double arrow

СССР в 1964-1985 гг


Перестановки в высшем руководстве. На Пост первого секретаря ЦК
был избран Л.И. Брежнев (58 лет), более предсказуемый человек без ярких
лидерских качеств и вождистских амбиций, и потому он устраивал тогда
всех и рассматривался как временная фигура. Его слабость как руководи-
теля открывала возможность для всевластия партийно-государственной
бюрократии. Постепенно «коллективное руководство» в партии и государстве перешло в единоличное. Брежнев быстро продвигает на ключевые посты лично преданных ему и близких по складу мышления и стилю руководства людей (М.А.Суслов, Н.В. Подгорный, А.А. Кириленко, Д.А. Кунаев, В.В. Щербицкий, Н.А. Щелоков, К.У.Черненко и др.). Компетентностью выделялся председатель Совмина А.Н. Косыгин, не реализовавший свой потенциал из-за подчиненной роли в государственном руководстве. Провозглашенный Брежневым лозунг о необходимости преодоления волюнтаризма и более стабильной политики на практике означал конец переменам, нарастание консервативных тенденций (включая попытку реабилитации Сталина). Но поворот осуществлялся не сразу.

Попытка совершенствования хозяйственного механизма. В целях повышения эффективности производства и устойчивого экономического и социального развития в сентябре 1965 г. по инициативе Косыгина началась экономическая реформа в промышленности (готовившаяся еще при Хрущеве). Она предусматривала (помимо восстановления министерств) усиление экономических методов управления, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самоокупаемость, оценку работы по объему реализованной продукции и уровню рентабельности, материальное стимулирование работников по результатам их труда (а позже и дальнейшую концентрацию производства в форме объединений). В сельском хозяйстве (начиная с весны 1965 г.) также отказались от жесткого администрирования, увеличили вложения, повысили закупочные цены, ввели гарантированную денежную оплату труда, сократили обязательные поставки государству, восстановили в правах личные подсобные хозяйства, расширили мелиоративные работы и химизацию. Результаты реформы вначале оказались весомыми. Восьмая 5-летка (1965-1970 гг.) оказалась самой лучшей за все послевоенные годы: объем промышленной продукции увеличился (по официальным оценкам) на 50%, сельскохозяйственной на 21% (в предыдущие 5 лет на 12%), подтягивалась промышленность группы Б, несколько повысилась рентабельность производства, национальный до-ход вырос на 45%. Росла заработная плата, однако, в целом быстрее, чем производительность труда, вследствие доминирования в условиях хозрасчета групповых интересов над общественными. Но реформа не ставила задачу демонтажа командно-административной системы, не устранила диктата министерств, предпочитавших управлять директивным способом. Боязнь предоставить предприятиям действительную самостоятельность, расширять политическую и экономическую демократию (особенно после кризиса в Чехословакии в 1968 г.) определили торможение, выхолащивание и конечную неудачу реформы. Тем не менее, и первая половина 70-х гг. благодаря благоприятной экономической конъюнктуре (высоким ценам на нефть) в экономическом и социальном отношении оставалась относительно благополучной.

Нарастание политического кризиса. Брежнев по своим убеждениям был деятелем сталинской школы, консерватором, но в условиях все более раскрепощавшегося общества он вынужден был проводить компромиссную линию, камуфлировать свой консерватизм демократической фразеологией. Почувствовав себя увереннее во власти, Брежнев избавляется от неугодных (П.Е. Шелест, Г.И. Воронов, Д.С. Полянский, А.Н. Шелепин, К.Т. Мазуров), одновременно возвышая лояльных (А.А. Громыко, Г.В. Романов, В.В. Щербицкий, К.У. Черненко). Если в течение первого десятилетия Брежнев проявлял себя достаточно активно, то с 1976 г. он был тяжело больным человеком и фактически уже не обладал властью (оставаясь, однако, неравнодушным к наградам и почестям), но и в немощном состоянии он нужен был окружению для реализации своих властных амбиций.

Углубление политического кризиса с конца 60-х гг. проявлялось в: прекращении десталинизации общества, остановке реабилитации репрессированных, угрозе реабилитации Сталина; во всевластии и разраставшихся привилегиях партийно-государственной номенклатуры; обогащении и разложении значительной ее части; в многократном увеличении численности бюрократического аппарата (до 18 млн. человек, на содержание которых расходовалось 10% госбюджета); в кадровом застое, протекционизме, клановости в кадровой политике; падение авторитета многих высших руководителей (средний возраст членов Политбюро превышал 70 лет) и партии в целом; в растущем несоответствии официальной пропаганды (в частности, ее утверждения о построении в СССР развитого социализма) реальной действительности; в ограничении прав и свобод граждан, росте оппозиционных настроений и инакомыслия и активизации борьбы с ним.

Диссидентское движение вначале было представлено немногочисленной, но растущей частью интеллигенции, выступавшей в защиту гражданских прав и политических свобод, осуждавшей военную интервенцию в Чехословакию в 1968 г.; лицами еврейской национальности, требовавшими разрешения на выезд в Израиль; представителями репрессированных народов, добивавшихся восстановления их государственности (крымских татар, немцев Поволжья); а также зарождавшимися национальными движениями в Прибалтике, на Западной Украине; частью служителей церкви и верующих различных конфессий, протестовавших против запрета на церковно-религиозную деятельность; частью творческой интеллигенции, отстаивавшей право на творческую свободу. После европейского Совещания по безопасности и сотрудничеству (1975 г.) и формального признания СССР основных гражданских прав и свобод диссиденты и созданные ими комитеты и группы стали активнее разоблачать нарушения в СССР прав человека, закрепленных в новой Конституции СССР 1977 г. (считавшейся конституцией «развитого социализма»), устраивали различные акции протеста, распространяли нелегальную литературу. Для борьбы с растущим диссидентским движением КГБ использовал «профилактические» беседы, увольнение с работы, дискредитацию в общественном мнении, аресты, судебные процессы, тюремное заключение, ссылку, психлечебницы, высылку за границу (А. Амальрик, А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Солженицын, И.Бродский, П. Григоренко, А. Шаранский, А. Сахаров, В. Буковский, А. Гинзбург, Ю. Орлов, А. Марченко, Д. Дудко, А. Галич и многие др., а в общей сложности сотни людей, и гораздо больше тех, кто пользовался правозащитной информацией и приобщался к запрещенному искусству). Оппозиционная общественная мысль развивалась в различных направлениях - теория конвергенции, т.е. сближения социализма и капитализма в единое плюралистическое общество (академик А.Д.Сахаров); приверженцы «настоящего социализма» (Р. и Ж. Медведевы); сторонники неославянофильских ценностей (А.Солженицын) и др.

Кризисные процессы в экономике (особенно с середины 70-х гг.) вы-
разились: в постепенном замедлении экономического роста, падении основных показателей экономического и социального развития. За 18 лет
правления Брежнева ежегодный прирост национального дохода снизился с
9 до 2,6%, промышленного производства с 7,3 до 2,8%. Экономика развивалась преимущественно экстенсивно, т.е. вширь, но оказывалась невосприимчивой к достижениям НТП, неспособной к структурной перестройке в соответствии с требованиями постиндустриального общества, все больше отставала от развитых стран, особенно в применении новейших технологий, по производительности труда и уровню жизни. Валюта от возраставшего экспорта нефти и газа (170 млрд. долл.) пошла на импорт ширпотреба и продовольствия (для смягчения их дефицита), а не на обновление промышленных технологий, обнажая внутренние болезни централизованной экономики.

В результате снижения темпов экономического роста и участия в непосильной гонке вооружений обострялись социальные проблемы - продовольственная, жилищная, охраны здоровья, экологическая, демографическая, миграции сельского населения в города. За 15-летие материальный уровень жизни населения, несомненно, повысился, и минимальный продовольственный ассортимент был доступен каждому, но оставалась уравниловка в зарплате, широко распространились нетрудовые доходы, хищения, теневая экономика; при росте денежных доходов обострялся дефицит продовольствия и товаров. Стали ухудшаться демографические показатели - рождаемости, смертности, прироста населения, росли алкоголизм, преступность, наркомания ( в 1977 г. в тюрьмах находилось 1,7 млн. чел., в США - 400 тыс.). В национальное бедствие превратились взятки (чиновников, в торговле, милиции, медучреждениях, вузах). Разлагались нравы, усиливалась гражданская апатия, массовым было тунеядство, существовала скрытая безработица, параллельно существовали две культуры - официальная, разрешенная и запрещенная, нонконформистская.

Внешняя политика. Политический кризис в Чехословакии весной 1968г. возник на почве массового недовольства, стремления населения и части руководства КПЧ (А. Дубчек, О. Черник и др.) к обновлению социализма, приданию ему демократического, гуманного облика. Советское руководство расценило начавшееся брожение как угрозу социализму в Чехословакии и Восточной Европе и приняло решение о вводе войск стран Варшавского Договора. Оппозиция была подавлена, реформаторское крыло КПЧ заменено ортодоксами (Г. Гусак).

СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, в том числе и военную, во время его войны против крупномасштабной американской агрессии. В связи с большими потерями (58 тыс. убитых, 304 тыс. раненых) и осуждением агрессии американской и мировой общественностью США вынуждены были вывести войска, и в 1976 г. произошло объединение Северного Вьетнама с Южным. Продолжалось ухудшение отношений с Китаем (до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г.), вплоть до пограничных вооруженных конфликтов (остров Даманский на р. Амур, 1969 г.). С 1980 г. острый политический кризис переживала социалистическая Польша. Возникло и росло оппозиционное движение «Солидарность» (во главе с лидером-шахтером Л.Валенсой), для подавления которого было введено военное положение, и таким путем была сохранена власть правящей ПОРП (во главе с ее новым лидером В. Ярузельским). Кризис переживало и международное коммунистическое движение, которым КПСС по-прежнему пыталась руководить. Падало влияние компартий, в ряде из них произошел раскол, нарастали разногласия по вопросам стратегии борьбы и тактики деятельности.

СССР активно поддерживал социалистическое правительство в Чили во главе с президентом С. Альенде (1970-1973 гг.), Египет и Сирию в их борьбе против агрессии Израиля (1973 г.), национально-демократические революции в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, стремился использовать их в глобальном соперничестве с Западом.

СССР и Запад. Несмотря на борьбу двух сверхдержав за влияние в «третьем» мире, первая половина 70-х гг. была отмечена разрядкой международной напряженности. Улучшились отношения между СССР, восточноевропейскими и западными странами, были подписаны новые соглашения об ограничении наращивания стратегического оружия. Прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с участием 35 государств) и подписан Заключительный акт (1975 г.). Расширялась взаимная торговля, культурное, научное сотрудничество, участились встречи высших руководителей. Но с конца 70-х гг. наметившийся процесс разрядки и сотрудничества затормозился и вновь (ввиду разных причин) наступило ухудшение отношений СССР и Запада, но особенно с США. Крайне отрицательный международный резонанс вызвало военное вмешательство СССР в гражданскую войну в Афганистане (начавшееся в декабре 1979 г.). Оно мотивировалось защитой стратегических интересов СССР в этом регионе и интернациональным долгом. Ставилась задача помочь новому демократическому руководству Афганистана (Н.М.Тараки), осуществлявшему революционные преобразования в стране, но не пользовавшемуся поддержкой большинства народа. Был свергнут оказавшийся у власти проамерикански настроенный Амин и поддержан просоветски действовавший Бабрак Кармаль.

Многие просчеты внешней политики СССР объяснялись закрытым характером ее формирования, идеологической детерминированностью, нацеленностью на военно-стратегическое соперничество с США (при значительно меньших экономических возможностях, а значит за счёт низкого уровня жизни в стране), непониманием правящей верхушкой реальной ситуации в мире. В результате СССР оказался практически изолированным от современных глобальных процессов в мире (в области новейших технологий, информации, прав человека, культурного обмена, экологии), что наносило немалый ущерб самой стране.

Кризис в высшем руководстве. Первая половина 80-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны. После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. (на 76 году жизни) Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 68-летний Ю.В. Андропов (с 1967 г. председатель КГБ, давно страдавший болезнью почек). За полтора года своей деятельности на новом посту он инициировал борьбу за укрепление государственной и трудовой дисциплины, социалистической законности, начал широкую кампанию против коррупции в высших эшелонах власти. Стратегической задачей он считал совершенствование социализма и осуществление для этого умеренных реформ. Пребывание у власти в течение чуть более года (с февраля 1984 г. по март 1985 г.) 70-летнего К.У. Черненко, напротив, усилило консервативное крыло в руководстве. Правительство СССР с 1980 по 1985 г. возглавлял Н.А. Тихонов (1905 г. рождения). Внутреннее и внешнеполитическое положение СССР все более настоятельно требовало радикальных перемен. Из трех реальных претендентов на роль заместителя при больном Черненко (Г.В. Романов, В.В. Гришин, М.С. Горбачев) большинство Политбюро ЦК сделало выбор (с перевесом в один голос) в пользу младшего из них – Горбачёва.


Сейчас читают про: