Развитие экономики Японии

Япония является одной из наиболее высокоразвитых стран мира и важнейшим центром глобального экономического влияния. Её удельный вес в производстве МВП составляет примерно 7% (2,7-2,8 трлн. долл.), население – 127 млн. чел.; по величине валового продукта на душу населения Япония входит в первую десятку стран мира. Страна относительно бедна природными ресурсами, но её особенностью всегда было трудолюбие, дисциплинированность и высокая квалификация работников; нехватка же традиционных ресурсов стала одним из стимулов для интенсивного использования научно-технических факторов экономического развития.

После буржуазного переворота в середине XIX в. («революция Мэйдзи», 1867-1868 гг.) Япония пошла по пути капиталистической модернизации экономического и политического строя и сумела стать первым из государств за пределами европейской цивилизационной системы, превратившимся в эпоху Нового времени в великую державу. Во II мировой войне Япония потерпела поражение, после чего процесс модернизации резко ускорился. Проведенные в стране хозяйственные реформы, низкие военные расходы, высокая норма накопления и продуманная государственная экономическая политика привели к возникновению феномена «японского экономического чуда»: в 50-60-е гг. страна демонстрировала самые высокие в мире темпы экономического развития (в 50-е гг. среднегодовой прирост ВВП составлял около 15%, в 60-е – свыше 11%). Достаточно высокими оставались темпы развития и в 70-е гг. – 4,5% в среднем за год. В результате по объёмным показателям Япония превратилась во вторую экономическую державу мира, уступающую лишь США; в отдельные годы доля Японии в производстве МВП приближалась к 10%. Не менее важное значение имело совершенствование качественных показателей экономического развития: в 50-е гг. была осуществлена модернизация традиционных отраслей промышленности, в 60-е взят курс на развитие новейших отраслей, особенно электроники, а также автомобилестроения; при этом Япония активно адаптировала важнейшие достижения научно-технического прогресса посредством приобретения патентов и лицензий в ведущих научных центрах мира. С этого времени началась широкая торговая экспансия японских товаров на международные рынки; Япония стала мировым лидером в производстве и сбыте бытовой электронной техники и экономичных автомобилей среднего класса. Важным фактором международной конкурентоспособности японских товаров являлся низкий уровень издержек, обусловленный относительно невысокой средней заработной платой.

В 80-е гг. обнаружилась предельность ранее действовавших факторов экономического роста. Энергетический кризис стимулировал переход к энерго- и ресурсосберегающим технологиям: во второй половине 90-х гг. на производство единицы ВВП в Японии расходовалось на 40% меньше нефти и в два раза меньше железной руды, чем в 1980 г. Однако темпы экономического роста замедлились: в 80-е годы они составляли 3,8%, в 90-е – 1,8% в среднем за год. В 2000 г. прирост ВВП достиг 3,2%, в 2001 произошло сокращение его объёма на 1,5%, в 2002 г. имел место незначительный рост на 1%, за первое полугодие 2003 г. прирост составил 0,7%. Уступив вторую позицию по объёмным показателям ВВП Китаю, Япония, тем не менее, сохраняет мировые приоритеты в производстве компьютерной техники, новейшего оборудования, потребительских товаров длительного пользования и экономичных автомобилей.

В мировой торговле доля Японии составляет 7-8%; её удельный вес в мировых золотовалютных резервах – около 13%. Экспортная квота и доля импорта во внутреннем потреблении характеризуются примерно одним и тем же уровнем – порядка 10,5%, что близко к соответствующим цифрам по американской экономике и примерно вдвое ниже среднемировых и западноевропейских показателей. В товарно-отраслевой структуре японского экспорта ныне доминирует производственное оборудование – примерно 60%, далее следуют промышленные полуфабрикаты – более 18% и потребительские товары длительного пользования – около 18%. В импорте основной статьёй является промышленное сырьё, топливо и полуфабрикаты – около 45%, почти четверть импортных товаров составляет производственное оборудование, весома и доля продовольствия – примерно 14% (уровень самообеспеченности продовольствием не превышает 50%). Основным внешнеторговым партнёром являются США – на их долю приходится почти 30% экспорта и около четверти импорта Японии; далее следуют страны Азии и Западной Европы. Наиболее быстро растут торговые связи Японии со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, которые использовали японскую модель развития в качестве образца для подражания; фактически сложилась устойчивая неформальная торговая группировка, динамика эволюции которой испытывает также ощутимое влияние экспорта японского капитала. Весьма привлекательным для стран этого региона оказался и удачный японский опыт «модернизации без вестернизации». Однако попытки Японии официально оформить создание интеграционного объединения под своей эгидой успехом не увенчались – сказался ряд геополитических факторов, позиция США и Китая и историко-психологические причины. Хотя после окончания II мировой войны прошло более полувека, в большинстве азиатских стран сохраняется настороженное отношения к любым проектам, которые могли бы быть истолкованы как новая попытка «собрать восемь углов света под одной крышей». Охотно расширяя чисто экономическое сотрудничество с Японией, эти страны неизменно противодействуют её формально-организационному, а, тем более, политическому лидерству.

Объёмы экономического сотрудничества Японии и СССР всегда были незначительны; после распада Советского Союза они ещё более сократились, чему способствовали как экономические факторы, особенно падение объёмов производства и затяжной экономический и системный кризис в России, так и усилившиеся реваншистские настроения в Японии в связи с проблемой так называемых «северных территорий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: