Социальная и религиозная политика правительства в крае

Ремесленники, торгово-промышленное население

К середине XVII в. крупнейшим городом Поволжья становится Казань. Здесь тогда проживало около 17 тысяч человек (в середине 50-х гг. несколько тысяч человек умерло от чумы). Значительную часть населения Казани составляли ремесленники, купцы, торговцы. Вокруг города возникли ремесленные слободы, в том числе Горшечная, Кирпичная, Ямская. Среди ремесленников, многие из которых начали использовать наемный труд, были кожевенники, сапожники, скорняки, овчинники, «мыльники», «свешники», кузнецы, деревообработчики, хлебники, пирожники и другие мастера.

Развивалось и сельское ремесло, прежде всего в татарских деревнях. Во многом это было связано с выселением после взятия Казани татарского населения из городов. В деревнях татарские ремесленники занимались обработкой кож, выделкой овчин и козловых шкур, из которых шили различные изделия, изготовлением валенок и т.д. Были созданы деревообрабатывающее, слесарное, ювелирное производства. На кузнечное дело у татар, как и у других нерусских народов, правительством был наложен запрет.

Стали заниматься ремеслом также русские крестьяне, жившие у малоземельных помещиков. В их среде получили распространение такие производства, как деревообрабатывающее, гончарное, валяльное, кожевенное, салотопенное и другие.

Развитие ремесленного производства, которое приобретало мелкотоварный характер, подтолкнуло появление с 40-х гг. XVII столетия предприятий мануфактурного типа. В Казани и Кукморе были построены медеплавильные «заводы». Появились многочисленные мельницы, кожевенные, мыловаренные мастерские, селитряные предприятия, судостроительные артели. Ряд мыловаренных и кожевенных мастерских превращался в крупные мануфактуры. Приметой времени стало возникновение мануфактурных предприятий у купцов, крестьян, посадских людей.

По мере развития товарного производства в крае увеличивалось число людей, промышлявших торговлей. Постепенно складывалось сословие купцов. Торговое население концентрировалось в Казани, которая к середине XVII в. стала и крупнейшим промышленно-торговым центром Поволжья. Именно казанские купцы держали в своих руках оптовую торговлю. В Чебоксарах, Козьмодемьянске, Елабуге, Мензелинске, Сарапуле, многих других населенных пунктах ими были созданы заготовительные и скупочные центры.

Казанские татары до 1686 г. не имели права заниматься городской торговлей. С отменой этого запрета они начинают активно участвовать в торговой деятельности. Вместе с ними на рынках Устюга и Сольвычегодска появляются елабужские, уфимские татары.

Купцы, местные и приезжие торговые люди связывали Казань, весь обширный Казанский край со многими российскими городами и регионами. Теперь это были не только Москва, Вятский край, Урал, Сибирь, но и Киев, Смоленск, Ярославль, Кострома, Тверь, Великий Устюг, Архангельск. Торговля за пределами края велась мясом, рыбой, кожами, овчинами, козловыми шкурами, мехами, медом, воском. Из других годов и районов ввозились дорогие меха, соль, фрукты, товары промышленного производства. Так край играл весьма активную роль в формировании единого всероссийского рынка.

Общую направленность политики правительства в Среднем Поволжье показывает изменившееся в XVII в. положение ясачных и служилых людей. Ясачные крестьяне все активнее подвергались феодальной эксплуатации, хотя царизм и сохранял эту категорию населения. Служилые татары постепенно теряли свои земельные владения, беднели, переходили на положение ясачников. Тем самым власть укрепляла свои позиции.

Но социальная и религиозная политика государства в отношении нерусского населения Среднего Поволжья преследовала и другие цели. Ее суть составлял курс на христианизацию. Главным мотивом этой политики в XVII в. являлось противопоставление крещеных и некрещеных, искусственное создание между ними чувства недоверия и вражды. К началу XVII в. прежде всего среди служилого населения края сложилась прослойка «служилых новокрещен». Так называли представителей нерусского населения Среднего Поволжья, которые приняли христианство, причем в большинстве случаев добровольно. Относительное их число было невелико, но именно они стали опорой царизма в проведении его социально-экономической и национально-религиозной политики в крае.

«Служилые новокрещены» получали права, которых не имели даже самые знатные и богатые служилые татары, сохранившие мусульманскую веру. Новокрещены были уравнены в правах с русскими дворянами как землевладельцы, могли использовать труд русских крепостных крестьян. Определенная часть новокрещен утрачивала и свой язык, постепенно вливалась в состав русского дворянства. Не случайно поэтому, что многие из самых известных русских фамилий имеют татарское происхождение. Среди них, например, Апраксины, Аракчеевы, Бибиковы, Карамзины, Молоствовы, Нарышкины, Сабуровы, Тимирязевы, Тургеневы. Так переплетались исторические корни разных народов России.

С конца 20-х гг. XVII столетия права новокрещеных стали все заметнее расширяться. Права же иноверцев, наоборот, урезались. Эта линия правительства отражена в российском законодательстве XVII в. Теперь само государство, светская власть все активнее берет на себя проведение политики христианизации.

По указу 1628 г. царя Михаила Федоровича некрещёным людям запрещалось не только иметь русских крепостных крестьян, но даже и слуг из христиан. Цели христианизации преследовал ряд статей Соборного уложения 1649 г. Так, предусматривалось, что при желании работника-иноверца принять крещение его хозяин-иноверец обязан дать ему вольную и выплатить вдобавок определенную денежную сумму. У некрещеных татар должны были отбираться поместья, полученные ими от русских людей. Поместья оставляли только тем татарам, которые принимали крещение. А вот что гласила статья 24-я главы XXII Соборного уложения: «Будет кого бусурман (мусульманин) какими-нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей басурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия».

В 1653 г. лишь русские землевладельцы и новокрещены получали право продажи своих поместий. Через год было установлено, что земли некрещеного землевладельца после его смерти передаются по наследству только его крещеным родственникам, независимо от степени родства. Два ущемляющих интересы иноверцев указа появились в 1681 г. По одному их них у некрещеных татар-землевладельцев отбирались земли, на которых проживали крещеные люди. По другому указу принявший крещение иноверец получал в качестве вознаграждения земли, отобранные у его родственников, остававшихся мусульманами. Такие новокрещены в течение шести лет могли не платить подати. Кроме того, им полагалось денежное вознаграждение.

Политика царизма во многом соответствовала известному издавна принципу «разделяй и властвуй». Нерусское население края, особенно татары, в результате оказалось расколотым не только по социальному (ясачные и служилые), но и по религиозному (крещеные и некрещеные) признакам.

Ущемление интересов нерусских народов края населения вызывало закономерную реакцию. Так, в 1682 г. казанские татары направили делегацию к турецкому султану Мехмету IV с просьбой оказать им помощь, освободить из-под власти русского царя, который притесняет их как мусульман. Правда, результата от этой акции не было. Социальный и национально-религиозный протест населения облекался и в более активные формы. Наиболее сильно он проявил себя в событиях начала 70-х гг. XVII столетия.

Таким образом, в XVII в. происходило ухудшение положения феодально-зависимого населения края. Перестали быть единым сословием с общими интересами служилые татары. Вместе с тем постепенно складывалось сословие купцов, других посадских людей, крестьянства, многие представители которого вовлекаются в промышленное предпринимательство. Некрещеные жители края начинают испытывать гораздо большее национально-религиозное притеснение.

3. СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII в.

XVIII в. продолжал новое время. В этом столетии Среднее Поволжье активнее вовлекается в российский исторический процесс. Для него тогда были характерны многочисленные реформы, ускоренный рост мануфактурной промышленности, увеличение налогового бремени на податное население, оформление и укрепление абсолютизма, «европеизация» общества, бурное развитие науки, образования, культуры. Во второй половине столетия складывается капиталистическая мануфактура, начинают зарождаться новые экономические отношения. Но в целом экономика, государственность страны были построены на феодальной основе. Модернизация страны носила непоследовательный, противоречивый характер.

Как один из важных регионов России Среднее Поволжье также находилось под воздействием процессов модернизации. Пароды края внесли свой неповторимый вклад в развитие экономики и культуры. Вместе с тем это развитие имело ряд существенных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: