double arrow

Методические рекомендации. Предметом курса является изучение главных событий мировой и отечественной истории. Хронологические рамки курса охватывают период от Древней Руси до нач. ХХI


Краткое содержание

Предметом курса является изучение главных событий мировой и отечественной истории. Хронологические рамки курса охватывают период от Древней Руси до нач. ХХI в.

В курсе подробно исследуются проблемы формирования государственности, опыта реформ и контрреформ, сущности общественно-политических движений, революций, причин и результатов войн; дан также анализ основных факторов, повлиявших на историческое развитие России. Важную часть курса представляют вопросы экономического развития страны на различных этапах. Особенность изучаемого курса состоит в том, что история России рассматривается в контексте мировой истории.

В истории человечества известно три типа цивилизаций – восточный, западный и цивилизации природного типа. С позиций цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному варианту. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность ее истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, природно-климатический, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ, значимости сословного строя и др. На различных этапах отечественной истории проявление этих основных факторов имело разное значение. Однако эти особенности не исключали Россию из семьи европейских народов и мирового цивилизационного процесса. Что же касается современности, то в нынешнем взаимосвязанном и взаимозависимом мире процессы интеграции становятся доминирующими.

Изучая тему, важно уяснить, что исторический процесс - это история всего человечества. Он охватывает все события, происходившие на Земле за всю историю человека. Знание истории прошлого помогает понять смысл происходивших событий и извлечь из опыта истории практические уроки, необходимые для профессиональной и общественной деятельности. Обратите внимание на понятия «история», «общество», «государство». Дайте определение понятия «Отечество». Что означает это понятие лично для Вас? Свой ответ аргументируйте.

Далее раскройте суть, формы и функции исторического сознания. Какая функция исторического сознания важна для Вас (познавательная, воспитательная, дидактическая и т.д.)? Почему?

Раскрывая значение изучения России, расскажите, что об этом писали Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Л.Н. Гумилев, другие отечественные и зарубежные историки. Что означают понятия «цивилизационный подход», «формационный подход»? Какой из них находится на вооружении отечественных историков? Какому подходу отдают предпочтение зарубежные ученые? Чем Вы объясните возрастание интереса к истории в нашей стране? Каково Ваше отношение к изучению отечественной истории?

Обратите особое внимание на характерные черты циклического (восточного) типа цивилизации. Какую роль играет государство в обществах восточного типа? Каково положение человека в таких обществах? Назовите страны, где широко распространен восточный тип цивилизации.

Далее проанализируйте суть прогрессивного типа цивилизации (западной цивилизации). Где она возникла? Какие этапы в своем развитии прошла западная (европейская) цивилизация? Что характерно для современной Европы? Определите основные черты современной западной цивилизации.

Покажите, каково место России в системе мировых цивилизаций? К какому типу цивилизаций относится Россия и почему? Как сегодня решаются проблемы: взаимодействия цивилизаций? сохранения их самобытности? Поразмышляйте над проблемой: исторический опыт взаимодействия России и других стран СНГ. В каком направлении идет поиск новой модели взаимоотношений?

В заключение подчеркните, что мировая цивилизация едина, но разные типы цивилизаций и каждое государство развиваются по-своему.

Уясните, что мировой исторический процесс развивается по всеобщим законам. Назовите основные группы факторов мирового исторического процесса. Подчеркните, что общие закономерности исторического развития проявляются в разных странах по-разному и история любого государства имеет свои особенности. В этом и проявляется многообразие исторического процесса.

В чем Вы видите особенности российского исторического процесса? Раскройте суть и значение основных из них: роль географического фактора, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ, роль и место сословного строя, роль церкви и др. Покажите, что современная Россия, несмотря на свою самобытность, неразрывно связана со всей мировой цивилизацией. Проверьте свои знания по данному вопросу, заполнив таблицу «Особенности проявления в России факторов всемирного исторического процесса».

Характеризуя исторические этапы развития Российского государства в IХ – нач. ХХI вв., определите хронологические рамки каждого из них. Сравните периодизацию истории, которую дали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Дайте краткую характеристику основных этапов истории России.

В заключение подчеркните важность изучения отечественной истории. Обоснуйте свое отношение к утверждению, что познав историю своей страны, взаимовлияние государств друг на друга, мы сможем больше дорожить нашим прошлым - во имя будущего.


Сейчас читают про: