double arrow

Области деятельности Рулье

Развитие психологических знаний в русле естественных наук. Профессор К.Ф.Рулье и его вклад в психологию. Идеи зоопсихологии как науки.

Университет и общественная жизнь.

Вклад М.В. Ломоносова в становление университетской психологической науки. Психологические идеи в трудах Ломоносова.

М.В.Ломоносов о научном мировоззрении.

М. В. Ломоносов, как и многие великие ученые-естествоиспытатели, внес свой вклад не только в развитие наук, которые были предметом его профессиональной деятельности, но и в решение мировоззренческих проблем, а также в конкретную практическую деятельность по осуществлению задач, имеющих важное значение для общества.

Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова формировались как на основе великой философской традиции Нового времени, так и под влиянием выдающихся открытий в области естественных наук той эпохи. В своих работах он неизменно опирается на труды Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, хотя и относится к ним критически, подвергая строгому научному анализу.

Вопрос научной критики весьма важен для прогресса науки в любые времена, при этом М.В. Ломоносов убежден, что критикуя труд исследователя, надо хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения.

Основываясь на достижениях предшествующей науки и философии, использовав все лучшее, что в них содержалось, М.В. Ломоносов при этом отмечал, что не хотел бы следовать какому-нибудь ученому или философу – ни Аристотелю, ни Декарту, ни Ньютону. Разобравшись в их учениях, русский ученый старался выработать свою собственную систему основных принципов объяснения природы. Поэтому в значительной мере философское, научное мировоззрение М.В. Ломоносова формировалось под влиянием его собственных естественнонаучных исследований, в основе которых лежало опытное знание и его рациональное осмысление. В своих умозаключениях и общетеоретических выводах русский ученый поднимался до уровня философских обобщений, которые в свою очередь, оказывали влияние на его естественнонаучную деятельность.

Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии. Психологическая мысль развивалась в структуре Московского университета с момента его основания. В XVIII в. психология еще не являлась самостоятельным предметом и разрабатывалась учеными разных специальностей – профессорами философии, физиологии, медицины, биологии. Ее истоки восходят к основателю нашей Almamater - М.В.Ломоносову. В его трудах по физике, химии, горному делу, грамматике, риторике, в письмах и служебных документах - проектах и отчетах о работе Академии наук, Академической гимназии и Университета содержится широкий спектр материалов по различным психологическим вопросам, в частности, по вопросу о природе ощущений.

Среди многих трудов Ломоносова нет ни одного психологического, однако, он рассматривал вопросы психологии в контекстах научных трудов, деловых записках, отчетах и литературных произведениях.

Поднял вопросы об ощущениях человека, связав их с природой корпускулярной теории (корпускулы действуют на нервные окончания).Он задался вопросом о том, как человек ощущает и воспринимает цвета. И в одном из контекстов «О свете» он поднимал этот вопрос.

В связи с практическими задачами ораторского искусства - Ломоносов делает предметом специального анализа страсти. Анализ включает подробное описание многочисленных страстей, особенностей их внешнего выражения, причин возникновения, классификацию, а также советы (правила) по воспитанию страстей.

В «Российской грамматике» Ломоносов развивает идеи о языке и речи, которые рассматриваются в связи с большими философскими вопросами - о связи языка и мышления, языка и общения, о соотношении слов и вещей в контексте споров о природе универсалий.

Наиболее богато психологическими идеями сочинение Ломоносова по риторике. Он говорил, что слово человека предполагает не только воздействие на ум или сознание человека, но и воздействие на внимание человека, его чувства, захватывать человека целиком.

18. Известные деятели культуры и науки – выпускники и сотрудники Московского университета: назвать имена, дать 2-3 характеристики более подробно.

В.Я. Брюсов (поэт, прозаик, лит. критик), В.Ф. Одоевский (писатель, философ, педагог), А.С. Грибоедов (писатель, дипломат, драматург), А.П. Чехов (писатель, драматург).

С.П. Боткин (врач-терапевт, общественный деятель), Н.И. Пирогов (хирург и анатом), И.М. Сеченов(врач-физиолог, внес огромный вклад в изучение рефлексов), П.Б. Ганнушкин (основатель малой психиатрии, внес большой вклад в индивидуальное различие людей: параноиков, истериков)

А.Д. Сахаров (1921-1989) - российский физик и общественный деятель, академик АН СССР. Один из создателей водородной бомбы в СССР. Лауреат Нобелевской премии мира (1975), один из авторов первых работ по проблеме управляемого термоядерного синтеза. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. С конца 50-х годов активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — начала 70-х годов Андрей Дмитриевич один из лидеров правозащитного движения.

Б.Л. Пастернак (1890 - 1960) - русский поэт, писатель, один из крупнейших поэтов XX века. Родился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией. Для совершенствования философских знаний в 1912 семестр проучился в Марбургском университете в Германии. В 1913 возвратился в Москву. Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Под угрозой выдворения из СССР от премии отказался.

Так как здание, отведенное для обучения, было непригодно для обучения, стали сниматься комнаты на Моховой улице у дворян. Наконец, в 1793 году было построено здание Московского Университета по проекту Казакова, но в 1812 году здание целиком сгорело, так как в качестве основного материала использовалось дерево. Оно было восстановлено архитектором Жилярде в 1819 году.

В 1830 году построено еще одно здание Московского Университета.

Все это стало называться университетским городком.

С самого начала профессора читали лекции для всех желающих, дабы привить вкус к науке. Например:

В 1772 году в 200-летие Петра I С.М. Соловьев читал лекции публично в Благородном Собрании Колонного зала

1880 год, открытие памятника Пушкину. Произошло заседание, посвященное этому событию, там же и читали лекции.

При Университете начали возникать научные сообщества, включая в себя не только сторонников Московского Университета, но и других людей. Например, в 1885 году было создано психологическое сообщество, в которое входили Л.Н. Толстой, А.А. Фет и другие.

При Университете также открывались музеи: исторический музей, политехнический музей, зоологический музей и так далее. Но впоследствии музеи отделились от Университета.

Некоторые деятели Московского Университета создавали центры культурного и научного назначения. Например, в середине 19-го века Строганов открыл бесплатную школу рисования, которое позже стало называться Строгановским училищем.

Помимо этого в студенческой среде Университета не утихали беседы о возможном дальнейшем развитии будущего России. В связи с мнениями возникали славянофилы, западники и другие сообщества.

Университет воспитывал элиту, ум, формировал будущих «строителей» российского общества, а общество в свое время финансово поддерживало Московский Университет (финансирования купцов, помещиков и так далее).

Непосредственно Психологический институт был создан в 1912 году с помощью мецената Щукина.

20. Университет как культурный центр: музеи, научные общества в структуре университета.

При Университете начали возникать научные сообщества, включая в себя не только сторонников Московского Университета, но и других людей. Например, в 1885 году было создано психологическое сообщество, в которое входили Л.Н. Толстой, А.А. Фет и другие.

При Университете также открывались музеи: исторический музей, политехнический музей, зоологический музей и так далее. Но впоследствии музеи отделились от Университета. Сейчас есть музеи: Научно–учебный музей землеведения, Научно–исследовательский институт и музей антропологии им. Д.Н. Анучина, Научно–исследовательский зоологический музей,Музей истории МГУ

Некоторые деятели Московского Университета создавали центры культурного и научного назначения. Например, в середине 19-го века Строганов открыл бесплатную школу рисования, которое позже стало называться Строгановским училищем.

Помимо этого в студенческой среде Университета не утихали беседы о возможном дальнейшем развитии будущего России. В связи с мнениями возникали славянофилы, западники и другие сообщества.

Университет воспитывал элиту, ум, формировал будущих «строителей» российского общества, а общество в свое время финансово поддерживало Московский Университет (финансирования купцов, помещиков и так далее).

21. На каких факультетах и в каких областях знания возникали и развивались психологические представления в университете в XVIII – XIX вв.

Психологическая мысль развивалась в структуре Московского университета с момента его основания. В ХVIII в. она еще не являлась самостоятельным предметом и разрабатывалась учеными разных специальностей – профессорами философии, физиологии, медицины, биологии. Ее истоки восходят к основателю нашей Almamater - М.В.Ломоносову (1711-1765). В связи с практическими задачами ораторского искусства Ломоносов предпринимает описание страстей. Его анализ включает подробное описание многочисленных страстей, особенностей внешнего выражения страстей, причин их возникновения, их классификацию, советы (правила) по воспитанию страстей.

Первоначально психология как самостоятельная дисциплина в университете не преподавалась.

Психологические главы включались в читаемые на философском факультете философские курсы логики, метафизики, моральной философии. Философские курсы преподавали сначала профессор философии из Тюбингена И.Г.Фромманн (в течение1756-1764 гг.), а затем русские профессора математик и философ Д.С.Аничков (1733-1788) и его ученик А.М.Брянцев (1749-1821). Критически анализируя труды Декарта и Лейбница, содержащееся в них решение психофизической проблемы, основываясь «на несомнительных опыта свидетельствах», Аничков обосновывает тезис как о зависимости души от состояний организма, так и наоборот, положение о том, что «движения, собывающие в теле, зависят от желаний, воспоследовавших в душе». После Аничкова преподавание философии, в которую также включались психологические темы, осуществлял А.М.Брянцев. Он читал также отдельный курс, который назывался «эмпирической психологией». Брянцев подчеркивал тезис о целостности человека как физического организма: «все части и члены, жилы, мышцы и нервы…между собой связаны и в теснейшем находятся союзе». В согласии с органической жизнью протекает и душевная деятельность человека. Ее источником являются ощущения («чувства»). С помощью рассуждений образуются намерения и действия. Брянцев указывал на факт развития психики, которое понимал как непрерывный процесс, начинающийся от младенчества и продолжающийся до смерти. Включением Аничковым и Брянцевым в философию психологических идей начинается развитие психологии в Московском университете.

В 1844-48 гг. на кафедре российского законодательства юридического факультета Московского университета работал известный историк, правовед и психолог К.Д.Кавелин (1818-1885). Занимаясь историей и правоведением, пришел к выводу о том, что для понимания истории необходимо изучение духовной жизни народа. Хотя наиболее целостно его психологический взгляды представлены в трудах «Задачи психологии» (1872) и «Задачи этики» (1884-86)

При Московском университете в это же время создается Психологическое общество. Его учредителями и первыми членами стали профессора университета. Эта линия в деятельности Психологического общества, которое в своей работе не замыкалось в узком кругу ученых и проблем, интересующих только их, была детерминирована реалиями московской жизни того времени, она определялась местом, которое занимал университет в духовной и культурной жизни Москвы. Названные направления в деятельности Психологического общества заложили фундамент московской психологической школы с ее высокой философской и теоретической культурой, научной строгостью исследований, неразрывной связью научных исканий с запросами общества, чутким вниманием к этической нравственной стороне научной работы.

В естественнонаучном направлении психологическая мысль развивалась в университете на естественном отделении физико-математического факультета и на медицинском факультете. На естественном отделении физико-математического факультета деятельностью В.А.Вагнера (1849-1934) и А.Н.Северцова (1866-1936) была основана крупная университетская научная школа сравнительной психологии.

Традиционно психологическая мысль в Московском университете развивалась также на медицинском факультете. В 90-е годы Х1Х в. здесь действовал выдающийся русский ученый и педагог физиолог И.М.Сеченов (1829-1905). С Московским университетом связаны годы учебы Сеченова на медицинском факультете (1851-1856) и последний период его творчества (1889-1901) как профессора кафедры физиологии, где он вел большую научную и педагогическую работу. Врачи-психиатры, многие из которых были членами Психологического общества, в своей деятельности обращались к фактам душевной жизни, пытаясь объяснить их как проявление всей личности. В трудах А.Н.Бернштейна («Экспериментально-психологическая методика распознавания психических болезней, 1905-1906; «Практические методы экспериментально-психологического исследования личности», 1909 и др.), Г.И.Россолимо («Психологические профили», 1910) предпринимались попытки экспериментальных исследований психических явлений в практических целях – для понимания причин, диагностики и лечения психических и нервных болезней.

В естественных науках выделился профессор Московского Университета Максимович, первый директор ботанического сада.

В эти же годы действовал на медицинском факультете Мудров и его ближайший ученик Пирогов.

А также К.Ф.Рулье, ученый-естествоиспытатель, биолог, заведующий кафедрой зоологии основал зоопсихологию как университетскую область научного знания. Ученики Московского Университета (1840 - 1850 годов) называли это время «эпохой Рулье». 1814 – 1858

Нижний Новгород, из простой семьи французских эмигрантов (отец простой сапожник, мать – повитуха, но высшего уровня). Сначала он учился в Новгороде, в 1825 года Рулье поступает в Медико-хирургическую академию и заканчивает ее в 1930 году, получив специальность лекаря. Затем он работал в течении трех лет военным врачом в полку.

В 1836 году Фишер предложил Рулье быть помощником профессора, и Рулье читал лекции о зоологии, минералогии, а также заведующий кафедрой истории. Защитил научную диссертацию о геморрое и впоследствии был приглашен работником в МУ, где становится заведующим кафедрой зоологии.

В 1841 он выступил с первой публикацией, называющейся «Сомнения в зоологии как в науке», где он показал плачевное состояние этой науки за рубежом, и поставил задачу разработку зоологии как науки, ее методов и основных понятий. «С этого времени вся моя профессиональная деятельность была ничем иным как выражение того труда, как удовлетворение этого требования» - как говорил сам Рулье.

• Исследования в области зоологии

• Пропагандистская деятельность в области популяризации науки

• Преподавание

Написал много трудов, например «Общая зоология».

Он задолго до Дарвина развивал эволюционные идеи, он отвергал учение о неизменности видов и говорил о необходимости зоологии и зоопсихологии для изучения данного вопроса с физической и психической стороны. А также сформулировал понятия изменчивости и наследственности как важнейшие в биологии.

Факты в науке, опора на опыт – важнейший компонент развития науки. Но факты должны быть объяснены и расшифрованы.

Один из его учеников назвал его зоологом-мыслителем. То есть, это изучение целостного организма во взаимодействии его в окружающей средой – что он называл зообиологией. А затем поведение и психология животных – зоопсихология. Зоопсихологию он отличал от антропологии и всего того, что связано с человеком.

В 1854 году он создал журнал «Вестник естественных наук». Создан для общедоступного развития научных сведений из всех новостей естествознания, то есть популяризации науки. Также имелись публичные лекции Рулье, где он показывал условия возникновения жизни на земле, рассматривал развитие животных и растений под влиянием различных условий (органическая доисторическая жизнь) и историческую эпоху во время появления человека

23. Развитие психологических знаний в русле физиологии и медицины. Университетские врачи-психиатры и невропатологи: имена, вклад в психологию. Создание психологических лабораторий на медицинском факультете.

В рамках психиатрии врачами был внесен вклад в психологию, завершившейся образованиям особой области – патопсихологии.

С.С. Корсаков – основатель Московской психиатрической школы. Он начал свой курс психиатрии с изучения элементарных знаний по психологии, так как знакомство с психологическими знаниями имеет определяющее значение в подготовке врачей-психиатров. А также он показал, что психиатрия приносит свой вклад в психологию. «Об алкогольном параличе» - докторская диссертация. Он описал в ней особые проявления нарушения психики – нарушение памяти, заключающееся в том, что больные – крайне забывчивы на события недавнего прошлого. Они знают о том, что было давно, но не помнят то, что с ним произошло недавно. Эта болезнь получила название синдром Корсакова. «К психологии микроцефалов» - (людей, у которых слаборазвит головной мозг) в ней он точно описывает человека, который живет с этой болезнью. Его речь бессвязна, присутствует неспособность к обучению, непонимание последовательности действий. Этот опыт чрезвычайно важен для того, чтобы не забывать, что высшие психические функции человека не дарованы богом, а присутствуют у каждого, имеющего здоровый мозг. В 1879 году в Лейпциге, Германия, Вундт открывает свою собственную психологическую лабораторию, где в психологии внедряется особый метод – эксперимент. И Корсаков покупает некоторый инструментарий данной лаборатории. И в 1895 году в структуре психиатрической клиники открывается первая лаборатория экспериментальной психологии, заведовал которой ученик Корсакова – А.А. Токарский. Она была необходима для обучения студентов-психиатров работе над человеком, практике, исследованию. То есть, происходит образование связи обучения с исследованием в Московском Университете.

Н.Н. Баженов – ученик С.С. Корсакова, психиатр. Ему была близка творческая среда и литература. Он искал в творчестве различных писателей некоторые патологические черты – патография.

В.П. Сербский – также ученик С.С. Корсакова, основатель судебной психологии и психиатрии. Его главным вкладом была научная постановка судебно-медицинской экспертизы преступника, изучение психики преступника с целью правильного вынесения приговора. Разрабатывал проблемы вменяемости/невменяемости.

П.Б. Ганнушкин – основатель малой психиатрии, внес большой вклад в индивидуальное различие людей: параноиков, истериков. «Очень трудно провести грань между нормой и болезнью, ведь все мы иногда бываем вспыльчивыми, недовольными – это норма. Это проходящее состояние». Он сформулировал общие признаки для человека, находящемуся на грани между нормой и болезнью. Это учение – психопатия. Психопат – это человек, который всегда пребывает в определенном настроении, и первый признак психопатии – постоянство известных психологических особенностей, проявляющихся всегда и везде. Психопаты, помещенные в психическую больницу, чувствуют себя там плохо, но также им плохо и среди людей. Поэтому он требовал понимания со стороны людей, что помогает сгладить эти трудности и, возможно, излечить таких людей.

Г.И. Рассолимо – детский невропатолог и психоневролог. Он открыл на свои средства клинику для нервно больных детей и разработал методику психологического обследования детей – психологические профили Рассолимо. Он устанавливал характеристики памяти, мышления, восприятия ребенка, на сколько они соответствуют нормальным показателям. Он исследовал особенности психики ребенка, степень пораженности его болезнью и общий уровень его психики и производил коррекционную работу с этими детьми, или же ставил диагноз. Завещал эту клинику Московскому Университету.

И.М. Сеченов – врач-физиолог, внес огромный вклад в изучение рефлексов. Начиная с 1860 годов «Современник» обратился с просьбой научно объяснить «пружины» человеческого поведения. И И.М. Сеченов написал статью «Рефлексы головного мозга», в которой предложил свое научное понимание психики. Идея: психика – это внутренний мир человека, но он складывается под влиянием внешних воздействий, и является мощным регулятором поведения. Он раздвинул область изучения психологии, включил в нее не только внутреннюю реальность, но и внешнюю реальность, что крайне важно. Сформулировал новые методы изучения психики – генетические (нужно изучать психику с момента рождения)

24. Роль университета в становлении сравнительной психологии: имена. Основные идеи.

Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животного и человека, об общем и различии в психике животных и человека.

Своими конкретными исследованиями эволюции психики, часть которых была выполнена на кафедре зоологии, сравнительной анатомии и физиологии физико-математического факультета, профессор В.А. Вагнер (1845-1934) заложил основы сравнительной психологии в России. В XIX веке в МГУ сравнительная психология включала в себя три раздела:

    1. Детская психология
    2. Психология животных
    3. Психология примитивных народов

Сегодня сравнительная психология является разделом зоопсихологии. Её основным содержанием является сравнение психики высших приматов и человека. Большое внимание уделяется орудийной и конструктивной деятельности животных и человека.

Отечественная школа зоопсихологии традиционно обращалась к принципам деятельностного подхода школы А.Н. Леонтьева.

В 1977 г. стараниями А.Н.Леонтьева, бывшего тогда заведующим кафедрой и деканом факультета психологии, при кафедре общей психологии была создана лаборатория зоопсихологии.

Один из ведущих зоопсихологов нашей страны - профессор факультета психологии МГУ К.Э.Фабри (1923-1990). Основная тематика его работ, значительная часть которых выполнена в стенах факультета психологии, раскрывает различные аспекты онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов и др.

Научным руководителем К.Э.Фабри и в студенческие годы и в годы его первых самостоятельных исследований была Надежда Николаевна Ладыгина-Котс - ведущий отечественный зоопсихолог. С именем Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс связаны расцвет развития отечественной и мировой психологии, приматологии и антропологии в разделе, касающемся антропогенеза. Ее заслуги в области зоопсихологии, детской и сравнительной психологии были широко признаны и оценены по достоинству ее современниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: