double arrow

Восточные славяне и образование древнерусского государства

Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.

К эпохе средневековья восходит т.н. миграционная теория. Первым ее автором был древнейший летописец Нестор. В "Повести временных лет" он указал на Нижний Дунай и Паннонию (Венгрию), как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

Другая средневековая теория носит название "скифо-сарматской". Согласно ей, предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад. В роксоланах предков славян видел М.В.Ломоносов.

Крупнейший ученый начала XX в. А.Шахматов выдвинул "прибалтийскую" теорию славянской прародины.

Среди других теорий интересна "азиатская", выводящая славян с территории Средней Азии. Подтверждение этой теории её сторонники находят в "Велесовой книге", созданной якобы волхвами не позднее X в. Однако подлинность этого документа ряд исследователей ставят под сомнение.

Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего /индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Первоначальный ареал их расселения - от Прибалтики на севере до Карпат на юге. Некоторые ученые /напр. академик Б.Рыбаков/ считают, что упоминаемые Геродотом /V в. до н.э./ "скифы-пахари"- это и есть праславяне . Другие присоединяют к ним и еще один народ, упоминаемый Геродотом - невров, проживавших в лесах к северу от скифов.

К I-II вв. н. э. относятся сообщения /античных авторов /Тацита, Птолемея/ о венедах - народе, обитавшем по Балтийскому побережью и в Центральной Европе. Немцы и поныне именуют славян " вендами". Позднее венедами византийские источники именуют только западных славян, а восточные известны как "анты". Они обитали от низовьев Дуная до Дона.

В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло гуннское нашествие /IV в. н.э./. Нашествие гуннов вызвало массовые миграции в Евразии, продолжавшиеся по VII в. включительно, и получившие название "Великое переселение народов". Оно положило начало истории многих современных народов, в т.ч. и русского. Переселение славян шло в западном направлении вплоть до Эльбы, в южном

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. В хозяйстве активно использовались железные орудия, что позволяло получать излишки сельскохозяйственной продукции, которые использовались для обмена с другими народами.

В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины. Быт славян определялся характером их деятельности. Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

Верования восточных славян относятся к группе олитеистических. Строились многокупольные деревянные храмы, украшенные богатой символической резьбой. Изображения-обереги носились на теле, украшали жилища. Обряды совершались специальными жрецами и сопровождались музыкой, элементами театрализованных действий, плясками.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда, помимо одсечного земледелия, которое было связано с коллективным трудом, развивается еще и пашенное-отдельные семьи ведут хозяйство. Хозяйственная самостоятельность послужила толчком к распаду рожовых коллективов и появлению соседских общин;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями. Теперь люди объединены не родством, а общей территорией. Стало возможным покинуть родовую общину без риска остаться изгоем. Члены соседской общины могли пользоваться угодьями, кот принадлежали общине. Появляется частная собственность на орудия труда и землю. Значит, формированию государства способствует: развитие земледелия, отделения ремесла от земледелия, распад родовых общин внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности. Союзы объединяются в супер-союзы представляли начальную форму государственности. Союз во главе с киевом-основателем г киев и киевского княжества.(походы на Дунай и Византию) Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г. В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: Норманнская теория. Историки считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами В 862 г. Северные племена славян платили дань варягам и 859 новгородцы изгнали их за море, что привело к междоусобной борьбе. Славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторами ее были ученые: Г.Байер, Г.Миллер, М.М.Щербатов и Н.М.Карамзин. Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Сложилось до призвания варягов. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, М.С. Грушевский. Первый глава государства - Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи. в 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Визан­тией, расширивший договор 907 г. В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда. После смерти его правят сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.


Сейчас читают про: