double arrow

ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗДАНИЯ 1960 – 1990 Г. Г. (ТЕАТРЫ, КИНОТЕАТРЫ, ЦИРКИ, КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ, ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ). ДВОРЕЦ «УКРАИНА» В КИЕВЕ


Здание Совета экономической Взаимопомощи.

Застройка Калининского ( Новоарбатского) проспекта в Москве.

В генеральноп плане 1935 г. – проспекта Калинина, соединявшего Кремль с Кутузовским проспектом ( архитекторы Посохин, Мндоянц, Макаревич, Попов, Тхор). Был заново создан фрагмент комплексной городской среды, где единому замыслу подчинено все- от общего принципа организации до деталей благоустройства и рекламы.

Магистраль получила значительную роль в организации транспортной системы города, вдоль нее сооружен крупный административно-общественный и торговый комплекс общегородского значения. Основные торговые помещения, 5 кафе и большой ресторан разместились в едином протяженном двухэтажном корпусе, образующем южный фронт проспекта. Над его плоской кровлей поднимаются объемы четырех 25-этажных административных зданий, имеющих форму раскрытой книги. Северную сторону проспекта образует 24-этажные жилые постройки, корпусы магазинов и кинотеатра. Двухэтажные здания образуют первый план. Огромным достоинством является его целостность, единство масштаба. Заложенная в первоначальных вариантах проекта идея отделить напряженные транспортные потоки на магистрали от людного общественно-торгового центра с его массами пешеходов не была реализована. Не были созданы и подземные пространств для паркования автомашин.




Выход трассы проспекта к набережной Москвы-реки отмечен постановкой комплекса зданий Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его высотный объем завершает ритмический ряд башенных жилых домов северной стороны проспекта. Здание СЭВ имеет крупные общественные, производственные и другие помещения – конференц зал на 1 тыс. мест, зал заседаний Исполкома СЭВ, ресторан, кулуары, фойе, типография, гараж и др. В комплекс входит так же гостиница. Архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, В. Свирский инженеры Рацкевич. Все многообразие помещений комплекса сведено к трем основным группам – административной, общественной и жилой. Так возникла ассиметричная система, обедненная в целостный организм, где главенствует 31-этажное административное сооружение. Четкое функциональное членение плана сооружения, изолируя основные группы помещений друг от дуга, создает благоприятные условия для их использования. Вместе с тем административные помещения удобно связаны с парадными залами и составляют с ними единую архитектурную систему.

В период 1960 – 1990 гг. в СССР происходит очищение архитектуры от стилизаций и параллельно с этим освоение новых архитектурных средств выразительности, а также строительство новых типов зданий, к примеру, дворцов спорта, киноконцертных залов.



В период 1960 – 1990 гг. в театральном строительстве вырабатывается тенденция к деформации традиционной сценической технологии, поэтому возникает многофасадное решение объёма. Примером могут служить театры в Туле, Орджоникидзе, Воронеже, Ростове-на-Дону, театр «Ромэн» в Москве. Главной особенностью, определяющей архитектурную композицию этих театров, можно считать деформированную глубинную колосниковую сцену со специфическим объёмом над игровой её частью для подъёма в него декораций. Связано это ещё и с внедрением новшеств техники в области регулирования освещения и озвучивания.

В связи с развитием «малой сцены» создаются небольшие театры с залами на 300 – 400 зрителей. Особенностями архитектурно-планировочного решения таких театров являются единство пространства зрительного зала и сцены (они находились под одним потолком), возможность трансформации зрительных мест и сцены для создания различных сценографических вариантов (трёхсторонняя сцена, сцена-арена, панорамная сцена), наипопулярнейшим является вариант глубинной колосниковой сцены.

Возобновилась тенденция к архитектурным конкурсам. Так, в начале 60х состоялся конкурс на проект кинотеатра на 4000 мест (арх. Л. Павлов, Л. Гончар) с вантовым покрытием, силуэт его стал прообразом многих зрелищных зданий. Значительной вехой в развитии стал Кремлёвский Дворец съездов (арх. М. Посохин, Е. Стамо, П. Штеллер). Общая композиция наследовала традиции классицизма, а решение внутренних пространств было более свободным, подчинённым функции. В 1966 г. в Ереване был построен драматический театр им. Сундукяна (арх. Д. Торосян), архитектура которого передаёт ощущение связи современности и глубоких древних традиций, главный фасад строг и монументален, с обильным остеклением, в композиционном центре фасада – портал из розового туфа, наполненный символическими резными фигурами. В 70х были построены театры во Владимире, Липецке, цирки в Сочи и Краснодаре, кинотеатр «Россия» в Ереване, Дворец им. В. И. Ленина в Алма-Ате, для данных зданий характерно строительство универсальных залов большой вместимости, они близки к «синтетическому» театру, в них главенствует общественно-политическая функция, дополняемая массовыми зрелищными мероприятиями.



В данный период преодолевается стереотипное мышление, определённое диктатом индустриализма и функционализма, а также противопоставление новой архитектуры исторически сложившейся. Ближе к 80 и 90 проявляется тенденция к более органичному сочетанию вновь строящихся зданий и уже существующей застройки.

В 1964 – 1965 гг. были разработаны новые типовые проекты кинотеатров с фойе и приняты для массового строительства. Началась разработка проектов двухзальных кинотеатров с залами разной вместимости, рассчитанных на последовательное прохождение нового фильма в большом и малом залах. На этом основании вернулись к кинотеатру с расширенным составом помещений (кафе, танцзал, комнаты для игр и отдыха, гардероб). Эти помещения могли использоваться отдельно от зала и фойе, что обеспечивало их рентабельную работу, или объединяться с ним во время проведения кинофестивалей, вечеров отдыха, торжественных собраний и т.п. Такой кинотеатр расширяет свои функции, превращаясь в центр отдыха для населения. Учитывалась также специфика работы кинотеатров для северных и южных районов страны (1 и 4 строительно-климатические зоны). В кинотеатрах для 1 зоны предусматривались двусторонние гардеробы для зрителей, для 4 зоны – внутренние дворики, сквозное проветривание кулуаров зала, раскрывающиеся витражи, бассейны под зрительским залом. Можно сделать вывод, что поиск новых типов кинотеатра того времени направлен на повышение комфорта обслуживания зрителей и усиление градостроительной функции за счёт расширения его функций и объединения с другими общественными зданиями.

Кинотеатр «Россия» на площади Пушкина 1961 г. архитекторов Ю. Шевердяева, Д. Солопова, Э. Гаджинской. В данном сооружении в одном из первых применялось сплошное остекление в качестве основного композиционного принципа, на уровне второго этажа кинотеатр охватывает галерея, а через уличный проезд был перекинут парадный мостик из монолитного железобетона, соединяя фойе со сквером.

В 1970х в Москве (арх. Я. Белопольский) и в Сочи построено два цирка, которые имеют в роли перекрытия складчатый шатёр, отличаются они тем, что сочинский цирк лишён закрытого фойе в силу своего размещения в способствующем этому климатическом поясе.

Национальный дворец "Украина" - крупнейший центр культуры и искусств, также это главная концертная площадка страны. Он был открыт в апреле 1970 года, главным архитектором и автором дворца, является Е.А. Маринченко. Трапециевидное в плане здание имеет со стороны главного входа огромный вестибюль, слегка вогнутый вовнутрь, благодаря чему увеличена разгрузочная площадь перед входом. Сооружение насчитывает более 300 помещений. Зрительный зал на 3780 мест, развитый в ширину и относительно неглубокий, является центром объемно-пространственной композиции. Огромный козырек, членящий фасад по горизонтали, отвечает пространственной композиции дворца. Нижний этаж, где расположен вход в вестибюль с гардеробами, оформлен квадратными в сечении колоннами. Верхний этаж, где находятся обширное фойе, лестницы и зрительный зал, оформлен вертикальными ребрами, придающими ему пластическую выразительность. Открытые лестницы по сторонам главного фасада хорошо связывают дворец с окружением. Как снаружи, так и в интерьере в отделке стен широко применены натуральные материалы: граниты, мраморы и мраморовидные известняки светлых тонов, - что придает облику здания жизнерадостный вид. Благодаря огромным остекленным поверхностям стен вестибюля и фойе, светлым тонам облицовки интерьер воспринимается праздничным.

В наличии также имеются посадочные места на балконе и партере, что и делает его самым большим концертно-театральным залом Украины.

31 К началу олимпиады 1980 г. Было построено 70 сооружений. В крупных сооружениях общественного назначения особенно наглядно выступают особенности, свидетельствующие о формировании новых стилевых качеств социалистического зодчества.

Решение о сооружении в Лужниках спортивного комплекса было принято Правительством СССР 23 декабря 1954 года. В январе 1955 года началось проектирование, проект был составлен за 90 дней, и в апреле 1955 года развернулось строительство. 31 июля 1956 года состоялось торжественное открытие спорткомплекса. Спорткомплекс построен в рекордно короткий срок — всего за 450 дней. Первоначально комплекс назывался Центральным стадионом имени В. И. Ленина. С тех пор он многократно перестраивался по частям, самая крупная реконструкция комплекса была связана с подготовкой Летних Олимпийских игр 1980 года. Комплекс расположен на площади 145 гектаров (с подъездными путями и автостоянками — 180 гектаров). Состоит из 140 сооружений, которые обслуживают 3,5 тыс. чел.

Наиболеее значительный общественный комплекс Олимпийский состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Максимальный диаметр здания стадиона — 224 метра, минимальный — 183 м, площадь — 33 000 м². Стадион имеет уникальное стальное висячее перекрытие-оболочку (крышу) толщиной 5 миллиметров. Общая площадь всего комплекса 54 887 м². Внутреннее пространство может быть разделено пополам подвижной перегородкой, в которой предусмотрены узкие двери для прохода людей. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.

В разработке проекта спорткомплекса участвовали сразу несколько московских и всесоюзных проектных институтов с большой командой архитекторов и инженеров во главе с руководителем авторского коллектива М. В. Посохиным, вместе с Б. И. Тхором он был удостоен Ленинской премии за проект в 1982 году. Начальником строительства был инженер В. И. Надеждин, а основным строителем — коллектив Главмоспромстроя. Строительство началось в 1977 году и было завершено через три года, к открытию Олимпиады. Кроме крытых залов, стадион имеет Северное спортивное ядро и Южное спортивное ядро.

Крытый стадион включает в себя:

Центральную арену (126×90 м, высота 24 м, с трибунами на 35 тыс. зрителей)

Спортивный зал гимнастики (42×24 м)

Игровой зал командных видов спорта (42×24 м)

Большой (36×18 м) и малый (100 м²) залы хореографии

Тренажёрный зал (216 м²)

Тренировочная ледовая площадка (61×31 м.)

Восстановительный центр

Плавательный бассейн в спорткомплексе

В составе бассейна имеются:

Тренировочная ванна длиной 50 м (50x25x2,2)

Демонстрационная ванна длиной 50 м (50x25x2,2)

Прыжковая ванна длиной 25 м и глубиной 6 м (25x33x6)

Детская ванна («лягушатник»)

Сауна, тренировочные и гимнастические залы

Универсальный спортивный зал "Дружба" построен в Лужниках к Олимпиаде-80.

А на юго-востоке крайним крупным сооружением является универсальный спортзал «Дружба» (Центральный зал 40 на 40 метров, от 1700 до 3500 мест для зрителей, с четырьмия игровыми залами 36*18 метров), причём между «Дружбой» и остальным спортивным комплексом есть промежуток, поскольку в этом месте Лужники транспортными коммуникациями соединены через мост с проспектом Вернадского.

Все спортивные сооружения комплекса оснащены полным набором спортивного оборудования и инвентаря для успешного проведения соревнования по 22 видам спорта олимпийской программы. Комплекс является местом проведения тренировок около 20 национальных сборных России по различным видам спорта. Помимо спорта больших достижений, на территории комплекса занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью около 50 тысяч москвичей, начиная с детско-юношеских спортивных школ, и заканчивая секциями для людей с теми или иными физическими нарушениями.

Универсальный спортивный комплекс ЦСКА имени А. Я. Гомельского — многофункциональный cпортивный комплекс в Москве, Россия. УСК ЦСКА построен в 1979 году для проведения соревнований в программе летних Олимпийских игр в Москве (1980). Универсальный спортивный комплекс имеет спортивную арену (с трибунами на 5 000 мест) для проведения международных соревнований по баскетболу, мини-футболу, волейболу, гандболу, теннису, гимнастике спортивной и художественной, боксу, борьбе, фехтованию, восточным единоборствам и другим видам спорта. Арена трансформируется для проведения соревнований по танцевальному спорту и других зрелищных мероприятий.

22-е Летние Олимпийские Игры проводились в Москве в 1980 году. Так как материковая Москва не имела подходящего сооружения для проведения парусных состязаний, это задание выпало на Таллин, столицу бывшей СССР. Отдельно от основного сооружения для парусных состязаний, Таллинского Олимпийского центра парусного спорта в Пирита , в процессе подготовки к Олимпийским Играм было построено большое количество других спортивно-развлекательных учреждений . Одним из них стал Дворец Культуры и Спорта им. В. И. Ленина, которому позже было дано его прежнее название — Горхолл. Он расположен в заливе, прямо за стенами Старого Города. Был построен в 1980 году. Огромное сооружение с поистине советским архитектурным дизайном. Архитектор Горхолла — Райне Карп.

Здание также оборудовано вертолетной площадкой и небольшим портом для катеров .







Сейчас читают про: