Культура Киевской Руси. Принятие христианства

Младший сын Святослава Владимир (980-1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. В 8 веке славяне были язычниками. Стрибог - бог ветра, Велес - скота, Перун - грома и молнии, Мокошь - богиня рукоделия. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почи­таемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. Население отказывалось принимать новые представления о старых богах. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византий­ского (православного) образца.

Причины принятия христианства: языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли; расслоение общества требовало новой идеологии (христиан­ская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире); монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма).

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в.

Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом.

Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Херсонес, Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды.

Значение принятия христианства: усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; укрепление княжеской власти; появилась письменность на славянском языке (Кирилл и Мефодий), церковь стремилась ограничить рабство, объедение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко.

Культура Киевской Руси:

Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха), слово о законе и благодати Иллариона. Особенность эпоса – то, что простые люди с их переживаниями, а не князья и бояре. Начинается летописание - «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В архитектуре развиваются традиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Золотые ворота, соборы были украшены мозаикой и фресками. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и Спас Нерукотворный; книжная миниатюра.

Ремесленники создавали прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, черь). широкое распространение получили письменность и грамотность - были введены славянские азбуки, кириллица, глаголица (способы изображения чисел предпринимались). В Новгороде и Киеве были открытии первые школы. Ярославом мудрым была собрана библиотека.

Культура периода раздробленности:

С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простые и гармоничные формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка.

Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа.

Жилища: князья и бояре жили в бревенчатых хоромах, горожане - в небольших деревянных домах, сельские - в землянках и избах. Одежда: рубахи, плащи, меховые шубы, лапти, сапоги, носили все, но материал отражал соц положение. В числе развлечения охота (ловы), хороводы, пение, игра на гуслях, скоморошьи забавы. Христианство повлияло: вводилось единобрачие, славянские имена заменялись именами святых православной церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: