Решение двух главных внешнеполитических задач

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии – так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: «Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их. Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление боль­шевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся – во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными». По замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

36. Советская культура 1917-1940.

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917–1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы НЭПа. С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т.п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства (в 1924 г. их насчитывалось 28). В них печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабочекрестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них – действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Б. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук. которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационнопропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.


Культурная жизнь в конце 20-х 30-е годы

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с.тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКЩб) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию' научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы зашиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

На рубеже 20-х 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей. Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20–30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, БЛ. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Моравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

37. Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная в истории человечества война двух мировых военно-политических коалиций. Развязана фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией совместно с другими участниками фашистского блока. В войну было втянуто 61 государство, из них 14 - на стороне государств оси Берлин-Рим-Токио и 47 на стороне антигитлеровской коалиции. Общая численность населения государств, ввергнутых в войну, превышала 1,7 млрд. человек.

Война продолжалась шесть лет - с 1 сентября 1939 г. и до 2 мая 1945 г., охватив территории трех континентов: Европы, Азии, Африки, а также все четыре океанских театра (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный).

Со стороны государств фашистского блока являлась войной захватнической и грабительской, она велась в целях установления мирового господства, порабощения и уничтожения целых народов. Фашистскому блоку противостояла антигитлеровская коалиция, выступившая в защиту свободы и независимости своих стран и народов.

Можно выделить 5 периодов войны.

Первый период (1 сентября 1939 - 21 июня 1941)

Первый период связан с началом войны, вторжением Германии в страны Западной Европы, оккупацией 13 европейских государств.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу ("Вейс План"), в результате которого последняя была разгромлена в течение месяца.

17 сентября того же года Советский Союз, в соответствии с пактом Риббентропа-Молотова, ввел свои вооруженные силы принадлежащие Польше территории Западной Украины и Белоруссии. В ответ на нападение на Польшу Франция и Великобритания объявили войну Германии, но активных военных действий не предпринимали. Стороны обменивались только ограниченными авиационными ударами.

В апреле-июне 1940 г. немецко-фашистские войска оккупировали Данию и Норвегию, а 10 мая 1940 г. Германия вместе с вступившей в войну Италией (10 июня 1940) начала Французскую кампанию (план "Гельб"). При этом гитлеровские армии вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, разгромив их армии, через их территорию нанесли мощный удар по Северной Франции. В результате французский фронт был быстро прорван, северная и центральная Франция захвачены, и 22 июня 1940 г. французская армия капитулировала.

Одновременно прижатая к морю в районе Дюнкерка английская армия, бросив тяжелое вооружение, эвакуировалась на Британские острова. С августа 1940 г. до июня 1941 г. Германия предприняла массированные бомбардировки Великобритании ("Битва за Англию"), которые, однако, не принесли фашистскому командованию ожидаемых результатов.

В этот же период развернулась битва за Атлантику, продолжавшаяся до конца войны, сначала при перевесе Германии, а с 1942 г. - при коренном изменении обстановки на море в пользу западных держав.

Весной 1941 г. Германия совместно с Италией и Венгрией разгромила Албанию, Югославию и Грецию и оккупировала их территории (Балканская кампания). На Африканском театре войны итало-германские войска оккупировали Ливию и вторглись в Египет.

На Дальнем Востоке Япония с 1937 г. вела войну против Китая, постепенно расширяя захваченные прибрежные районы.

С июля 1940 г. фашистская Германия начала скрытно готовиться к войне против Советского Союза. В декабре этого года был утвержден план нападения на СССР (план "Барбаросса"), после чего подготовка к вторжению в СССР вступила в необратимую фазу.

Второй период (22 июня 1941 - 18 ноября 1942)

Второй период связан с нападением Германии и ее союзников (Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии) на Советский Союз и началом Великой Отечественной войны советского народа против фашистского нашествия и срывом гитлеровской доктрины "молниеносной войны". Советско-германский фронт стал главным и решающим фронтом Второй мировой войны.

22 июня 1941 года в 4 часа утра немецко-фашистские войска вероломно вторглись на территорию СССР. Используя полную мобилизованность своих вооруженных сил, недостаточную готовность Советского Союза к войне, отсутствие созданного оборонительного фронта, а также допущенные советским военно-политическим руководством просчеты, германская армия в приграничных сражениях нанесла крупные поражения советским войскам, окружив и уничтожив значительную часть войск советских приграничных военных округов, захватила большую часть Прибалтики, Западной Белоруссии, Украины и Молдавии.

Перед лицом общей угрозы начала формироваться антигитлеровская коалиция. Великобритания и США заявили о своей поддержке СССР. В августе 1941 г. Советский Союз и Великобритания для предотвращения создания фашистских опорных пунктов на Ближнем Востоке на основе совместного соглашения ввели свои войска в Иран.

К концу сентября 1941 г. немецко-фашистским войскам удалось продвинуться на 500-600 км, создать блокадное кольцо вокруг Ленинграда, полностью овладеть Прибалтикой, Белоруссией и Украиной, захватить Крым. Затем, перегруппировав силы, гитлеровские армии с октября 1941 г. развернули решающее наступление на Москву (операция "Тайфун"). Однако советские войска не только отразили удар, но и перешли в контрнаступление, а затем и в общее наступление, нанесли крупное поражение противнику, разгромили основные ударные силы немецких войск, сняли непосредственную угрозу столице, отбросили противника от Тихвина и Ростова.

Однако летом 1942 г. противник вновь захватил стратегическую инициативу и после ряда важных операций по разгрому советских войск на Керченском полуострове, захвату Севастополя, разгрому группировки советских войск под Харьковом и Любанью предпринял второе стратегическое наступление - на этот раз на южном направлении.

В результате ему удалось нанести серьезное поражение советским войскам в ходе ряда последовательных операций в июне-ноябре 1942 г., прорваться к верхнему течению Дона и к Волге в районе Сталинграда, овладеть Северным Кавказом. Тем не менее, поставленных военно-политических целей Гитлер не достиг. Его войска были остановлены в Сталинграде, в предгорьях Кавказа, оказались обескровленными и, растянувшись на фронте более 6000 км, попали в сложное положение.

На Африканском театре войны зимой 1941 и летом 1942 гг. военные действия велись с переменным успехом. В конце лета 1942 г. здесь наступило временное затишье. В Атлантике германские подводные лодки продолжали расширять операции на океанских коммуникациях, нанося большой урон флотам и конвоям союзных держав. Активизировались действия немецких подводных сил и авиации также на морских коммуникациях в Норвежском и Баренцевом морях.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе 7 декабря 1941 г. Япония развязала войну против США внезапным ударом по Перл-Харбору. В результате удара японская армия причинила огромный ущерб американскому тихоокеанскому флоту, завоевав господство на море. В начале 1942 г. Япония оккупировала Малайзию, Индонезию, Филиппины, захватила Бирму и нанесла серьезное поражение королевскому флоту Великобритании в Сиамском заливе, а затем и англо-американско-голландскому флоту в Яванской операции. В Китае японские вооруженные силы предприняли карательные операции против освобожденных районов.

Третий период (19 ноября 1942 - 31 декабря 1943)

Третий период начался контрнаступлением советских войск под Сталинградом, которое завершилось окружением и полным разгромом 330-тысячной группировки противника. Развернувшееся затем стратегическое наступление советских вооруженных сил от Великих Лук до Черного моря привело к разгрому немецких, венгерских, итальянских и румынских войск на центральном и южном участках советско-германского фронта, освобождению ряда центральных областей России, Донбасса и большей части Северного Кавказа. Началось массовое изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР.

Летом 1943 г. гитлеровское военно-политическое руководство предприняло попытку организовать очередное (третье) наступление в районе Курска (операция "Цитадель"), но потерпело сокрушительное поражение и вынуждено было взять курс на затяжную оборонительную позиционную войну. В последующей битве за Днепр Советская Армия сорвала намерение противника удержать оккупированные территории на рубеже так называемого "Восточного вала".

В итоге был осуществлен коренной перелом в Великой Отечественной и всей Второй мировой войне. В военно-политической и стратегической обстановке произошли необратимые изменения в пользу антигитлеровской коалиции. Начался распад фашистского блока. Германия встала перед перспективой неминуемого разгрома.

В Африке английские войска нанесли крупное поражение итало-немецким войскам в районе Эль-Аламейна. Одновременно в Касабланке (Марокко) была осуществлена высадка крупного контингента американских войск. В последующих за этим Северо-Африканской и Тунисской операциях союзники разгромили экспедиционные германо-итальянские войска и принудили их к капитуляции (220 тыс. человек). В середине лета 1943 г. в результате Сицилийской и Южно-Итальянской операций союзные войска овладели островом Сицилия и высадились в Италии, что привело к выходу последней из войны.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Япония перешла к стратегической обороне, пытаясь удержать за собой завоеванные территории. Со своей стороны англо-американские войска, перейдя в наступление, захватили инициативу в воздухе и на море, нанесли ряд поражений японскому флоту (морские сражения у острова Мидуэй и в районе Соломоновых островов), высадились в Новой Гвинее и освободили Алеутские острова. В этом периоде войны на всех оккупированных Германией территориях резко активизировалось партизанское и народно-освободительное движение, были предприняты крупные воздушные операции союзников с нанесением ударов по городам и промышленным объектам на германской территории.

Одновременно коренным образом изменилась в пользу западных держав обстановка и на Атлантике.

Четвертый период (1 января 1944 - 9 мая 1945)

Этот период характерен созданием второго фронта в Европе, окончательного изгнания немецко-фашистских захватчиков с территории СССР, освобождения оккупированных стран Западной Европы, полного краха фашистской Германии и ее безоговорочной капитуляции.

Основные события, как и в предыдущие периоды, проходили на Восточном фронте. Советская Армия проведением крупных стратегических наступательных операций в 1944 г. разгромила важнейшие группировки германских войск, освободила Прибалтику, Белоруссию, Левобережную Украину, Молдавию и вынесла военные действия за пределы своих государственных границ.

В последовавших затем операциях были выведены из войны Финляндия, Румыния и Венгрия, освобождены Польша, Чехословакия, Югославия, Болгария и Австрия. Советские войска вступили на территорию Германии.

В Западной Европе англо-американские войска 6 июня 1944 г. высадились в Нормандии и, открыв второй фронт, начали операцию по освобождению Франции, Бельгии, Нидерландов, затем вторглись в западные районы Германии. Весной же 1945 г. эти войска форсировали Рейн, овладели южными и центральными районами Германии.

2 мая 1945 г. советские войска овладели Берлином, а на реке Эльбе встретились с англо-американскими войсками.

Под совместными ударами с востока и запада гитлеровская Германия вынуждена была прекратить сопротивление и 9 мая 1945 года подписала акт о безоговорочной капитуляции.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Япония в это время продолжала военные действия. Союзные армии и флот, перейдя в общее стратегическое наступление, окончательно разгромили японский флот, освободили большую часть Океании и приблизились вплотную к Японским островам.

Пятый период (9 мая - 2 сентября 1945)

Пятый период связан с разгромом Японии и освобождением народов Азии от японской оккупации.

9 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии и в ходе быстротечной операции, разгромив Квантунскую армию, освободил Манчжурию, некоторые провинции Северо-Восточного Китая, Северную Корею, Сахалин и Курильские острова.

6 и 9 августа 1945 года Соединенные Штаты Америки предприняли атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, уничтожив эти города и большую часть их населения. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала.

Вторая мировая война была завершена. Она принесла неисчислимые разрушения и огромные потери всем воевавшим государствам. С обеих сторон погибло в общей сложности свыше 50 млн. человек.

Советский Союз вынес основную тяжесть этой войны, истребил большую часть немецко-фашистских войск (607 дивизий), но и сам понес большие потери. Погибло около 27 млн. советских граждан, разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий.

Крупный вклад в общую победу внесли США, Великобритания, Франция, Китай, другие государства антигитлеровской коалиции.

Важнейшим итогом войны явился разгром наиболее агрессивных мировых сил, что коренным образом изменило облик мира, расстановку политических сил в мире, привело к возникновению мировой социалистической системы, в которой, однако, стали утверждаться тоталитарные режимы по "советскому образцу". Возникшие в результате этого острые противоречия привели к "холодной войне", новому социально-политическому кризису в мире, а затем к крушению коммунистических режимов в государствах Восточной Европы, распаду Организации Варшавского Договора и, наконец, к развалу Советского Союза в 1991 г.

38. Послевоенное развитие СССР.

С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Намечалось дальнейшее укрепление социализма в СССР и в восточноевропейских странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: