double arrow

Н.С.Хрущев и «оттепель» 1953 – 1964: личность и реформы


39.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне "поставила американский народ перед необходимостью править миром". Начался постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

Формирование "социалистического лагеря". ВКП(б) и коммунистическое движение. К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии. В том же году просоветский режим был установлен в Северной Корее. В октябре 1949 г. коммунисты пришли к власти в Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск (они были далеко не во всех странах "народной демократии"), сколько огромной материальной помощью. За 1945-1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора.

После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. Это отражало тот большой вклад, который левые силы внесли в разгром фашизма.

С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Однако в ходе этого "обмена" начались "проработки" целых партий, которые, с точки зрения Сталина, действовали недостаточно энергично против США и их союзников. Первыми такой критике подверглись компартии Франции, Италии и Югославии.

Затем началась борьба против "оппортунизма" в правящих коммунистических партиях Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. Чаще всего эта забота о "чистоте рядов" выливалась в сведение счетов, борьбу за власть в партийном руководстве. В итоге это привело к гибели тысяч коммунистов в странах Восточной Европы.

Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества. Этой участи избежал лишь лидер Югославии И. Б. Тито. Однако отношения СССР с Югославией были разорваны. После этого никто из руководителей стран Восточной Европы уже не говорил о "различных путях" к социализму.

Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. На четвертый день войска Севера заняли столицу южан Сеул. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. Вскоре союзные войска высадились у порта Чемульпо и начали освобождение южнокорейской территории. Успех союзников был неожиданным для северян и быстро создал для их армии угрозу поражения. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились.

Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.

5 марта 1953 умер Сталин, руководивший практически единолично Коммунистической партией и Советским правительством долгие годы. В результате закулисной борьбы первые места в партийно-государственной иерархии заняли: Маленков – председатель Совета министров СССР, Берия – первый заместитель Маленкова и одновременно руководитель объединенного министерства внутренних дел, куда вошли и органы госбезопасности, Хрущев – вначале секретарь, а с сентября 1953 первый секретарь ЦК КПСС.

С 1931 на партийной работе в Москве, с 1935 1-й секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б). В 1938 — марте 1947 и в декабре 1947 — 49 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944 — 47 председатель Совета народных комиссаров (Совета министров) Украинской ССР. Играл одну из главных ролей в организации массовых репрессий в Москве и на Украине. В Великую Отечественную войну член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант (1943). С 1949 секретарь ЦК и 1-й секретарь Московского комитета ВКП(б). С 1953 1-й секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1958-64 председатель Совета министров СССР. Член ЦК КПСС в 1934-66, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1939-64.

Один из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На 20-м (1956) и 22-м (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой т. н. культа личности и деятельности И. В. Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима — подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 и др.), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 и др.), обострение военного противостояния с Западом (берлинский, 1961, и Карибский, 1962, кризисы и др.), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964. Воспоминания Н. С. Хрущева были опубликованы в Нью-Йорке 1981.

Бесспорно, главным в реформаторской деятельности Хрущева было начало десталинизации общества. Его имя связано с историческим подвигом – разоблачение культа личности Сталина, началом ликвидации последствий его репрессивного режима, освобождением из тюрем и лагерей сотен тысяч безвинных людей, восстановлением их гражданских прав и доброго имени, новым курсом XX съезда партии.

В самом конце 1955 по инициативе Хрущева была создана специальная комиссия под председательством секретаря ЦК КПСС Поспелова по изучению материалов о репрессиях в 1930 – 1940-е гг.

Материалы этой комиссии легли в основу секретного доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в феврале 1956.

Через четыре месяца после исторического XX съезда КПСС, на котором страна узнала правду о Сталине, 30 июня 1956 было принято постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствии».

Реформы проведенные Хрущевым в экономике, не затрагивали её базисных основ и проводились главным образом в управленческо-административной сфере.

Так, в 1957 была осуществлена реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий. Но очень скоро в условиях жестоко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике. Это пытались преодолеть в 1962 укрупнением совнархозов. Были созданы республиканские совнархозы и Совет народного хозяйства СССР, а также государственные комитеты по отраслям промышленности, но должного эффекта не получилось. Местнические и дублирующие тенденции по-прежнему сохранялись.

Хрущевское руководство промышленностью привело к концу 1950-х – началу 1960-х гг. к возникновению следующих неблагоприятных экономических тенденций:

- значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности государственного бюджета, неконтролируемому росту промышленности группы «А» (производство средств производства)

- массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы из сельской местности и увеличению текучести кадров

- ощутимому снижению темпов экономического роста.

Ситуацию усугубило разделение партийных органов на промышленные и сельские, что в итоге привело к различного рода несогласованностям и вызвало недовольство партийно-государственных чиновников.

Хрущев всегда считал себя крупным специалистом в области сельского хозяйства и аграрного производства, поэтому он постоянно уделял внимание этой сфере: проводил реформы, предлагал различные новации, осуществлял те или иные кампании.

Аграрная политика Хрущева стоилась на основе представлений о преимуществах социалистической планово-распредилительной системы управлении и эффективности организационных мероприятий государства по совершенствованию экономических процессов, мифах о первенстве крупного общественного хозяйства над мелким, абсолютизации идеи «большого скачка» применительно к аграрному производству.

Как правило, выделяют два этапа аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Первый этап относится к 1953 – 1958 и характеризуется как наиболее активный и результативный, так как в этот период наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде.

Отдача пришла быстро, и в декабре 1958 Хрущев имел все основания заявить о «гигантском скачке в развитии сельского хозяйства»

Второй этап относится к концу 1950-х – 1964г. и характеризуется усилием административно-бюрократического нажима на аграрных сектор.

Повышению эффективности сельского хозяйства страны должны были способствовать административные реформы в этой сфере. Первая заключалась в ликвидации МТС и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательные последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.

Вдохновленный успехами советской науки и техники, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, масла и молока», однако эта политика потерпела полный крах.

В июне 1962 повысились цены на 30 % на мясо и на 25 % на масло. По стране прокатилась волна забастовок. Самый внушительный протест был в Новочеркасске, где произошли кровавые события.

На практике получалось, что реформы вроде бы сами по себе должны приводить к позитивным изменениям в обществе, в чем постоянно убеждала партийная пропаганда. Был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. XXII съезд КПСС утвердил новую программу партии, в которой утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Импульсивные хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, имели ярко выраженную социальную направленность на улучшение условий жизни населения. Регулярно повышалась зарплата в промышленности. В 1956 был отменен антирабочий закон 1940, прикреплявший работников к предприятиям. Обделенными, правда, оказались сельские жители, получившие Прево на пенсию только в 1964, и их пенсионный барьер был на 5 лет выше, чем у остальных категорий трудящихся.

Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. То, что мы сейчас с пренебрежением называем «хрущобами», в 1950 – 1960-е гг. было для людей новым, благоустроенным жильем, куда они с радостью переезжали из бараков и других строений без удобств.

Оценивая реформы Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

- реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за её рамки

- сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, грубость Первого секретаря в общении приводили его к изоляции, подрывали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на Октябрьском пленуме 1964. Но Хрущев, проигравший схватку за власть, не был уничтожен, как это было бы сделано при Сталине, а лишь отправлен на пенсию. Возможно, изменение политического стиля, отказ от мести и борьбы на уничтожение стало одним из важнейших итогов «оттепели». Общество стало относительно плюралистичным – у людей складывались разные мнения по поводу основных проблем жизни общества, и они могли обсуждать их, хотя и не переходя рамки основных коммунистических догматов. СССР стал одним из ведущих государств мира в области науки и техники, одним из двух мировых гегемонов, распространившим свое влияние от Кубы до Вьетнама. Начался «золотой век» советского кинематографа. Улучшилась жизнь людей, но социальные улучшения были неустойчивы, как и вся политика Хрущева. К концу правления Хрущева усилились продовольственные трудности, связанные с ростом военных расходов. Его попытки сэкономить на вооруженных силах вызвала недовольство военных, административные реорганизации – бюрократии, груба защита официальной идеологии – интеллигенции. О политике Хрущева, будь то внедрение кукурузы или ссора с Китаем, распространялись анекдоты. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста, с приходом к власти Л. И. Брежнева «оттепель» была свернута.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА.

XX съезд партии стал самым важным, гигантским шагом Хрущева на пути к осознанию невозможности жить и управлять по старому, главным делом его жизни, обессмертившим его имя. В феврале 1956 г. на ХХ съезде ЦК КПСС культ личности Сталина был разоблачен.

Хрущев прочел свой сенсационный доклад о разоблачении культа личности Сталина на утреннем заседании 25 февраля. Во время чтения в зале отсутствовали гости, как отечественные, так и иностранные. Делегатам запретили делать какие-либо записи. В конце своей речи Хрущев так это объяснил: «Мы не можем допустить, чтобы этот вопрос вышел за пределы кругов партии, в особенности же чтобы он попал в печать. Вот почему мы его обсуждаем здесь, на закрытом заседании съезда. Нам следует знать проблемы, мы не должны давать оружие в руки нашим врагам, не должны полоскать наше грязное белье у них на глазах».

В чем же состояла огромная мощь доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях», который был частично принят 30 июня 1956 г. ЦК?

Во-первых, в докладе была нарисована страшная картина массовых репрессий против партийных, советских, хозяйственных работников, военных, против целых наций и убедительно доказано, что инициатором, теоретиком и главным практическим организатором произвола и беззакония явился Сталин.

Во-вторых, сказав, что в руках Сталина сосредоточивалась власть, Хрущев косвенно признал: по существу речь шла о единоличной тиранической диктатуре.

В-третьих, Хрущев привел убедительные факты, свидетельствующие, что Сталин был творцом культа собственной личности, что он собственной рукой вписывал в свою биографию обширные строки прославлявшие его.

В-четвертых, Хрущев объявил ошибочным физическое уничтожение участников партийных оппозиций. По существу, Хрущев вплотную подошел к тому, чтобы признать не верным даже исключение из партии бывших ее идейных противников, осудивших свои прежние взгляды.

В-пятых, Хрущев убедительно раскрыл вину Сталина в тяжелых поражениях советских войск 1941 – 1942 гг., в разрыве отношений с Югославией, осложнении мировых отношений с рядом других стран, в тяжелом положении сельского хозяйства после войны, в игнорировании коллективности руководства, голом администрировании, насаждении безынициативности, шаблона, страха, бюрократизации аппарата, «шпаргалочных» выступлениях даже на самых небольших совещаниях и заседаниях.

В-шестых, Хрущев похоронил миф о «великой дружбе» Ленина и Сталина, доведя до сведения делегатов тщательно скрываемое в течение многих лет от партии и народа предложение Ленина о смещении Сталина с поста генсека, а также письмо Ленина Сталину с требованием, чтобы Сталин принес извинения за оскорбление Крупской, и угрозой, что в противном случае он порвет со Сталиным отношениями.

Доклад Хрущева был гигантским, но лишь первым шагом на сложном пути низвержения идолов и догм. Время наложило на эти документы свой глубокий отпечаток. С позиции современной посттоталитарной эпохи, с высоты нашего уровня общественных наук ясно видны историческая ограниченность, узость, неполнота, субъективизм многих положений рассматриваемых материалов. Современные критики обвиняют Хрущева в том, что его речь на ХХ съезде была лишь важным инструментом в борьбе за личную власть. Существует точка зрения, согласно которой у Хрущева не было никакого права возлагать всю ответственность за репрессии на Сталина, в то время как он сам приложил к ним руку. Значит, если Хрущев и не упомянул о своей роли в терроре, то он и не обвинил никого из своих коллег по Президиуму. Это нельзя объяснить лишь страхом перед ответственностью. Хрущев, сделав достоянием гласности конкретные факты и цифры репрессий, не объяснил их подлинные причины, не сказал, кто же должен нести за них ответственность.


Сейчас читают про: