III. В конце 60- нач. 70 гг. в русском освободительном движении сформировалось течение – народничество. Социальными условиями его появления стали:
· развитие капитализма,
· массовое разорение мелких производителей (крестьян).
Народничество получило развитие и в Беларуси, хотя и менее широкое – слабее шло формирование разночинной интеллигенции; не было высших учебных заведений; потери интеллигенции в ходе подавления восстания 1863 г. В 70-е годы в городах появляются кружки, где под видом самообразования молодежь изучала нелегальную литературу. Связь с центром (общероссийским движением) поддерживалась через студентов, учившихся в ВУЗах Петербурга и Москвы. Раскол народнической организации «Земля и воля», расколол и народников Беларуси. Они в большей части присоединились к «Черному переделу» (этому способствовал приезд Г.Плеханова в Минск). С 1881 г. народническая типография (подпольная) действовала в Минске.
В 181 г. из разрозненных кружков создается региональная организация Литвы и Беларуси «Северо-Западная организация». Руководящий центр находился в г. Вильно и назывался «Центральной группой». Деятельность организации была направлена на:
· создание новых групп,
·сбор средств для борьбы,
· организация подпольной типографии,
· проведение работы среди учащихся, рабочих, ремесленников.
Полиция разгромила «Северо-Западную организацию» к концу 1882 г. Белорусские народники, как и все народовольцы почти не вели работы в деревне.
В 1884 г. с инициативой объединения в общую организацию народнических кружкой выступила группа «Гомон» (студенты-белоруссы ВУЗов Петербурга). Выпустили 2 номера своего одноименного периодического издания. Признавали необходимость:
· единение всех революционных сил России для свержения царизма,
· равноправие всех народов и право их на самоопределение,
· право белорусского народа на самостоятельность,
· впервые заявили о существовании белорусской нации.
Гомоновцы питались квалифицировать себя как белорусскую социально-революционную партию, но им не удалось объединить кружки и группы в одну организацию или же оказать на них хотя бы влияние.
На смену народникам в 80-е годы, в революционном движении шел рабочий класс, а народническим доктринам – марксизм. Первые рабочие кружки возникли – 1876 г. в Минске, 1889 г. в Могилеве. Первые стачки рабочих также отмечены в 80-е годы, в 90-е г. – забастовки. Толчком к развитию послужил приезд В.И.Ленина в г. Вильно в сентябре 1896 г. Рабочее движение стало развиваться как составная часть революционного движения России, однако его размах был меньшим, чем в крупных промышленных центрах. В середине 80-х г. в Беларуси появляются первые марксистские кружки. Как и во всей стране марксистские кружки Беларуси не были связаны с рабочим движением.
Как и во всей стране марксистские кружки Беларуси не были связаны с рабочим движением. С середины 70-х годов стало усиливаться непосредственно классово-политическое движение.
Объективно оно носило революционно-демократический характер и было направлено против пережитков крепостничества. Они высказывались за переход к социализму путем крестьянской революции
В 70-80-е годы народнические кружки действовали в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Витебске, Орше, Слуцке..
Для распространения марксизма и появления социал-демократического движения в Беларуси в 80-е годы сложились относительно благоприятные объективные и субъективные условия. Крестьянский социализм народников находился в идейно-организационном кризисе. Рабочие все чаще заявляли о своих, отличных от других социальных групп политических интересах. Стали создаваться кружки рабочих, где изучались произведения К. Маркса и его последователей. Первый кружок этого направления был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось уже 130 рабочих
В результате расширилось стачечное движение под лозунгом повышения оплаты и улучшения условий труда. В 1895-1897 гг. в Беларуси состоялось 114 стачек, в которых участвовало 5 тыс. рабочих
экономическая борьба рабочих, особенно когда она разворачивалась в общероссийском масштабе, приносила определенные результаты. Еще в 1882 г. был принят закон о запрете работы на заводах, фабриках и мануфактурах детей в возрасте до 12 лет. Рабочий день подростков до 15 лет ограничивался, им запрещалось работать в ночное время и праздничные дни. Не допускался труд детей и подростков на вредных для здоровья производствах. Для контроля за выполнением закона вводилась фабрично-заводская инспекция.
Закон 1885 г. запрещал ночной труд женщин и подростков до 17 лет на текстильных предприятиях. Вводились расчетные книжки, где фиксировались условия найма, причем менять их до окончания срока контракта не разрешалось. Штрафные деньги, взимавшиеся с рабочих, должны были расходоваться на нужды самих рабочих. И наконец в 1897 г. правительство пошло на радикальную по тем временам меру - ограничение рабочего дня на фабриках и заводах до 11,5 часов.
В 1898 г. на съезде в Минске представителей петербургской, московской, киевской и екатеринбургской организаций Союза борьбы за освобождение рабочего класса, Киевской «Рабочей газеты» и Бунда (Всеобщего еврейского союза в Литве, Польше и России) была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, что содействовало расширению политической агитации на местах, в том числе и в Беларуси. В 1898-1900 гг. рабочее движение охватило 21 населенный пункт и по сравнению с 1895-1897 гг. увеличилось в 2,3 раза. Выступления рабочих все больше и больше носили политический характер.
. На рубеже 90-х годов в рабочем движении Беларуси наметилась тенденция перехода от экономической к политической борьбе. В 1901 г. прошли 3 массовые политические стачки, 10 демонстраций
Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи занимает особое место в истории белорусского народа. Это время характеризуется качественными изменениями в политической и социально-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального умонастроения. Все социально-политические проблемы, вставшие перед тогдашним российским обществом, тесно переплетались с задачами реализации устремлений белорусского народа. Созревали необходимые предпосылки для становления, наконец, собственной белорусской национальной государственности.
Начиная со второй половины XIX в. и особенно после восстания 1863 г. четко обозначились два подхода к вопросу о самоопределении белорусского народа, к формированию его государственности. Сторонники первого из них, революционно-демократического, выступая с национальных позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность развития государственности белорусов. Представители второго подхода, так называемого «западнорусизма», рассматривали Беларусь в качестве неотъемлемой части России как ее западную часть.