double arrow

Февральская революция. Направления научных исследований в университетской психологии военных лет и в 50-е годы


Направления научных исследований в университетской психологии военных лет и в 50-е годы.

Развитие психологии в структуре воссозданного философского факультета в годы Великой Отечественной войны под руководством С.Л.Рубинштейна. Создание кафедры психологии и двух отделений по подготовке психологов.

Развитие психологии в университете в 20-е годы ХХ века в связи с общественно-историческими условиями и реорганизацией университета.

Роль Г.И.Челпанова в становлении университетского психологического образования и в развитии психологических исследований. Вехи биографии в связи с общественными условиями.

Развитие психологических знаний на историко-филологическом факультете в рамках философии в XIX в. (П.Д.Юркевич, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Вл.С.Соловьев).

Психологические идеи в деятельности юристов.

Константин Дмитриевич Кавелин-правовед, историк, философ, публицист, ученый и общественный деятель, друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу проводил считавшийся в то время очень радикальным взгляд об освобождении крестьян с землей, с предоставлением им права выкупа своего надела в собственность. В ряде статей по поводу различных философских вопросов пытался противодействовать материалистическим тенденциям 60 - 70-х годов прошлого столетия, в частности вел полемику с известным физиологом Сеченовым, проводившим в своих "Психологических этюдах" материалистическое понимание психической деятельности.




Этнопсихологическая проблематика была одной из важнейших в его творчестве. В работе "Очерк юридического быта Древней России" (1847), он наметил план этнографических и этнопсихологических исследований, предполагая, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни. Этнографические исследования К.Д. Кавелина привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта. Занимаясь изучением русской истории, ученый обосновал основной принцип культурного прогресса: он возможен там, где есть развитая личность (однако при этом свобода как необходимое условие развития личности им игнорировалась, что и послужило одной из предпосылок его идейного разрыва с революционными демократами.

Кавелин считает, что психическое не может и не должно быть сведено к физиологическому. Психическому Кавелин приписывал свойства идеальности, сознательности и произвольности и, обосновывая приобретение психологией статуса положительной науки, считал, что успехи естествознания раскрывают у человека только одну материальную сторону, а другой, духовной стороной должна заниматься как раз психология. Духовную сторону Кавелин, не без влияния идей Вундта, предлагал изучать и через внутреннее зрение, и через проявления ее в продуктах культуры у разных народов в разные времена. Психология, указывал Кавелин, превратится в положительную науку лишь после того, как сделает главнейшим объектом изучения эти внешние проявления человеческого духа.



Л.М.Лопатин - преподавал на кафедре философии, написал множество статей по философии и психологии. Вошел в историю русской философии и психологии и как автор собственной оригинальной системы, которую называл «системой конкретного спиритуализма» («Психические явления ничем нельзя объяснить, кроме души…как самостоятельном источнике и носителе субъективных явлений, переживаемых нами»). Органичной частью философской системы Лопатина были его психологические взгляды, изложенные им в статьях по наиболее общим вопросам психологии – о понятии «душа» , о явлениях и сущности сознания, о бессознательной душевной жизни, о параллелистической теории душевной жизни, о методе самонаблюдения и др.

Н.Я.Грот - был привлечен в Москву стараниями М.М.Троицкого. В целях подготовки к преподавательской деятельности пробыл год за границей, в Германии, изучая философию, анатомию и физиологию. Психику Грот рассматривает как «один из видов взаимодействия организма с окружающей средой с целью приспособления внутренних отношений к внешним». «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов» (1882) Грот рассматривает познавательную деятельность как «совокупность движений и действий…, направленных к развитию явлений объективной восприимчивости». За эту книгу в 1883 г. Гроту была присуждена степень доктора философии.



С 1886 г. Грот становится профессором кафедры философии Московского университета. В 1888 г. он был избран председателем Психологического общества. С избранием Грота деятельность Общества необыкновенно оживилась, приобрела симпатии не только профессионалов, но и широкой публики . Он привлек к участию в работе Общества Л.Н.Толстого, А.А.Фета, Вл.Соловьева и др.

Научно-исследовательская деятельность Грота охватывала широкий круг философских и психологических проблем. Её результаты нашли воплощение в статьях, докладах и выступлениях в дискуссиях на заседаниях Психологического общества. Перечень и краткую характеристику своих работ в период деятельности в Московском университете Грот дал в «Автобиографическом очерке». В 1895 г. он выступил на заседании Московского психологического общества с большим докладом «Основания экспериментальной психологии». Идеи Грота об эксперименте как перспективном методе психологического исследования связаны с его мыслями о единстве психических и физических сил.

Грот читал лекции и проводил семинары по античной и новой философии, этике, психологии, причем в общем объеме часов преобладали философские курсы. Лекции, которые Грот читал для студентов, способствовали продумыванию и систематическому изложению того или иного вопроса, служили стимулом для научного творчества.

Первые психологи были философы. Например, Аристотель, создавший трактат «О душе».

Философский факультет был основополагающим Московского университета. Любой человек, кто хотел получить какую-либо специальность (юрист, медик и т.д.) должен был 3 года обучаться на Философском факультете, а далее – по своей специальности.

На Философском факультете изучалось много дисциплин: логика и метафизика, российская история и словесность, физика, алгебра, геометрия, астрономия и иностранные языки. Профессора кафедры не были выдающимися учеными – они были квалифицированными иностранными преподавателями. Но, несмотря на это, философия не так сильно была развита в России, в отличие от других стран. На философской кафедре не задерживались преподаватели, и из-за этих причин кафедра закрывалась несколько раз. Однако интерес к философии был большим, и поэтому многие ученые и профессора включали в свои труды и занятия философские вопросы, тем самым привлекая к ней внимание.

В Московском университете также создавались студенческие философские кружки: Белинского, Герцена и так далее. В них обсуждались выдающиеся направления в философии – Гегеля и Шеллинга. Обсуждались также вопросы жизни России, порядков России, жизненно важные философские вопросы, развивающие ум и интеллект.

В 1849году кафедра философии была закрыта, так как Николаю I не понравились многие лекции по философии, преподаватели и то, что философия не так хорошо развита в университете.

В 1863году кафедра была восстановлена, и в нее был приглашен П.Д. Юркевич. Этот профессор произносит перед всеми профессорами актовую речь «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». В своей речи он заострил внимание на роль философии в жизни человека. Нужно было поднять уровень философии, чтобы поднять уровень интеллекта и ума, повысить общую образованность в университете – вот была главная мысль речи.

Психология имеет дело с духовной реальностью, это очень отличающаяся реальность от всей действительности. Она настолько своеобразна, что к ней нельзя подступиться естественнонаучными методами. Он защищал идеалистические взгляды на психологию и полностью поддерживал метод самонаблюдения, так как считал это единственным способом изучения духовного мира. Выразил свой взгляд на психологию и естественнонаучные дисциплины в трактате «Язык физиолога и психолога».

В 1874 после смерти П.Д. Юркевича его сменил его ученик -М.М. Троицкий. Из всех философских направлений, он выбрал в качестве основного направления английскую эмпирическую философию и ассоциативную психологию. Он читал специальные курсы по теории ассоцианизма. Он является основателем русской эмпирической психологии. После М.М. Троицкого преподавателем стал Н.Я. Грот. Он читал курсы по психологии.

Одновременно с Гротом работал Л.М. Лопатин. Это философ – идеалист, последователь Лейбница. Читал курс психологии, создал прекрасный очерк о самонаблюдении в психологии, описывающий достоинства и трудности этого метода.

В. Соловьев – не преподавал психологию, однако он оказал огромное влияние на поэзию символистов Серебяного века. Он автор капитальных трудов и в том числе более 160 статей в словаре Брокгаузена и Эфрона.

27. Московское психологическое общество: цели основания, направления деятельности, этапы развития.

Психология собиралась из частиц, содержащихся во многих науках, и Соловьев предложил объединить все это в какое-то единое целое.

15 июля 1884 г. был утвержден Устав Психологического общества. Первое заседание – оно имело организационный характер – состоялось 24 января 1885 г. На нем Троицкий был избран председателем Психологического общества. И в 1885году было учреждено московское психологическое общество (МПО), работающее до 1922. Основателем был М.М. Троицкий, он привлек всех преподавателей Московского университета к созданию этого общества.

Идея создания психологического сообщества заключалась в том, чтобы объединить всех тех людей из различных естественнонаучных и гуманитарных наук, занимающихся психологией, в единое целое. Заседания проводились в Московском университете. На заседаниях поднималась проблема разногласий, разобщенности в разработке психологии. Психология должна разрабатываться как междисциплинарная наука.

Организация МПО была следующей: заседания проходили 2 раза в месяц, на которых проходили различные дискуссии по поводу психологических и философских проблем. Издавались также труды: наиболее интересные доклады на заседаниях и важные иностранные философские трактаты.

Следующая важная сторона деятельности МПО – создание первого психологического журнала «Вопросы философии и психологии». Журнал издавался в 1899 – 1918 годах. Этот журнал является важнейшим источником изучения психологии в этом периоде времени.

С 1885 до 1887 председателем МПО был М.М. Троицкий. Затем с 1887 по 1898 год председателем был Грот, этот период являлся расцветом психологического общества.

В обществе выступал Л.Н. Толстой, он поднимал важные вопросы психологии и пытался донести всем важность изучения психологии и ее продвижения. Помимо того, в развитии МПО сильно помог Соловьев: он написал очень важный доклад о вере «О причинах упадка средневекового миросозерцания». В этом докладе он рассмотрел вопрос о положении церкви и религии в жизни человека. Но его запретили публиковать, так как доклад был рассмотрен как угроза христианству, и был опубликован спустя 10 лет, после смерти Соловьева.

После смерти Грота председателем стал Лопатин, одновременно он являлся и редактором журнала. Преобладала нравственная тематика и этические проблемы. «Теоретические взгляды должны иметь нравственный смысл» - вот основная идея Лопатина, как и Грота.

После смерти Лопатина возглавил МПО И.А. Ильин с 1920 по 1922 год. Ильин – очень крупный мыслитель, в качестве диссертации он защитил работу о философии Гегеля, причем вместо того, чтобы получить просто магистра, он получил докторскую степень. Журнал перестал выходить в 1918 году, но остались заседания, которые, впрочем, начали превращаться в философские.

В 1922 году – Ильин и большая группа людей (философы) получили обвинение в контрреволюции, т.е. из-за несогласия с новым режимом России, и получили наказание: приговор к ссылке из страны без права возвращения в страну. Они были высланы на «философском пароходе».

Ильин активно действовал за границей как представитель своей отчизны – различные доклады, лекции среди иностранного общества. Основной проблемой, которую разрабатывал Ильин, была проблема духовной личности, а термин «личность» ввел американский психолог У.Джемс.

В МПО были заложены традиции отечественной психологической науки: высокая философская и теоретическая культура в исследовании, внимание к вопросам методологии и мировоззрения; здесь началась идея комплексного, междисциплинарного подхода к психологии.

Существует преемственность между МПО и созданием Московского психологического института. Создатель этого института Челпанов сохранил все устои, мысли и культуру МПО и воплотил их в институте.

С приходом в университет Г.И.Челпанова (1862 – 1936) в развитии психологии произошли принципиальные сдвиги: он сформировал и возглавил здесь крупную научную школу. Впервые его имя появляется в списке преподавателей историко-филологического факультета университета в 1891 году.Для вступления в должность профессора, в соответствии с университетским Уставом 1884 г., было необходимо иметь степень доктора. Докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности»Челпанов защитил в 1904 г. в 1907 г. перешел в Московский университет.

Челпанов проводил практические занятия по психологии в созданном им в 1897 г. философско-психологическом семинаре, который он называл «Психологической семинарией» в Киевском университете. С 1907 г. работа Семинария продолжалась на кафедре философии Московского университета, которую Челпанов занял в 1907 г. после смерти С.Трубецкого. С 1912 г. занятия в Семинарии были перенесены в Психологический институт.

Выдающаяся роль Челпанова в развитии университетской психологии заключается в создании Психологического института и разработанной им системы психологического профессионального образования. Институт стал крупным центром теоретической и экспериментальной психологии. Тематика ведущихся в нем научных исследований была разнообразной и разноплановой. В начале 1914 г. под редакцией Челпанова вышел из печати первый том Трудов Психологического института. В него вошли результаты экспериментальных исследований сотрудников института в области памяти, новых методов изучения реакций, а также материалы об Истории института, описание его устройства, организации занятий, отчет о деятельности Семинария при Московском университете за 1907- 1913 гг.

В 1917 г. Челпановым было предпринято издание специального психологического журнала. Его первый том под названием «Психологическое обозрение» вышел в двух книгах, в 1918 г. также в двух книгах вышел второй том, и на этом издание прекратилось . Журнал был призван отражать основные направления работы Психологического института, давать информацию о состоянии мировой и отечественной науки.

Официальное открытие Института состоялось под председательством ректора Московского университета профессора М.К.Любавского 23 марта 1914 г. С речью «О задачах Московского психологического института» выступил Г.И.Челпанов. Он произнес слова искренней благодарности Сергею Ивановичу Щукину, на благотворительные пожертвования которого был построен и оборудован институт.

Созданную Челпановым систему университетского психологического образования отличали высокий теоретический уровень подготовки в сочетании с культурой в области проведения экспериментальных исследований. Это достигалось посредством включения в психологическую подготовку как теоретических курсов по психологии, логике, философии, так и практических занятий по экспериментальной психологии.Таким образом, в начале ХХ века в Московском университете развернулась активная учебно-научная и организаторская деятельность Челпанова, под руководством которого преподавание психологии получило здесь значительное развитие.

За многолетнюю педагогическую и организаторскую деятельность в 1917 г. Челпанову было присвоено звание заслуженного профессора Московского университета.

29. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете: основание, задачи, направления работы

23 марта (5 апреля) 1914 г - торжественное открытие Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. В организации института важную роль сыграл крупнейший отечественный предприниматель и меценат Сергей Иванович Щукин (1854—1936), пожертвовавшего 120000 рублей на его строительство и оборудование. Он нередко участвовал в заседаниях Московского психологического общества, был избран его почетным членом. Им были выдвинуты 2 условия при передаче денег ректору университета: назвать институт именем его покойной жены — Лидии Григорьевны и поручить его организацию и руководство персонально Г.И.Челпанову, наиболее достойному этой миссии.

С 1910-1911 Челпанов проехался по наиболее крупным немецким и американским психологическим научным центрам для организации передового психологического учреждения в России. Уже к началу 1911 г.был разработан проект здания, а всего через 10 месяцев в тихом университетском дворе возвышался трехэтажный особняк. В следующие полгода институт был оснащен самым современным оборудованием, превосходившим по совершенству западные образцы. С сентября 1912 г. (за два года до официального открытия) началась регулярная работа института.

Первый этаж был целиком учебным. Здесь находилась большая аудитория на 300 человек, библиотека и кабинет директора, располагавшийся в одном из помещений теперешней библиотеки. Двери между вестибюлем и лестницей по идее Челпанова разделяли институт на собственно учебную и учебно-научную части. Они открывались для участников занятий в психологическом практикуме, располагавшемся на втором этаже, где помимо малой аудитории имелись специальные экспериментальные комнаты. Третий этаж отводился исключительно для занятий наукой.

Во «Временных правилах о Психологическом институте при императорском Московском университете», утвержденных 10 апреля 1912 г. Министерством народного просвещения, институт квалифицировался как «учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области». Это определило программу работы института — лекции по общему курсу психологии, лабораторные занятия, семинары по теоретической и экспериментальной психологии. Студенты, желавшие работать в институте, избирали тему для самостоятельного исследования.

Тематика научно-исследовательской работы первоначально касалась преимущественно теоретических вопросов: психо-физическая проблема, вопрос о предмете психологии, проблема личности и т. п. Основное место занимала общая психология, поскольку Г.И. Челпанов видел в ней базу, необходимую для развития других областей психологической науки, и отводил ей роль консолидирующей силы, способной сохранить единство психологии в период, когда стало общепризнанным ее значение для целого ряда смежных наук (педагогики, философии, медицины и др.) и начиналось интенсивное изучение ее специфических проблем.

Предметом экспериментальной работы в Институте были память, мышление, сравнение как своеобразный акт, связывающий элементарные и высшие умственные процессы, эмоции, представление, волевые. Интенсивно исследовался процесс ощущений. Цикл исследований по изучению реакций проводил К.Н. Корнилов.

Большое значение придавал Г.И. Челпанов вопросу о методах исследования, в связи с чем он подробно проанализировал значение экспериментального и аналитического методов в психологии.

Результаты интенсивной исследовательской работы получили отражение в двух крупных сборниках работ и в журнальных публикациях. Развитие психологической науки, усиление ее значения побудили Г. И. Челпанова организовать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (начал выходить в 1917 г., в 1918 г. прекратил существование из-за недостатка средств), где публиковались результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Реализуя учебно-научные задачи Института, Г.И. Челпанов регулярно пополнял его новейшей психологической аппаратурой и литературой. В самом институте было налажено изготовление некоторых видов аппаратуры. Очень рационально был составлен план и формы практических занятий со студентами. Результаты экспериментальной работы и способы работы с аппаратурой обсуждались на собрании участников практикума. На этой основе вносились уточнения в методику дальнейшей работы. В результате такой работы Г.И. Челпановым было создано пособие для студентов по экспериментальной психологии.

В 1917 году произошла Октябрьская революция – смена общественного устройства.

В 1919 г. в связи с потребностями нового общества в развитии прикладных направлений в Институте было создано отделение Прикладной психологии(зав. В.М.Экземплярский) с подотделами – практикум по индивидуальной психологии, практикум по психологии труда, практикум по экспериментальной педагогике. В 1920 г. при филологическом факультете, образовавшемся в 1919 г. после выделения исторического отделения из состава историко-филологического факультета, был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии (зав. Г.Г.Шпет).

Г.И. Челпанов после революции оставался директором Психологического института, руководителем психологических кадров. Структура сохранилась, но изменились условия проведения занятий и заседаний в Институте. В архиве Челпанова есть письма (1920), в одном из них он пишет своему ученику Щербине: «уровень студенчества понижается, научных занятий наладить нельзя – потому что все служат. Совсем нет книг. Но все же кое-что в университете делалось: наш факультет совсем вытеснили из нового здания, и все занятия теперь приютились в Психологическом институте».

В1921 году началась реорганизация университета: был упразднен историко-филологический факультет и создан факультет общественных наук. И студенты первого факультета были переведены в ФОН (создан в 1919). К этому факультету и был присоединен психологический факультет. В это же время было опубликовано обращение к русским ученым, в котором объявляется: свобода науки и научного исследования запрещаются, все должно быть в рамках партийного учения. Складывается новая ситуация в области методологических требований к науке. Ставится задача построить новую теорию в психологии с опорой на основные положения диалектико-материалистической теории: учения Маркса, Энгельса.

Челпанов попал под подозрение, что он по-старому мыслит развитие психологии, и наметились расхождения между его взглядами и взглядами властей. Корнилов писал очень много писем насчет деятельности Челпанова: что, мол, он идеалист, вразрез идет с философией Маркса и ставит вопрос, стоит ли вообще оставлять такого человека директором.

Ноябрь 1923Челпанов был уволен с поста директора, а также отстранен от профессорства. И директором Психологического института становится Корнилов. С уходом Челпанова ушли и многие преданные ему сотрудники. Обновился состав Психологического института: Корнилов привлек Выготского, Лурию, Леонтьева и других сотрудников для работы. Были созданы особые секции (их было 6), проводились рабочие научные конференции сотрудников института. Во время научных конференций Выготский представлял массу докладов по анализу мировой психологии и развитии теоретической концепции Корнилова. Основное место в работе Института стала занимать научно-исследовательская работа. Институт получил название Московского института экспериментальной психологии.

В 1921Корнилов выдвинул программу построение новой психологииреактологию, представляющую собой подробное изучение реакции. Однако Выготскому, Лурии и другим психологам не нравилась эта концепция, так как психология направлялась совершенно в другое русло, отходила от психики и сознания. Они вводили другие идеи: «Развитие человека идет за счет присвоения ценностей культуры, а если человек не усваивает этот опыт – человек остается полуживотным», то есть разработка концепции культурно-исторической психологии, которая стала называться культурно-исторической концепции Выготского-Лурии-Леонтьева. Эта теория является базовой для психологического факультета до сих пор, и именно по этой теории идет развитие нашего факультета. Примерно в это же время было раскритиковано направление Корнилова в одном из заседаний, и Корнилов был сдвинут с должности.

1931 г. – исключение историко-философского факультета, включавшего отделение психологии, из состава МГУ. Вплоть до начала Великой Отечественной войны исследования и преподавание по психологии в университете практически прекращаются. С 1931 по 1941 год психология была представлена в МГУ только в рамках Лектория Университета. Сложившаяся система подготовки психологических кадров перестала функционировать. Московский университет приостановил подготовку профессиональных психологов. Прекратились исследования по психологии, преемственность в развитии психологической науки в Университете прервалась на целое десятилетие.

В России была поставлена задача научного обоснования образования и научного обоснования производства для создания новой экономической базы. Это побудило создать две новых дисциплины – педология (наука о ребенке, как его воспитывать и т.д.) и психотехника (наука об изучении труда как деятельности, профессии, психологические требования и так далее. Получилось так, что педология включила в себя некоторую часть психологии, что поставило под вопрос существование второй. Возникли важные вопросы сопоставления этих двух дисциплин с психологией. Вообще психология стояла на месте, происходил поиск путей для ее дальнейшего развития. В сложившейся в 20-х – 30-х гг. ситуации прямых выступлений или скрывающихся под лозунгом перестройки психологической науки косвенных тенденций, объективно направленных на ликвидацию психологиив качестве первостепенной выступила задача сохранения психологии как науки.

На этом фоне становится особенно понятной значительность развиваемой в конце 20-х - начале 30-х гг. Л.С. Выготским культурно-исторической теории как учения о развитии высших психических функций. Однако Выготского сильно критиковали идеологи. С начала 30-х гг. в психологии как развитие культурно-исторической теории Выготского его единомышленниками и соратниками (А.Н.Леонтьев) начинает разрабатываться проблема деятельности, провозглашается переход от изучения абстрактно взятых психических функций к изучению участия психики и сознания в реальной жизни человека.

В это время появляется С.Л. Рубинштейн, работающий заведующим кафедрой в Ленинградском институте. С.Л.Рубинштейн выдвигает положение о формировании человека в процессе деятельности. Вышедшая в 1935 г. книга С.Л.Рубинштейна «Основы психологии» явилась первой работой, написанной с позиций принципа деятельности и представлявшей «попытку дать целостную систему психологии». Он изложил по-новому целостную систему мировой психологической науки и наметил новые пути дальнейшего развития психологии на основе марксизма.Проблема деятельности получила дальнейшую разработку в его книге «Основы общей психологии» (1940) и последующих работах.За эту книгу он получил высшую государственную премию.Исключительный вклад Рубинштейна заключается в том, что он отстоял важность психологии, написал книги-учебники по ней и не дал исчезнуть психологии в стране.

Университет был эвакуирован в Среднеазиатский университет в Ашхабаде. По приказу правительства был воссоздан Философский факультет (в 1941 году 25 декабря), а также филологический и экономический. Произошло воссоединение Психологического института с Философскимфакультетом. С этого времени в университете начинается процесс восстановления научной работы в области психологии, а также преподавание психологии.

По приказу были организованы специальные психологические лаборатории - госпитали. Научный состав лабораторий полностью комплектовался из сотрудников Университета. В них солдаты проходили реабилитацию. В этих госпиталях работали психологи и восстанавливали солдат. Два из этих госпиталей были оснащены психологами из Психологического института. Именно здесь развернулись научные исследования, в основу которых были положены идеи решающей роли деятельности в становлении нарушенных функций.

С1 октября 1942 в Московском университете была организована кафедра психологии. Она вошла в структуру философского факультета.Заведовать этой кафедрой и стать директором Психологического института предлагают С.Л. Рубинштейну. ). Возобновилась подготовка психологов и проведение научных исследований: Рубинштейн подобрал штат психологов из сотрудников Психологического института ( Леонтьев, Лурия, Эльконин, Гальперин и другие). Необходимо было создать на кафедре отделение для набора психологов, которое возникло в 1943 году.

В 1946 году правительство ввело преподавание психологии и логики в школах, а так же было создано отделение психологии, логики и русского языка. Развернулись и научные исследования по восстановлению высших психических функций, по мышлению, истории психологии и другим вопросам. Главной теоретической базой была теория С.Л. Рубинштейна: в основе была идея решающей роли деятельности. «Человек вне деятельности – это абстракция», - говорил Рубинштейн. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что привело к созданию школы Рубинштейна.

Произошла крайняя политизация и идеализация науки, преследования инакомыслящих и увольнение их с должностей. По университету прокатились дискуссии, затрагивающие разные науки, области культуры; навязывались обсуждения трудов Сталина по различным проблемам.

В 40-е годы началась борьба с космополитизмом (недостаточное развитие отечественной науки и преувеличение зарубежной науки). Космополитов, «пропагандирующих» зарубежную науку и, мол, недостаточно развивающих свою, увольняли и всячески критиковали.

В 1949 году Рубинштейн был подвергнут огромной критике, освобожден от всех должностей, но остался профессором кафедры Психологии. После заведующим кафедрой стал Теплов.

В 1951-1979 всей университетской психологией стал руководить А.Н. Леонтьев. Он организовал научные исследования по нескольким направлениям: психофизиологии (Е.Н. Соколов) по изучению нейрофизиологических основ психических процессов, нейропсихологии (А.Р. Лурия) по диагностике нарушений высших психических функций. Возникает и инженерная психология по исследованию психологических проблем, связанных с обслуживанием общественных систем (В.П. Зинченко). Общей психологией заведовал А.Н. Леонтьев; был и Гальперин, создавший общепсихологическую концепцию на факультете; Зейгарник создала патопсихологию.

После 1941 восстановилась линия развития психологии в Московском Университете, прерванная в 30-е годы, и психология продолжает развиваться до сих пор.

В 1946 году правительство ввело преподавание психологии и логики в школах, а так же было создано отделение психологии, логики и русского языка. Развернулись и научные исследования по восстановлению высших психических функций, по мышлению, истории психологии и другим вопросам. Главной теоретической базой была теория С.Л. Рубинштейна: в основе была идея решающей роли деятельности. «Человек вне деятельности – это абстракция», - говорил Рубинштейн. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что привело к созданию школы Рубинштейна.

Произошла крайняя политизация и идеализация науки, преследования инакомыслящих и увольнение их с должностей. По университету прокатились дискуссии, затрагивающие разные науки, области культуры; навязывались обсуждения трудов Сталина по различным проблемам.

В 40-е годы началась борьба с космополитизмом (недостаточное развитие отечественной науки и преувеличение зарубежной науки). Космополитов, «пропагандирующих» зарубежную науку и, мол, недостаточно развивающих свою, увольняли и всячески критиковали.

В 1949 году Рубинштейн был подвергнут огромной критике, освобожден от всех должностей, но остался профессором кафедры Психологии. После заведующим кафедрой стал Теплов.

В 1951-1979 всей университетской психологией стал руководить А.Н. Леонтьев. Он организовал научные исследования по нескольким направлениям: психофизиологии (Е.Н. Соколов) по изучению нейрофизиологических основ психических процессов, нейропсихологии (А.Р. Лурия) по диагностике нарушений высших психических функций. Возникает и инженерная психология по исследованию психологических проблем, связанных с обслуживанием общественных систем (В.П. Зинченко). Общей психологией заведовал А.Н. Леонтьев; был и Гальперин, создавший общепсихологическую концепцию на факультете; Зейгарник создала патопсихологию.

После 1941 восстановилась линия развития психологии в Московском Университете, прерванная в 30-е годы, и психология продолжает развиваться до сих пор.

33. А.Н.Леонтьев – основатель и первый декан факультета психологии. Первоначальная структура факультета и его дальнейшее развитие. Деканы факультета психологии.

В 1966 г. был организован факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, деканом которого стал А.Н.Леонтьев. Одновременно он заведовал кафедрой общей психологии факультета. В то время в школе Леонтьева разрабатываются едва ли не все проблемы психологической науки с позиций психологической теории деятельности. Сам Леонтьев в своих поздних работах затрагивает в основном теоретико-методологические проблемы психологии - «философию психологии», а также вопросы истории психологии, проблемы психологии искусства, психологии личности и др. Под руководством Леонтьева разрабатываются также проблемы эргономики и инженерной психологии, проводятся экспериментальные исследования восприятия и др.

К концу 60-х гг. А.Н.Леонтьева начало беспокоить то, что разработка категориального аппарата теории деятельности остановилась, а «деятельностным подходом» называют зачастую совсем не то, что заслуживало бы такого названия. И в 1969 г. на квартире А.Р.Лурии состоялась знаменитая дискуссия о теории деятельности.

В школе А.Н.Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных его видов. В рамках филогенетических исследований существеннейшим вкладом школы А.Н.Леонтьева в психологическую науку является концепция возникновения чувствительности и стадий развития психики в филогенезе. В рамках антропогенетических исследований Леонтьев, опираясь на марксистскую теорию трудового происхождения сознания, рассмотрел возможные условия его возникновения - 1) коллективность и 2) орудийная опосредствованность трудовой деятельности человека. В социогенетических исследованиях основной идеей является мысль Леонтьева о необходимости рассмотрения отношения между значениями (значениями-для-других) и личностными смыслами (значениями-для-меня) и механизмов «означения смыслов» и «осмысления значений». В рамках онтогенетических исследований основным вкладом А.Н.Леонтьева и его школы в психологию являются следующие идеи и проблемы. 1) Идея ведущей деятельности как деятельности, которая определяет психическое и личностное развитие на той или иной возрастной ступени и подготавливает возникновение новых типов ведущей деятельности в последующие периоды. 2)Учение об интериоризации как возможном механизме усвоения ребенком опыта человечества. 3) Разведение понятий «индивид» (природный субъект) и «личность» (социальный субъект) и рассмотрение развития личности как нетождественного развитию индивида процесса.В функционально-генетических исследованиях проблема соотношения процессуальных и образных аспектов психического разрабатывается в рамках едва ли не всех традиционных проблем психологии (т.е. проблем ощущения и восприятия, памяти, внимания, мышления и т.п.) как в рамках нормы, так и патологии.В рамках школы Леонтьева по-своему решается и одна из «вечных» проблем психологии –психофизиологическая. Психофизиологическая проблема решается в школе Леонтьева в форме так называемой антиномии-проблемы - психическая деятельность и невозможна без физиологической деятельности, и в то же время не сводится с ней, поскольку - в отличие от физиологической - является предметной по своему характеру деятельностью, ориентирующей субъекта в мире.

После смерти А.Н.Леонтьева (21 января 1979) деканом факультете был назначен профессор А.А.Бодалев, представитель Ленинградской психологической школ, выпускник отделения психологии философского факультета Ленинградского университета.Его установкой было не мешать продолжению дела Леонтьева. Он способствовал воплощению результатов научных исследований сотрудников и учеников А.Н.Леонтьева в монографии и докторские диссертации.

Как руководитель, в своей деятельности Бодалев считал важным обеспечить в работе факультета правильное соотношение трех ее сторон: теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной. Он организовал при факультете Центр психологической помощи семье.В 80-е годы важнейшей темой становится психология личности в различных контекстах: в связи с проблемами диагностики, восприятия человека человеком с изучением структур и динамики смысловых образований личности, с анализом личности в структуре внутрисемейных отношений. Разрабатывались социально-психологические проблемы исследования личности. В область исследований включается проблема общения, социально-психологического тренинга. На кафедре социальной психологии основной темой исследований становится проблема социального восприятия. В 80-е гг. продолжаются научные исследования в области теории деятельности, ее категориального аппарата; изучаются отдельные виды деятельности: трудовая, учебная, совместная деятельность. С позиций теории деятельности продолжается теоретическое и экспериментальное изучение познавательных процессов, сознания. Интенсивно разрабатывались вопросы изучения психической деятельности животных в онто- и филогенезе, в том числе и их прикладные аспекты.

В 2000 г. деканом факультета психологии избран и в 2005 г. переизбран на новый срок профессор А.И.Донцов. Он продолжил работу по совершенствованию и развитию структуры факультета В 2003 г. были организованы две новые кафедры: методологии психологии (зав. - докт психол. наук Ю.П.Зинченко) и психогенетики ( зав. – докт. психол. наук М.С.Егорова). В 2004 г. кафедры педагогики и методики преподавания в высшей школе и педагогики и педагогической психологии преобразованы в новую кафедру психологии образования и педагогики (зав. – профессор С.Д.Смирнов). В этом же году создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. – доцент М.Ш.Магомед-Эминов); лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации преобразована в научно- учебный центр психологической помощи.

С 2006 г. обязанности декана исполняет профессор Юрий Петрович Зинченко.

Вступление России в Первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, - все это породило массовое недовольство.

Февральская революция (также Февральская буржуазно-демократическая революция, Февральский переворот) — события вПетрограде февраля 1917 года, в результате которых в России де-факто была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства иПетросовета.

Символом Февральской революции стал красный бант, красные знамёна. Прежнюю власть объявили «царизмом» и «старым режимом». В речь вошло слово «товарищ».Но ее события пришлись на тяжелое для страны – военное – время. И, видимо, потому революция и власти не смогли закрепить и развить начатки демократических свобод. Здесь можно считать спецификой российской истории реальную роль большевизма в России. Ход революции был стремительным и породил феномен двоевластия в стране: Временное буржуазное правительство и Советы. Возникшая вскоре борьба между ними за власть и за умы масс привела к сворачиванию достижений Февральской революции. На фоне стихийных событий, выступлений масс и военной разрухи попытки самодержавия хоть как-то повлиять на события в стране кажутся нереальными и были обречены на провал.

Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в СССР — Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция, иные названия: Октябрьский переворот, большевистский переворот, третья русская революция) — одно из крупнейших политических событий в XX веке, повлиявшее на его дальнейший ход, этап русской революции, произошедший в России в октябре1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитетПетроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других — величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы[1]. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. С этим событием также связано много исторических мифов.

В конце 1920 — начале 1921 г. в Советской России нарастал всеобъемлющий кризис. В экономической области переплелись продовольственный (острая нехватка продовольствия), топливный (нехватка топлива) и транспортный (разруха на железнодорожном и водном транспорте) кризисы. К лету 1921 г. сильный неурожай в Поволжье обрек на голод десятки миллионов людей, из которых от 1 до 5 млн умерли. В политической сфере большевики столкнулись с серьезной угрозой четвертой революции (восстания крестьян и моряков Кронштадта, забастовки рабочих). Недовольные повсеместно требовали отмены продразверстки, свободы торговли, слова и печати, Советов «без коммунистов».
После дискуссии в партии большевиков по инициативе В. И. Ленина X съезд РКП(б) в марте 1921 г. заменил продразверстку продовольственным налогом, который был в два раза меньше. Остатки продукции крестьянам разрешалось реализовать самим. Этим было положено начало повой экономической политике (нэпу).
В 1921-1924 гг. в экономической жизни появилось множество новшеств. Была восстановлена свободная торговля, возрождено денежное обращение, проведена денежная реформа, в результате которой советский червонец стал конвертируемым. Было разрешено создавать мелкие и средние частные предприятия, для чего была проведена частичная денационализация. Государство предоставляло предприятия в аренду своим предпринимателям и зарубежным {концессия). Крестьяне получили право покидать общину и выбирать любые формы землепользования. Коммуны и колхозы, образованные в Гражданскую войну, распались, но получили распространение промысловые, кредитные, потребительские и другие кооперативы. Разрешалась аренда земли и применение наемного труда.
Государственные предприятия стали работать на началах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они сами добывали сырье, организовывали производство и реализовали свою продукцию через специальные торговые синдикаты. Был осуществлен переход на сдельную оплату труда и выплату заработной платы не натурой (продуктами, одеждой, мылом и т. д.), а в денежной форме, твердым рублем. В городах платными стали коммунальные услуги, транспорт, жилье, посещение театров, музеев, бань. В вузах появилась плата за обучение.
Главной целью нэпа стало стимулирование материальной заинтересованности россиян в результатах своего труда. В рамках нэпа начался переход от централизованных, строго регламентированных отношений к восстановлению нормальной рыночной экономики с развитыми товарно-денежными отношениями.

В Гражданской войне можно выделить пять этапов.
1. События до весны 1918 г. составили содержание начального этана, пролога Гражданской войны. Отряды Красной гвардии, большевизированные воинские части довольно легко подавляли первые антисоветские выступления: юнкеров в Петрограде; Керенского-Краснова в Красном Селе-Каледина, Дутова и других на Дону, Кубани (эшелонная война).
2. В феврале-марте 1918 г. началась иностранная интервенция против Советской России. В мае 1918 г. начался мятеж Чехословацкого корпуса и одновременно произошел ряд крупных антисоветских выступлений К лету 1918 г. на территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против Советской власти. Началась борьба не на жизнь, а на смерть. Во второй половине 1918 г Красная армия одержала первые победы на Восточном фронте заняв Поволжье и часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии были заняты Украина и Белоруссия.
3. После победы Антанты в Первой мировой войне возросла численность интервентов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере. При поддержке Англии, США, Франции в марте-мае 1919 г. белогвардейские силы развернули наступление с востока (А. В. Колчак), юга (А И Деникин) и северо-запада (Н. Н. Юденич). Но в мае-июле 1919 г. Красная армия перешла в наступление на Восточном фронте, заняла Урал, а затем при поддержке партизан и Сибирь. Осенью 1919 г. была окончательно разгромлена под Петроградом армия Юденича. Войска Южного фронта разбили армии Деникина и к марту 1920 г. загнали их остатки в Крым. В апреле-августе 1919 г. войска интервентов эвакуировались с Южной Украины из Крыма, Баку, Средней Азии. К началу 1920 г. советские войска взяли под контроль Север. Большевики называли 1919 г. годом решающих побед.
4. Весной 1920 г. против Совете* ш России выступила Польша. Из Крыма в Причерноморье выступили войска генерала П. Н. Врангеля. Красные войска могли взять Варшаву, но из-за ошибок командования потерпели поражение. По Рижскому миру Польша получила Западную Украину и Западную Белоруссию. В ноябре 1920 г. войска М. В. Фрунзе овладели Крымом. В декабре 1920 г. Гражданская война была объявлена оконченной.
' Большинство историков выделяют еще один период: в 1921-1922 гг завершилась трудная борьба на окраинах Российской империи Советская власть утвердилась на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Осенью 1922 г. Владивосток покинули японцы -последние интервенты.

27. Основные тенденции социально-экономического и политического развития СССР в 1920-х – 1930-е гг. Утверждение командно-административной экономики и тоталитарного политического режима.

Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы

Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:
1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;
2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.
В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основными целями индустриализации стали:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
2) достижение экономической независимости;
3) создание развитого военно-промышленного комплекса.
Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса», одновременно создав — колхозы, находившиеся под административным контролем.
В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в1937 г. вышел на второе место в мире после США.
К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. — 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства, а в 1932—33 гг. в южных регионах страны разразился голод, унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:
1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;
2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;
3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна — на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).

Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относятся:

1. верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2. сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3. монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4. господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5. централизованная система контроля и управления экономикой;

6. полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7. существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8. полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9. подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10. подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие, как уже отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д.

Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:

· действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров;

· подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;

· снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

К каким последствием привела политика массовых репрессий? С одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

Командно-административная система - вид экономической системы и способорганизации общественных отношений, для которого характерны: жёстокийцентрализм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господствопартийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлиннойдемократии. Командная экономика - это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Все решения по основным экономическим проблемампринимает государство. Все ресурсы составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного.

Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей. На практике это означает полное огосударствление экономики. Монополизм в производстве тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен порождает дефицит и чёрный рынок. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения воплощается в номенклатурных уровнях распределения и монопсонии государства как единственного потребителя, представляющего интересы всего населения. Доход в обществе зависит от статуса, чина, должности, что выражается в неравномерности распределения доходов в обществе, причём не только номинальных, но и, что особенно важно, реальных. Наиболее яркими примерами командной экономики считаются экономика бывшего СССР и экономика фашистской Германии. 10 ДК 1939 вышел указ об уголовной ответственности несовершеннолетних с 12-летнего возраста. Только 25 АП 1956 вышел указ Президиума ВС СССР об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины.

28. Внешняя политика СССР 1920-х – 1930-х гг.

В истории советской дипломатии были и остаются проблемы, не получившие, по ряду причин, должного освещения в отечественной историографии. В частности, недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с оформлением и реализацией внешнеполитических приоритетов советского руководства в 1930-е гг. Внимание большинства исследователей привлечено к проблеме советско-германских отношений в 20-30 гг. ХХ века, а также к напряженной международной ситуации, которая сложилась накануне второй мировой войны. Достаточно сильным при оценке действий советской дипломатии в 30-е гг. является влияние штампов периода «холодной войны», как, например, «козни Коминтерна», «интриги Сталина и Гитлера», «сговор с агрессором» и т.д.

Появившиеся в последнее десятилетие работы Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., Поцелуева В.А., Бережкова В.М., Барсенкова А.С., Вдовина А.И. позволяют по-новому взглянуть на механизмы принятия внешнеполитических решений советским руководством в отношении «капиталистического







Сейчас читают про: