double arrow

Основные понятия. Вопросы и задания к документам


План

Вопросы и задания к документам

Ф.И. Тютчев.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходимо знать историю?

2. Что означает понятие «история»? Какое краткое определение истории дали древние римляне?

3. Какими основными источниками пользуются в познании истории?

4. Каких русских историков Вы знаете? Как они трактуют значение истории?

5. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций Вы знаете?

6. К какому типу цивилизаций относится Россия и почему?

7. Какова периодизация истории России?

8. Какие этапы всемирной истории совпадают с хронологическими рамками курса «Отечественная История»?

Работа с источником:

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Русские историки о роли истории:

1. Н.М. Карамзин. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ея листы как мореплаватели на чертежи морей....

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственные чувства, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

2. В.О. Ключевский.Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других...

...Из науки о том, как строилось человеческое общество, может со временем - и это будет торжеством исторической науки - выработаться и общая социологическая часть ее - наука об общих законах строения человеческих обществ.

Об особенностях русского исторического процесса:

Умом - России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

4. Л.В. Милов.В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями труда, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды...

Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.

5. B.О. Ключевский.История России есть история страны, которая колонизуется.

6. И.В. Киреевский. Но в том-то и заключается главное обличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня, - стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою.

1. Что такое история по Карамзину Н.М.?

2. В чем, по мнению В.О. Ключевского, состоит практическая цель изучения отечественной истории?

3. Прокомментируйте строки Ф.И. Тютчева о России. Согласны ли Вы с утверждением поэта? Означают ли слова первой строки непредсказуемость России и непроявленность ее истории?

4. О каких особенностях русского исторического процесса говорится в документах 4, 5, 6? Как Вы думаете, присущи ли эти особенности современной России? Используйте эти документы при заполнении таблицы.

Тема I. Восточные славяне в VI – VIII вв. Образование и развитие Древнерусского государства - Киевская Русь.

1. Первые политические объединения у восточных славян.

2. Образование древнерусского государства.

3. Проблема норманнского влияния и «дух центров» в образовании государства у восточных славян.

4. Древняя Русь и её соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Арабский халифат.

5. Упадок Киевской Руси и его причины.

Государство, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория, вервь, хазары, половцы, князь, погост, дружина, печенеги, летопись, холопы.

Цели: уяснить закономерности и особенности развития европейского Средневековья и Древней Руси; выявить предпосылки создания государственности на Руси и сущность основных этапов развития Древнерусского государства.

После изучения темы студент должен знать:

1. истоки русской государственности: сущность норманнской и антинорманской теорий;

2. характерные черты становления Древнерусского государства и этапы его развития;

3. особенности социально-экономического развития Древнерусского государства;

4. сущность политического строя Киевской Руси, его структуру;

5. значение принятия христианства для судеб русского государства;

6. основные понятия и исторические термины.


Сейчас читают про: