Концепции постиндустриального развития в современной соц Ф

1. Современное общ-во переживает достаточно сложн период в своей эв-ции. Эти процы получают свое оформление в концепциях постиндустриального развития.

2. Этапы.

3. Достоинства и недостатки. Соотношение индустриального и постиндустриального развития.

Сег перспективы развития прежде всего Зап, а возможно и всей человеч Ц наиболее глубоко разработаны в концепциях индустриальной, постиндустриальной, информационной Ц. Первоначально они возникли в рамках технократического направления в социально-философской мысли. Сег приобретают статус наиболее авторитетной социально-философской традиции для анализа современных глобальных цивилизационных трансформаций. Эти концепции обнаруживают «цивилизационный поворот», в перспективе переход целого человечества «на рельсы» нового цивилизационного пути. Концепции постиндустриального общ-а - это социологические и одновременно футурологические концепции, кот выделяют прогресс техники и технологии как осн фактор соц прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общ-а.

Можно выделить 3 осн этапа в разв всей сов-ти концепций:

1. 50-60-е г.г. Период первой «волны технократизма». В концепциях индустриального и постиндустриального общ-а К. Гэлбрейта, Д. Белла, З.Бжезинского, У. Ростоу преобладали техницизм, абсолютизация роли науки и техники в разв общ-а, оптимизм в отношении перспектив решения западным общ-м проблемы мат-го достатка («общ-во изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Оптимизм поддерживался высокой динамикой развития либерально-буржуазного общ-а, развертыванием 1-го этапа научно-технической революции (НТР).

2. 70-е г.г. В аналитических докладах такого влиятельного общественного объединения, как Римский клуб (основатель – Аурелио Печчеи), прогнозируется катастрофическое сползание человечества к ряду глобальных проблем: экологической, демографической, исчерпания природных ресурсов, углубления соц, эк, культурного разрыва между богатыми («1-й мир», «золотой миллиард») и бедными («страны третьего мира») странами, угрозы третьей мир войны и др. В соц мысли возрастают настроения «катастрофизма», «алармизма», пессимизма, отхода от техницизма; возрастает внимание к проблемам кризиса ценностной основы западного общ-а, критики основ техногенной Ц. Настроения поддерживаются глубоким социально-экономическим кризисом (1973 г.) западного социума.

80-90-е г.г. Период второй «волны технократизма». В концепциях Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Несбита, Е. Масуда, Р. Арона происходит возврат к настроениям соц оптимизма на волне успехов 3-го этапа НТР (микроэлектронная революция, компьютерная революция), а также в рез-те бурного развития экологических проектов и решений (с 70-х по 90-е г.г. – т.н. «экологическое двадцатилетие»). Развиваются концепции постиндустриального и инф-ого общ-а.

Основоположником теории постинд общ-а (ПО) считается америк социолог Даниел Белл, кот в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общ-во». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном разв соц жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл – развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 осн периода: доиндустриальное (сельскохозяйствен), индустриальное (промышлен), постиндустриальное общ-во.

- В аграрн, трад общ-ве (Евр до 15-16 в.в.) доминирует «первичная сфера эк-ки – с/х, основ на рутинной технике и экстенсивной технологии; осн соц институты – армия, церковь, школа; это сословноу и дочтаточно закрытое общ-во – переход от одного сословия к другому вестма ограничен;- В ИО (Европа с 17-18 в.в. до сер. 20 в., некот страны Восточной Европы и Азии – 20 в.) преобладает вторичная сфера эк-ки – промышленная индустрия. Главными факторами развития становятся труд и капитал, а также борьба между основными классами – пролетариатом и буржуазией; главными институтами – фирма, банк; Главные черты ПО (США, Европа, Япония с сер. 20 в.): центральная роль теоретического знания, кот становится основой технологических инноваций; на первый план выдвигается произволство социальных услуг (медицина, здравоохранение, образование, инф-ция); создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам; рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов); переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области – здравоохранение, образование, социальное обслуживание; изм-е в характере труда – труд становится взаимодм между людьми, из проца труда исключаются прир и искусственно созданные материалы;

1) роль женщин, кот получают надежную основу для экономической независимости;наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии – осн черта ПО;

2) ситусы как политические единицы. Ситусы – вертикально расположенные социальные единицы: функциональные ситусы – научный, технический, административный, культурный; институциональные ситусы – эк предприятия, госучреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплексы, армия;

3) меритократия (власть знания): в ПО высокий статус и престиж обусловлены образованием и квалификацией. Иначе говоря, в ПО источник власти – знание;конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении нов дефицитов – инф-ции и времени;

4) экономическая теория инф-ции: ПО хар-тся не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании;торговля ТЕХНОЛОГИЯМИ;

5) важнейшим социальным институтом становится университет и в целом система образования; в культурном пространстве 20-го в. возникает новая отрасль – Ф образования;

6) в соц ст-ре общ-а появляются новые лифты соц мобильности – образование;в эк-ке появляются огромные транснациональные корпорации, они впоне могут конкурировать с экономическими возможностями отд нац гос-в.

Концепция постиндустриального общ-а сформировалась в двух осн вариантах: радикальная и либеральная. Радикальный вариант возник в работах французских социологов Ж. Фурастье, А. Турена и Р. Арона, исходивших из потребностей преодоления недостатков индустриальной Ц и возврата к ряду ценностей традиционного общ-а – пригородному образу жизни, реабилитации религии, более соответствующему экологическим стандартам ручному или полуручному труду и, на этой основе, «нулевому росту» производства и прекращению интенсификации труда, созданию «эк-ки услуг». Показательно, что этот вариант концепции закрепляет за новой цивилизацией ведущую роль не эк, а социально-культурных факторов социодинамики и стабильности мирового порядка на основе сближения уровней развития разл стран. Сравнивая три истор типа Ц – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, Белл делает обобщающее заключение о том, что их можно поним как три самостоятельные формы сообществ: естественную (взаимод Ч с естественной прир), технологическую (взаимод Ч с преобразованной им же прир) и социальную (взаимод между людьми как осн тип взаимод). Парадигме постиндустриализма близка концепция инф-ого общ-а (Масуда, Тоффлер). Белл, в частн, считал, что понятие инф-ого общ-а раскрывает новые черты развивающегося постиндустриального общ-а и является его дополнительной характеристикой, фиксирующей доминирование сферы именно информационных услуг. Информационное общ-во связано с превращением информатики и кибернетики в осн средства соц управления и регуляции человеческой деятельности. Знание же как важнейшая форма интел собс-сти превращается в гл ресурс общ-а. Инфосфера занимает ведущее место в обществе, определяя развитие эк-ки, политики, культуры, привносит радик изменения в соцст-ру.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: