double arrow

Сокращение татарского землевладения


В первой четверти XVIII в. был нанесен удар по земельным владениям татар. До 1713 г. в крае насчитывалось около двух тысяч татарских помещиков. Вскоре, с небольшим перерывом, Петр I подписал два указа, которые ограничивали некрещеных помещиков во владении крепостными крестьянами. Татарские помещики в своем большинстве остались без рабочих рук. Ведь крепостные были переведены в разряд государственных крестьян, а холопы приравнены к крепостным. У отказавшихся крестится поместья были отняты. Волей-неволей татарские помещики меняли свой образ жизни – начинали заниматься торговлей, мелкой промышленностью, промыслами. Впоследствии они были зачислены в податное сословие и потеряли дворянские привилегии.

Таким образом, в период петровских преобразований в жизни населения края произошли большие изменения. Была образована Казанская губерния, резко усилилось налоговое бремя, возросли повинности. Исчезла такая категория феодально-зависимого населения, как ясачные люди. Возникли крупные промышленные предприятия, в работу которых были втянуты десятки тысяч крестьян. Окончательно решилась судьба служилых татар. Они перестали быть «верхушкой» татарского общества, начали выполнять регулярную и очень обременительную повинность в пользу феодального государства и вскоре превратились в податное сословие.

Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в.

В XVIII столетии была продолжена христианизация населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений.

«Креститься в полгода»

В первой четверти XVIII столетия в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них формально воспринимали новую веру. Казанский митрополит Тихон доносил в Синод, что новокрещены «в церковь не приходят, и к приключающимся домовым своим требам священников не призывают, и не исповедуются, и умерших своих без священников же погребают сами».

В начале 10-х, а затем 20-х гг. Петр I подписывает несколько указов, которые ознаменовали собой новый этап христианизации. Так, в петровском указе от 3 ноября 1713 г. говорилось: «Великий государь указал в Казанской и Азовской губерниях бусурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и деловые люди православный христианския веры, сказать свой великого государя указ, чтобы они, бусурманы, крестились конечно в полгода». В противном случае «те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у их взять и отписать». Большинство татарских землевладельцев отказалось принять православие. Земли у них были отняты и переданы их крещеным родственникам или русским помещикам. Местные власти так организовали исполнение указа, что зачастую земли лишались и землевладельцы-мусульмане, не имевшие русских крепостных крестьян.

В 1715 г. последовал указ Петра I «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы.

Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.

Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края.

Во второй четверти XVIII столетия политика христианизации ужесточается. В 1728 г. местные власти получат предписание всеми возможными средствами, вплоть до смертной казни, остановить агитацию в пользу «старой веры» (ислама). Тех, кто отпадал от православия, отправляли для «увещевания и исправления» в монастыри. Началось и расселение мусульман и новокрещен.


Сейчас читают про: