А. Тация и Н. Иващенко, предложивших сплошную застройку зданиями лишь на Софийской стороне магистрали, а на крутом склоне противоположной стороны предусматривавших отдельно стоящие объемы зданий с большими зелеными разрывами между ними. Этот прием раскрытия пространства улицы на зеленый склон Липок был в известной степени применен потом главным архитектором Киева А. Власовым при разработке окончательного варианта застройки. Большое внимание уделялось во всех проектах художественно-образным исканиям. Предпринимались попытки в различных стилевых направлениях. Наиболее яркое, насыщенное романтикой образное решение архитектуры Крещатика предложил Г. Гольц — тонкий художник и знаток классического наследия. Оригинальные творческие идеи, полученные в результате конкурса, во многом повлияли на дальнейший ход работы. В окончательном проекте застройки, созданном в 1949 г. А. Власовым, А. Добровольским, В. Елизаровым, А. Заваровым, А. Малиновским и В. Приймаком, была преодолена характерная для градостроительства послевоенных лет концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора. Широкая, решенная в нескольких уровнях новая магистраль, выполняющая своеобразную роль столичного форума, объединяет пространственно развитую систему площадей с многоплановым раскрытием живописного рельефа со стороны Липок и организацией зрительной связи с ансамблем Софийского собора и другими элементами исторической и новой городской застройки. Реконструкция Крещатика, невзирая на декоративную перегруженность отдельных зданий, относится по объемно-пространственной композиции к числу бесспорных удач послевоенного градостроительства.
20. Развитие гралостроительства 1955-1970г. Строительство новых городов.
§ В 1954-1955 гг. были приняты меры для развития строительной промышленности, создавались предприятия по производству железобетонных изделий и легких материалов, совершенствовались и внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции. Развитие машиностроения позволило использовать при возведении зданий и сооружений разнообразные механизмы и машины. Новая техника создавала предпосылки для перехода в широких масштабах к сборному строительству, к превращению строительной площадки в монтажную.
§ Больших успехов достигла архитектура промышленных зданий и сооружений. Для их возведения стали широко внедряться сборные железобетонные конструкции, что создавало предпосылки для высокой степени механизации строительных процессов. В целях рентабельности заводского производства сборных изделий проводилась унификация конструктивных и планировочных элементов зданий. Преодолевались также трудности на пути изменения установившихся приемов объемно-пространственной композиции.
§ Одноэтажные промышленные здания сооружать проще, и обходятся они дешевле многоэтажных. Кроме того, во многих случаях производственные процессы технологически легче осуществлять при работе в одном уровне. Но современные одноэтажные цехи весьма велики по площади. Это обстоятельство в совокупности с разбросанностью заводских корпусов на промышленной площадке, приводит к чрезмерному расходу территорий. При инженерном освоении территории в нее вкладывается человеческий труд. Кроме того, земля - ценнейшее народное достояние, и ее нужно беречь, ибо земельные ресурсы имеют предел. Удельный вес многоэтажных производственных зданий с конца 50-х гг. значительно возрос.
§ В промышленное строительство 60-х гг. внедрялись новейшие конструкции и передовые методы производства работ. Многие промышленные комплексы этого времени могут служить примерами настоящей современной архитектуры, выразительный облик которой достигнут не украшательством, а реализацией конструктивных и функциональных предпосылок, с которыми согласована художественная композиция (рис. 250).
§ Проходил закономерно и дальнейший подъем советского градостроительства. Быстро развивались возникшие в послевоенные годы Ангарск, Волжский, Братск, Навои, Салават, Сумгаит, Балхаш, Электросталь, Новокуйбышевск, Новосибирский научный городок, возникали новые молодые промышленные центры, обновлялись старые города страны. Основным направлением советского градостроительства этого периода было комплексное строительство крупных жилых массивов на свободных территориях.
§ Претерпевали изменения приемы планировки и застройки. Подвергались критической переоценке некоторые теоретические положения и практика градостроительства предшествующего периода.
§ В 1956-1957 гг. был составлен, а затем осуществлен проект планировки квартала № 9 в жилом районе Новые Черемушки в Москве (группа проектировщиков под руководством архитектора Н. Остермана). Планировка этого жилого массива основывалась на принципе создания жилой среды, которая была бы благоприятной для человека и в практическом и в эстетическом отношении. Здания разной высоты и различных форм располагались на участке свободно и в то же время упорядоченно; помимо жилых домов, предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания.
§ Этот опыт получил дальнейшее развитие при проектировании новых жилых районов в других городах страны. Но продолжали практиковаться и старые градостроительные приемы. На очередном Всесоюзном совещании по строительству, состоявшемся в 1958 г., практика показного расположения зданий вдоль улиц была подвергнута критике.
§ Сказывалась и другая тенденция: применяя «свободную застройку», многие архитекторы видели в ней лишь новый формальный прием расположения зданий, пришедший на смену периметральной застройке. Нередко принцип «свободной застройки» приводил к неупорядоченному расположению зданий, затрудняя ориентацию в архитектурной среде жилого района.
§ недостатком градостроительной практики была продолжавшаяся тенденция оформительской застройки улиц и площадей.
§ Третье, что вызывает серьезные нарекания,- недостаточный учет такого градостроительного фактора, как бурное развитие городского транспорта. Это очень сложная проблема, и пока еще нигде в мире нет ее решения, удовлетворительного во всех отношениях. Стремительный рост автомобилизма выдвигает следующие задачи: устройство городских трасс, которые могли бы бесперебойно пропускать мощные транспортные потоки; разделение путей движения транспорта и пешеходов; ограждение жителей от шума и выхлопных газов автотранспорта; организация мест для стоянок огромного количества автомобилей. Эти требования, как и многие другие, делают современное градостроительство чрезвычайно сложным.
§ Во второй половине 50-х и в 60-х гг. вследствие необходимости в короткий срок решить практическую задачу массового жилищного строительства повсеместно выросли жилые комплексы типовой, невыразительной застройки. Но без типизации в современном строительстве не обойтись. Сегодня выходом из этого положения является проектирование отдельных зданий (общественных, а в ряде случаев и жилых) таким образом, чтобы они играли роль выразительных акцентов на общем фоне рядовой архитектуры (кстати, так всегда было и в прошлом). В настоящее время, когда смягчилась острота дефицита в производственных, жилых и иных зданиях, а также в связи с достигнутым уровнем строительной индустрии создается возможность перехода от строительства типовых зданий к индивидуально запроектированным из стандартных строительных элементов расширенной номенклатуры.
§ Остается трудным и нерешенным основной вопрос современного градостроительства: какими в принципе должны быть города ближайшего будущего?
§ В 1926 г. доля горожан в населении нашей страны составляла 18% (26 млн. человек), а в 1974 г.- 60% (150 млн.). Таким образом, за неполные 50 лет число городских жителей возросло почти в 6 раз. Ныне в СССР более 2000 городов, и к ним ежегодно прибавляется примерно 20 новых. Городов с числом жителей свыше 100 тыс. в нашей стране около 240 (по их количеству СССР занимает первое место в мире, опередив США); городов-миллионеров у нас примерно столько же, сколько в США,-11, а к 1980 г. их будет около 20. Столь интенсивный процесс урбанизации ведет к пересмотру прежних градостроительных концепций.
§ Благодаря индустриальным методам сооружения зданий темпы жилищного строительства резко возросли. Если в период первой пятилетки вводилось в эксплуатацию 9,7 млн. кв. м жилой площади в год, то в период семилетки 1959-1965 гг.- 78,5 млн. кв. м. За сравнительно короткое время было построено огромное количество жилых домов, что в значительной мере облегчило трудное положение с жильем. Но качество этой архитектуры оставляло желать лучшего; оно вызывало и справедливые нарекания общественности, и профессиональную неудовлетворенность самих архитекторов.
§ Большим достижением жилищного строительства второй половины 50-60-х гг. было внедрение типа малометражных квартир, рассчитанных на заселение одной семьей. Необходимость в короткий срок обеспечить население современным жильем требовала предельной экономичности строительства, поэтому габариты помещений были приняты минимальными. Однако уменьшение площадей жилых и подсобных помещений квартиры доходило до предела, за которым возникающие неудобства снижали комфорт жилья в отдельной квартире. Хотя в целях унификации строительства основной упор делался на возведение жилых домов одного типа - секционного, внедрялись и другие архитектурные решения, например, башенные, галерейные дома (рис. 252). Однако секционные дома преобладали, что безусловно усиливало однообразие застройки.
§ С конца 60-х гг. в жилищном строительстве происходит переход к созданию жилых домов разнообразных по типам, конструктивным решениям, характеру и планировке квартир, наконец, по внешнему виду. Больше внимания уделяется удобству планировки и качеству отделки квартир, отработке архитектурных форм и композиций зданий и комплексов.
§ Строившиеся по типовым проектам здания общественного назначения отличались от прежних тем, что их композиция подчинялась теперь не предвзятым, формальным канонам, а требованиям удобства эксплуатации объекта. Внедрение типовых проектов в строительство массовых общественных зданий способствовало преодолению пережитков прежних эстетических воззрений.
§ Первым крупным объектом, который знаменовал переход к архитектуре новой направленности, явился спортивный комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках в Москве (1954-1956 гг., архитекторы А. Власов, Н. Уллас, И. Рожин и др.). Основные сооружения комплекса были возведены из сборного железобетона, что способствовало быстрым темпам строительства. Это сооружение, создававшееся в самом начале поворота к новой архитектуре, еще не отличалось изысканностью современных архитектурных форм; но для того времени существенными были общая сдержанность, простота, отказ от украшательства.
§ В 1957 г. состоялся конкурс на новый проект Дворца Советов в Москве. Он свидетельствовал о развитии перспективного архитектурного направления. Особенно отличался новаторством и проникновением в суть современной архитектуры проект авторского коллектива, возглавлявшегося А. Власовым. В основу этого архитектурного решения была положена забота об удобствах и о создании обстановки, которая бы духовно возвышала людей, находящихся в этой архитектурной среде. Этот проект не был осуществлен, но он имел значение для прогресса архитектурной мысли.
§ В 1961 г. в Москве был построен Кремлевский Дворец съездов (рис. 253). Здание предназначалось для проведения съездов партии, широких совещаний, торжественных митингов, и это обстоятельство придавало особое идейно-политическое значение его архитектурному облику. Цельность общего замысла, монументальность, крупный масштаб простых, четких форм, светлая цветовая гамма - все это придает Дворцу подобающую его назначению торжественность и подчеркивает его общественное значение. Это здание стало одним из символов современной советской архитектуры.
§ К началу 60-х гг. архитекторы окончательно перешли на позиции современного зодчества. Особое внимание уделялось связи архитектурных форм с конструкциями зданий. Отказ от орнаментальности в формообразовании сопровождался внимательным отношением к использованию эстетических качеств строительных материалов - бетона, стекла, кирпича, металла, пластиков; в архитектурных композициях активно использовался цвет. Одним из сооружений, в котором проявились эти новые веяния, было здание гостиницы «Юность» в Москве (рис. 254).
§ Авторы проекта гостиницы «Тарасова гора» под Киевом (рис. 255) показали, что современное здание не обязательно должно быть коробкообразным и что для выразительности композиции не обязательно применять детали, не имеющие практического назначения.
§ В сооружениях пионерлагеря «Новый Артек» соответственно принципам современной архитектуры также нет никакого «архитектурного оформления» (рис. 256). Сами строительные конструкции и функциональные устройства (в том числе козырьки, навесы и солнцезащитные решетки) являются одновременно и архитектурными формами. Все сооружения «Нового Артека» были возведены из ограниченного числа типов сборных железобетонных элементов. Вариантность применения стандартных конструкций позволила достигнуть разнообразия в объемно-пространственных решениях и в облике зданий; к этому перспективному направлению переходит массовая архитектура нашей страны в настоящее время.
§ Одним из интереснейших сооружений начала 60-х гг. был Дворец пионеров на Ленинских горах в Москве (1962-1963 гг., архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, И. Покровский). Композиция здания разработана на основе метода функционального расчленения целого на свободно скомпонованные соподчиненные объемы. Это сложный архитектурный организм, в котором последовательно использован принцип свободной связи внутри пространств между собой и с внешней средой. Здание Дворца пионеров в Москве явилось одним из выразительных образцов современной советской архитектуры.
§ Наряду с приемом объемно-пространственного решения зданий на основе дифференциации функциональных процессов проектировались и строились залы универсального назначения. Дело в том, что здания стоят много лет и происходящие в них функциональные процессы за это время изменяются. Кроме того, нередко возникает необходимость использования одного и того же здания для разных целей. Например, Дворец спорта в Лужниках служит при трансформации его оборудования и для различных спортивных зрелищ, и для массовых митингов, и для концертов.
§ Во второй половине 60-х гг. был выстроен ряд крупных общественных зданий, отличающихся яркой индивидуальностью художественного образа.
§ При проектировании здания Музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге (рис. 257) перед авторами стояла задача создания сооружения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в свободной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектурного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его композиции, является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, который прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь уместна, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом.
§ В 1955-1975 гг. в нашей стране были созданы и другие произведения зодчества, архитектурный образ которых, будучи современным, имеет и национальные черты. Таковы, например, Дворец культуры им. В. И. Ленина в Алма-Ате (архитекторы Н. Рипинский и др.), жилой дом на улице Богдана Хмельницкого в Ташкенте (архитекторы А. Косинский и др.), здание художественных выставок в Вильнюсе (архитектор В. Чеканаускас) и ряд других.
§ В Тбилиси построено оригинальное по объемно-пластическому решению административно-конторское здание (рис. 261). Использование вертикальных башенных элементов объема в качестве опор всего сооружения удобно для расположения здания на участке со сложным рельефом, а смелая пластика, делающая это произведение архитектуры индивидуальным, запоминающимся, демонстрирует возможности современной строительной техники и вызывает представления о вероятной архитектуре будущего.
§ Широко развернулось в нашей стране строительство новых городов. Одними из наиболее молодых и современных индустриальных городов нашей страны являются города автомобилестроителей - Тольятти на берегу Волжского водохранилища (сооружение началось в 1966 г.) и Набережные Челны на Каме, заложенный в 1970 г. Они проектировались на основе новейших достижений градостроительства большими творческими коллективами (руководители - арх. Б. Рубаненко, В. Шквариков, Ю. Бочаров, Е. Кутырев и др.). Эти города формируются по гибкой планировочной системе, предусматривающей их непрерывное развитие и связь с другими населенными пунктами.
§ Новые города в нашей стране возникают на базе не только промышленных, но и научных центров. К таким принадлежат выстроенные в 60-х гг. Академгородок близ Новосибирска (арх. М. Белый, В. Иванов, А. Михайлов и др.) и Зеленоград в Московской области (арх. И. Рожин, Ф. Новиков, И. Покровский и др.). Архитектура этих городов отличается новыми планировочными и пространственно-пластическими решениями, в том числе четким функциональным зонированием территории, организацией средствами архитектуры продуманной системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранением природной среды, которая активно включена в архитектурно-строительное целое.
§ По-своему легендарным стало в нашей стране строительство Нового Ташкента. Когда весной 1966 г. в Ташкенте произошло землетрясение, в работу по восстановлению столицы Узбекистана включились не только строители, но и архитекторы из разных городов страны. Проекты жилых домов и кварталов для Ташкента выполнялись срочно и сверх плана.
§ Строительство новых городов и архитектурных комплексов широко развернулось в два последних десятилетия во вновь осваиваемых отдаленных местностях и в сложившихся густонаселенных индустриальных районах. Это строительство проходило в соответствии с ведущей тенденцией времени - планомерным формированием пространственных композиций. В частности, созвездия новых городов возникли в зонах Братской и Красноярской ГЭС на базе предприятий металлургии, машиностроения, угольной и деревообрабатывающей промышленности. Успешно решаются здесь задачи взаимосвязанного и согласованного с общим народнохозяйственным планом размещения промышленности, транспортных и инженерных сооружений с жилыми массивами, зонами отдыха.
§ Необходимо сказать и еще об одной из важнейших отраслей архитектурно-строительной деятельности в СССР - о сельском строительстве, которое приобрело особенно большой размах в последнее двадцатилетие.
§ В настоящее время ведется комплексная застройка сел. Создаются новые села и реконструируются старые. Активно складывается новый тип поселения, отличный как от города, так и от старой деревни. Это поселение имеет организованную планировочную структуру, современный архитектурный облик и сравнительно высокий уровень благоустройства. Строительство на селе ведется, как и в городе, по генеральным планам, а само размещение сел и поселков - на основе районной планировки. В качестве примеров новых сел можно назвать Моринцы на Украине (1964 г., арх. В. Орехов), Кодаки на Украине {1968 г., арх. М. Мельников и др.), Вертилишки в Белоруссии ((970 г., арх. В. Емельянов и др.), поселок Саку в Эстонии, в котором находятся научно-исследовательский институт земледелия и связанный с ним совхоз (1970 г., арх. Б. Миров, В. Пормейстер и др.).
24. Архитектура промышленных зданий и сооружений в 1955-1970г.
Шестидесятые годы характеризуются огромным промышленным строительством. Механизация приняла массовый характер и стала основным направлением в производстве наиболее трудоемких строительных и монтажных работ. За эти годы были созданы такие материально-технические условия, которые обеспечили бурные темпы развития промышленного и гражданского зодчества. Индустриальное строительство из сборных железобетонных конструкций стало основой современной промышленной архитектуры. Большое внимание стало уделяться композиции и внешнему облику промышленных предприятий.
Разумное размещение предприятий и энергетических сооружений потребовало дальнейшего совершенствования градостроительных приемов. Вместо отдельных предприятий, разбросанных по городу, стали создаваться крупные промышленные районы. Эти промрайоны, застроенные протяженными и высотными зданиями и сооружениями, часто являются ведущими в образовании городских панорам большого района (Тольятти — Волжский автозавод и т. д.).
Созданы новые типы производственных зданий, крупные сблокированные предприятия, что привело к повышению роли архитектуры промышленных сооружений в композиции города. Автоматизация вызывает создание новых объемно-планировочных решений цехов и заводских комплексов, улучшение архитектуры промышленных зданий и усовершенствование строительных конструкций. Строятся так называемые «гибкие» цехи с обширным свободным внутренним пространством, которое достигается как более широкой расстановкой колонн, так и созданием бесколонных помещений. Появляются новые типы производственных помещений — просторные светлые интерьеры цехов с укрупненным шагом опор. Также разработаны новые здания «павильонного» типа. Отличительная их особенность заключается в том, что технологическое оборудование размещается на постаментах и этажерках, изолированных от несущих конструкций каркаса здания, а не на перекрытиях этажей, как это было в обычных типах.
На нефтяных и химических предприятиях, на тепловых электростанциях основную аппаратуру и часть машин стали выносить на открытые площадки и этажерки. Это позволило сократить количество зданий и разрывы между взрывоопасными цехами. Применением башенных кранов упрощена замена и транспортировка оборудования. Усилия проектировщиков были направлены на объединение (блокировку) производственных цехов в одном здании, что дает компактное расположение оборудования, сокращение транспортных передач сырья и изделий.
Изменился облик этих предприятий. Вместе со зданиями производственную среду формирует теперь различное технологическое оборудование: высокие аппараты колонного типа, шаровые емкости, высокие паровые котлы, протяженные трубопроводы и т. д., создающие объемно-пространственную композицию.
Изменился и облик промышленных предприятий. Вместо многочисленных мелких разнохарактерных зданий и сооружений возводится небольшое число крупных цехов, иногда сосредоточенных в одном корпусе. Его единый четкий объем заменил ранее распространенные, сложные в плане разновысокие помещения.
Повсеместное распространение получили сборный железобетон и предварительно-напряженные конструкции. Если в начале периода наличие сборного железобетона далеко не обеспечивало потребностей и значительно отставало от гражданского строительства, то в последние годы его применение увеличилось в несколько раз и вместе с металлическими конструкциями полностью удовлетворяет нужды промышленного строительства. Стены стали монтировать из крупных бетонных панелей, размер которых увеличился с 1,2X6 до 3X12 м. Для перекрытия машинных залов гидроэлектростанций стали применяться тавровые балки длиной 24 м с верхней плитой 1,5—2 м, для перекрытия цехов — сборные железобетонные фермы 24—36 м.
В одноэтажных зданиях происходило постоянное укрупнение сетки колонн (с 6X9 до 12X18, 24X30 и 30X36 м). Многоэтажные промышленные здания строятся с пролетами 12X18 м, которые перекрываются безраскосными фермами с параллельными поясами, а их межферменное пространство используется для прокладки инженерных коммуникаций.
В 1965 г. при сооружении домостроительного комбината были впервые применены оболочки двоякой кривизны (40x40 м) из сборных элементов пролетом 100 м. Подобного типа конструкции в дальнейшем использовались в Каунасе, Ачинске и в других городах. Все шире применяются монолитные и из сборных элементов различные пространственные конструкции.
Облик здания формируется на основе асимметричного, но соразмерного соотношения протяженного объема разливочного цеха и высотного объема конверторного пролета, члененного вертикальными плоскостями аэрационных шахт. Здесь использовано контрастное сочетание материала железобетонной стены с ленточным остеклением и часторебристой структурой асбофанерных плоскостей вентиляционных шахт. Здание имеет крупные членения и выразительно в своей лаконичной простоте.
Широко развивается строительство павильонных корпусов с отделенными от конструкций зданиями этажерок под оборудование, увеличивается площадь остекления, оборудование укрупняется и выносится на открытые площадки. Эта тенденция приводит к изменению внешнего облика химических предприятий, в которых ведущую роль играет открытое оборудование.
Архитектура промышленных зданий и сооружений в рассматриваемый период, не
смотря на различные трудности, развивалась по восходящей линии, а в таких областях, как металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность, тепловая и гидравлическая электроэнергетика, элеваторостроение, достигла больших успехов.
Огромные достижения в развитии народного хозяйства и научно-технический прогресс поставили перед зодчеством новые творческие задачи, успешное решение которых позволило создать значительные архитектурные комплексы в промышленных и производственно-селитебных районах страны.
-Волжская ГЭС им. Ленина (арх Бельский. Бирюков. Васильев. Демидов) 1958
-здание часового завода в Минске (арх. Шпительман. Бовт 1965
-Волго-Балтийский канал им. Ленина (арх. Горицкий, Петров. Шароваров
25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
В приемах проектирования крупных общественных зданий появляются качественные изменения, отвечающие общему направлению этого этапа развития архитектуры. При проектировании общественных зданий поиски нового видны в решении всего круга функциональных, технико-экономических и эстетических задач.
Большинство проектов отличались ясностью построения объемов, простотой архитектурных форм, создающих впечатление торжественности без гипертрофии размеров и декоративной перегрузки. В этих проектных предложениях уже отчетливо видны изменения, наметившиеся в те годы в подходе архитекторов к построению внутреннего пространства сооружений. Для многих композиционных решений характерны свободное пространственное раскрытие внутреннего объема и органическая связь его с внешним окружением. Там, где это не противоречило функции, помещения не изолировались друг от друга, а как бы естественно переходили одно в другое. Этот прием создания в интерьерах единой пространственной системы получил в современной архитектурной практике широкое распространение, используясь в композиции самых различных по назначению общественных зданий.
К началу 60-х гг. уже отчетливо определились основные приемы проектирования крупных общественных зданий. Отличительной чертой многих сооружений становится более органичная, чем это было на предыдущем этапе, связь общего архитектурного замысла с градостроительной ситуацией, функциональным назначением и конструктивной системой. Если раньше при размещении Дворцов культуры, театров и т. п. определяющим требованием была репрезентативность композиции и здания, как правило, ставились по центральной оси участка, что часто противоречило градостроительным условиям и функциональным требованиям, то сейчас авторы, не связанные следованием классическим канонам, могут проявлять большую творческую инициативу и добиваться более полного учета конкретных особенностей территорий и специфики архитектурных тем. Часто асимметричная расстановка зданий и объемно-планировочные построения открывают широкие возможности рациональных и вместе с тем художественно-выразительных решений.
При проектировании общественных зданий большое распространение получило расчленение их на отдельные объемы, в которых концентрируются основные группы помещений в соответствии с характерной для их функции мелкой «ячеистой» или «зальной» внутренней структурой. В связи с этим многие новые общественные сооружения, не имея общего перекрытия, представляют собой комплексы из отдельных, четко читаемых объемных элементов. Возникающее таким образом сочетание различных по высоте и конфигурации объемов, остекленных и глухих поверхностей и другие особенности, связанные с внутренней структурой помещений, создают новые возможности архитектурной выразительности, разнообразя силуэт застройки, рождая динамические контрасты и обогащая пластику фасадов.
Приемы расчленения зданий на отдельные объемы обычно связаны с их функциональным назначением и градостроительной ситуацией. В самой общей форме их можно свести к двум основным. В первом случае общественные здания трактуются как комплексы из отдельно стоящих корпусов, объединенных общим композиционным замыслом (это комплексы массового отдыха и оздоровительных учреждений с их делением на жилые и обслуживающие корпуса). Во втором, при дифференциации элементов зданий по их функциональным признакам, между ними сохраняются непосредственная связь и общее композиционное единство.
В развитии приемов проектирования крупных общественных зданий все более значительную роль приобретают новые конструкции и материалы. Они во многих случаях определяют не только функциональные и технико-экономические качества сооружений, но и влияют на их художественные достоинства.
Со второй половины 50-х гг. в строительстве уникальных общественных зданий развивалась стандартизация конструкций и деталей: все более широко применялась сборность, активнее использовались типовые элементы заводского изготовления. Сборные железобетонные изделия находили применение в большинстве общественных сооружений, наиболее эффективно используясь при возведении санаторно-курортных учреждений, пионерских лагерей и комплексов массового загородного отдыха.
Новые приемы архитектурной композиции определили и приемы привлечения смежных искусств, подчеркивающие градостроительную роль крупных общественных зданий. Некоторое развитие, например, получила настенная живопись на фасадах. При этом в композиции панно часто применялись разные масштабы изображений, рассчитанные на восприятие их с дальних и близких расстояний.
Строились множетво гостиниц, санаторно-курортные здания, детские здравницы, здания музеев и выставок, городские автовокзалы, комплексы разнообразных дорожных построек, здания и комплексы Высших учебных заведений.