Уроков по истории средних веков 30 часов. 6 класс.
№ | Наименование глав (количество часов) | № урока | Тема урока | Содержание урока | Основные понятия, термины | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Введение в историю Средних веков. | Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века». | Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники | Страницы 6-13 | |||||
1. | Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа) | Великое переселение народов и образование Германских королевств. | Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Расселение франков, занятие, общественное устройство. | Великое переселение народов, государство, христианство, арианство,. | §1 вопрос 4 | |||
Христианская церковь в раннее Средневековье. | Религия в жизни средневекового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устройство христианской церкви. Монашество на Востоке и на Западе. | Христианские богословы, отцы церкви, догмат, ереси, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерархия, Символ Веры, Евангелие, Библия. | §2 вопросы 1-4 | |||||
Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. | Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел. | Магнат, феод, феодал, усобицы, бенефиций, майордом, империя, реформа, усобица, | §4 вопрос 4 | |||||
Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—XI вв. | Образование государств в Восточной и Западной Европе. Политическая раздробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение | § 5 вопрос 4,письменно | |||||
Византия и славянский мир(2 часа) | Византийское тысячелетие. | На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василевса. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь. | Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», кодекс Юстиниана внутренняя политика, внешняя политика, греческий огонь | §5 повторение дат | ||||
Образование славянских государств. | Истоки истории славян. Великая Моравия и судьбы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша. | Миссионеры, глаголица, кириллица | §7 вопросы 1-5 | |||||
3. . | Арабский мир в VI-XI веках (2 часа) | Рождение новой религии. | Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман. | Ислам, мечеть, мусульманин, хиджра, Коран, Сунна, шариат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть | §8 задание 2 | |||
Мир ислама. | Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво. | Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты | § 9 вопросы 1-9 | |||||
. | Феодальное общество (3 часа) | Сеньоры и вассалы | Рождение нового устройства общества. Три сословия. Сеньоры и вассалы. | Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное государство, феодальная лестница | §10 вопросы1-3 | |||
Средневековая деревня. | Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство. | Повинности, лично зависимые крестьяне, трехполье, натуральное хозяйство, община. Крестьянская повинность, барщина, оброк | § 11 вопросы 1-5 | |||||
Средневековый город. | Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. | коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр | § 12 вопросы 1-6 | |||||
Католическая церковь в ХI-ХIII веках (2 часа) | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | Сила и слабость церкви. Разделение церквей. Папа против императора. Ереси и борьба с ними церкви. Нищенствующие монахи. | Индульгенция, католическая цер-ковь, клюнийская реформа, православная церковь, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу», анафема, таинства, конклав, еретик, инквизиция | § 13 вопросы 1-5 | ||||
Крестовые походы. | Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов. | Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден | § 14 задание 2.Составить таблицу | |||||
. | Разные судьбы государств (3часа) | Франция: долгий путь к единству. | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах Генеральные штаты во Франции. | Судебная процедура, Генеральные штаты, сословие, сословная монархия | § 15 вопросы 1-4 | |||
Англия: от Нормандского завоевания до парламента. | Англия после нормандского завоевания. Могущество королевской власти в конце XI — XII в. Анжуйская держава. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты англ. парламента. | Шериф, графство, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности» | § 16 задание 3.Составить план. | |||||
Несбывшиеся надежды герман-ских императоров | Император, князья и борьба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папством. Рождение Швейцарии. «Золотая булла». | Междоусобица, миссионеры, колонисты, кантоны, курфюрст, ломбардская лига городов | §17 вопросы 1-7 | |||||
Культура Западной Европы в ХI-ХIII веках | Образование, нау-ка и философия в эпоху расцвета Средневековья | Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. | Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия | § 18 вопросы 1-5.задание 6,составить рассказ | ||||
Время соборов (2 часа) | Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. | Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка, паломничество | § 19 вопросы1-5 | |||||
8. . | Западная Европа в ХIV-XV веках (4 часа) | Столетие бедствий | «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | «рабочее законодательство», амнистия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия | §20 вопросы 1-5 | |||
Самая долгая война в истории | Причины и начало Столет ней войны. Этапы войны. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. | Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет, | §21 вопросы1-5 | |||||
Трудный путь к торжеству королевской власти | Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. | Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм | § 22 вопросы1-4 | |||||
Культура Запад-ной Европы в XIV- XV -вв: новые горизонты | Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. | Линейная перспектива, гуманизм, книгопечатание, личность, портрет, инкунабула, Возрождение | §23 вопросы1-7 | |||||
9. | Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV-ХV веках (2 часа) | Польша и Чехия: время расцвета | Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. | Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умерен-ные, латники, Ян Гус, Ян Жижка | §24 вопросы 1-6 | |||
Полумесяц против креста | Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. | Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния | § 25 | |||||
10. | Страны Азии, Африки и Америки. (3 часа) | Индия,Китай, Япония. | Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Вехи китайского Средневековья. Волны нашествия с севера. Особенности политического развития Китая. Вершины Китайской культуры. Японское средневековье. | Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство, пагода, пейзаж, война шэньши | § 26. Вопросы 1-9 | |||
В глубинах Азии: державы Чингис-хана и Тимура | Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. | Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах | § 27. Вопросы 1-4 | |||||
Народы и государства Африки и Америки | Два мира одного континента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца | Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибчамуиски, инки, кипу | §28. Вопросы 1-8 | |||||
29. | Обобщение | Значение Средневековья в мировой истории и культуре. Итоговая контрольная работа. | Подготовиться к итоговой контрольной работе. | |||||
30. | Обобщение | Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическая литература:
1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)
2. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».
М., 2000 г.;
2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
Приложение 1
1. Карл Великий был:
а) королем Англии б) императором Франкского государства.
в) императором Западной Римской империи г) византийским императором
2. Какие территории входили в состав Византии?
а)Балканский полуостров. Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Закавказья
б)Балканский полуостров, Северная Африка, Испания
в)Северная и Южная Америка
3. На каком полуострове издавна жили арабы?
а)Апеннинском б)Балканском в)Аравийском
4.Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?
а)объединенное б)централизованное в)демократическое
5.В каком году произошел раскол христианской церкви на католическую и православную:
а) 1054 б)1154 в) 1254 г) 1354
6.Когда крестоносцы взяли Иерусалим?
а) 1147 г. б) 1099 г. в) 1242 г
7.Когда началась Столетняя война?
а) в 1337 г б) в 1300 г. в) в 1303 г.
8. Кто возглавил восставших крестьян во время «Жакерии»?
а) Гильом Каль б) Жак-простак в) Эдуард Исповедник
9.Как назывался орган сословного представительства во Франции?
а) Парламент б) Генеральные штаты в) Сейм г) Кортес
10.Где изначально образовалось Османское государство?
а)на северо-западе Малой Азии
б)на севере Африки
в)на востоке Балканского полуострова
11. Кто создал первую печатную книгу?
а) Фома Аквинский б) Марко Поло в) Иоганн Гутенберг
12.Расположите события в хронологической последовательности:
а) крестовые походы
б) создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
в) столетняя война
г) восстание Уота Тайлера
13. Кого называли «духовенством»?
а) язычников
б) служителей христианской церкви
в) племена франков
14. Грамота о прощении грехов, выдававшаяся в средние века католической церковью, называется:
а) реликвией б) дипломом в) трактатом г) индульгенцией